Как с ним справиться


 Он легко отвлекается, и это вам поможет. Годовалый ребенок так стремится изучить окружающий мир, что не знает, с чего начать и на чем остановиться. Если он увлечен связкой ключей, вы можете заставить его выпустить ключи, дав взамен сбивалку для яиц. Его способность отвлекаться — один из рычагов, при помощи которых разумные родители им управляют.

Что нужно сделать в доме, когда ребенок начинает ходить. Когда говоришь матери, что ее ребенок перерос кроватку и манеж и что пора его выпускать на пол, она с расстроенным видом отвечает: «Но я боюсь, что он поранится. Или что-нибудь сломает». Рано или поздно придется опустить его на пол, если не в 10 месяцев, то в 15, когда он начнет ходить. Тогда он не станет осторожнее, и вам будет так же трудно его контролировать. В каком бы возрасте вы ни предоставили ему свободу в доме, вам лучше к этому подготовиться.

Как предотвратить несчастные случаи с годовалым ребенком, как уберечь от него мебель и другие вещи? Во-первых, в комнатах, где он находится, должно быть большинство таких вещей, с которыми ему разрешено играть. Тогда придется запрещать только немногое. Если вы попытаетесь запретить ему трогать все или почти все, сами будете выходить из себя и ребенка доведете до истерики. Если ему многое разрешено и есть чем заняться, он не будет хотеть того, чего нельзя делать. С практической точки зрения, это означает, что нужно убрать хрупкие пепельницы, вазы и украшения с низких столиков и поставить их так, чтобы ребенок не мог дотянуться. Это означает также, что нужно убрать с нижних полок книжных шкафов ценные книги и вместо них положить старые журналы. Поставьте ценные

книги так плотно, чтобы ребенок не мог их вытащить. На кухне поставьте кастрюли и сковородки на нижние полки, а фарфор и продукты — на верхние. Одна мать заполнила нижний ящик письменного стола старой одеждой, игрушками и другими интересными предметами и позволила ребенку копаться в них, сколько хочет. Как научить ребенка не трогать то, что запрещено. Это главная проблема в возрасте между годом и двумя. Всегда остаются вещи, которые ребенку нельзя трогать. Например, лампы на столах. Он не должен тянуть за провод или переворачивать столик. Он не должен трогать горячую плиту, или включать газ, или вылезать из окна.

   На первых порах слова «нет» недостаточно. Вы не остановите ребенка, сказав ему «нельзя», во всяком случае не вначале. Даже позже все зависит от тона вашего голоса, от того, насколько часто вы это говорите и как серьезно настроены. Даже если ребенок по собственному опыту узнал, что это такое, и видит, что вы говорите совершенно серьезно, это не самый надежный метод. Не кричите «нельзя» не своим голосом через всю комнату. Это ставит его перед выбором. Он говорит себе: «Трус ли я, послушаюсь ее - или буду мужчиной и потяну за провод?» Помните, что природа заставляет ребенка все испытывать и противоречить приказам. Весьма вероятно, что он будет продолжать поступать по-своему, в то же время краем глаза поглядывая на вас, чтобы проверить, рассердились вы или нет. Гораздо разумнее, как только он начал делать что-то неразрешенное, подойти к нему, подхватить и перенести в другую часть комнаты. В то же самое время вы можете сказать «нельзя». Вы одновременно учите его и демонстрируете, что это значит. Немедленно дайте ему старый журнал, пустую сигаретную пачку или еще что-нибудь интересное и безопасное. Нет смысла давать ему погремушку, которая уже несколько месяцев как ему надоела.

А если он через несколько минут вернется к лампе? Отведите его и снова отвлеките, быстро, решительно и доброжелательно. Опять скажите «нельзя», подкрепляя свои действия. Посидите с ним минутку и покажите, что можно сделать с новой игрушкой. Если необходимо, уберите лампу за пределы его досягаемости или даже вынесите ее из комнаты. Вы тактично, но твердо показываете ему, что ваше решение непоколебимо и что лампа не игрушка. Не вступайте в споры, рассуждения, не ругайте ребенка, не смотрите на него сердито — все это не поможет, он будет только сильнее упрямиться.

Но вы можете возразить: «Он никогда не научится, если я его не буду учить». Научится. Научится гораздо быстрее, если вы будете говорить таким тоном, словно это самой собой разумеется. Если вы грозите пальцем ребенку, который еще не знает, что «нельзя» значит «нельзя», вы только побуждаете его поступить по-своему. Ему хочется проверить, можно ли ослушаться. И если вы схватите его, поставите перед собой и начнете ругать, это подействует не лучше. Вы не дали ему возможности отступить с достоинством или забыть о происшествии. Ему приходится либо покорно сдаваться, либо не слушаться.

Я вспоминаю миссис Т., которая постоянно жаловалась, какая у нее непослушная дочь. Как раз в этот момент вошла в комнату Сузи, нормальная озорная шестнадцатимесячная девочка. Увидев ее, миссис Т.. тут же неодобрительно сказала: «Не забудь, Сузи, нельзя подходить к радиоприемнику». Сузи совсем и не думала о радиоприемнике, но теперь ей пришлось о нем вспомнить. Она повернулась и неторопливо направилась к нему. Миссис Т. впадала в панику, как только кто-нибудь из ее детей начинал проявлять самостоятельность. Она боялась, что не сможет контролировать их. И в тревоге поднимала шум там, где не нужно было. Похоже на человека,: который учится ездить на велосипеде и увидел впереди камень. Он так нервничает, что наезжает прямо на камень.

Представим себе, что ребенок подходит к горячей печи. Мать не станет сидеть, ограничившись словом «нельзя», сказанным неодобрительным тоном. Она вскочит и отведет ребенка. Она не сможет поступить иначе, когда нужно действительно помешать ребенку что-то сделать, а не поупражняться в том, у кого воля сильней.

Не торопитесь и действуйте решительно. Мать двадцатимесячного мальчика каждый день берет его с собой в магазин. Но жалуется, что он не идет рядом с ней, а отходит и поднимается на каждое крыльцо, мимо которого они проходят. Чем больше она его торопит, тем чаще он задерживается. Когда она его ругает, он убегает в противоположном направлении. Она опасается, что у него могут возникнуть проблемы с поведением. Таких проблем у ребенка еще нет, хотя они могут возникнуть. Он не в таком возрасте, чтобы постоянно помнить о магазине. Натура говорит ему: «Воспользуйся этой прогулкой для исследования! Посмотри на эти ступеньки!» Каждый раз как мать его зовет, она напоминает о его новом стремлении самоутвердиться. Что делать в таком случае матери? Если ей нужно сходить в магазин быстро, она повезет его в коляске. Но если она хочет сходить в магазин и заодно прогуляться, нужно отвести на это вчетверо больше времени, чем если бы она пошла одна, и позволить малышу отвлекаться. Если она пойдет медленнее, ребенок не будет отвлекаться на каждом шагу.

Вот еще одно трудное положение. Пора идти обедать, но ребенок, довольный, копается в земле. Если вы скажете «Пора идти», подразумевая своим тоном «Больше тебе нельзя играть», вы столкнетесь с сопротивлением. Но если вы весело скажете: «Попробуй-ка подняться по ступенькам», он, возможно, и захочет это сделать. Но предположим, он устал, капризничает, и в доме его ничего не привлекает. Ребенок начинает упрямиться. Я бы взял его на руки и отнес домой, даже если он визжит и брыкается, как поросенок. Делайте это с уверенным видом, как будто говоря ему: «Я знаю, что ты устал и раздражен, но нам все равно пора идти». Не ругайте его: он все равно не поймет, что ведет себя неправильно. Не спорьте с ним: вы его все равно не переубедите, только рассердитесь сами. Маленький ребенок, который чувствует себя несчастным и устраивает сцену, в глубине души понимает: мать знает, что делает, — и поэтому постепенно успокоится.

 Ребенок, который роняет и бросает вещи. В возрасте одного года ребенок учится нарочно ронять вещи. Он наклоняется из своего креслица и бросает на пол еду или одну за другой выбрасывает игрушки из кроватки. А.потом начинает плакать, потому что лишился их. Раздраженная мать подозревает, что он над ней издевается. Но он о ней даже не думает: он зачарован своим новым умением. Он хочет весь день что-нибудь бросать, как мальчик с утра до вечера готов кататься на новом велосипеде. Если вы поднимаете брошенные им вещи, он тут же понимает, что в эту игру могут играть двое, и радуется. Лучше не приучать его к тому, что вы сразу поднимете брошенные им игрушки. Посадите ребенка на пол или на землю, когда он приходит в такое настроение. Можно привязать его любимые игрушки к кроватке веревочкой сантиметров 30 длиной (если веревка будет длиннее, ребенок может в ней запутаться). Другие игрушки привяжите к коляске. Нельзя разрешать ему бросать еду, но он не начнет, пока не наестся. Когда он начинает ее бросать, тут же решительно унесите поднос с едой и дайте ребенку возможность поиграть. Если будете ругать ребенка за то, что он бросает вещи, ничего не добьетесь, только сами расстроитесь.

Обновлено: 2019-07-09 22:44:31