Бить или не бить?

Категория: Дошкольная психология и педагогика детей

К сожалению, такой вопрос еще не исчез из обихода в родительском воспитании. Хотя педагогическая наука и практика давно уже дают на него однозначный ответ: бить ребенка нельзя! Ни при каких обстоятельствах. А телесное наказание в воспитательных целях — вообще нелепость. Потому что ничего, кроме вреда, оно не приносит.

И тем не менее... Многие родители, особенно отцы, считают, что главное в их общении с детьми — строгость, требовательность, подкрепленные силой. Глубокое заблуждение! Послушание, основанное на страхе, притворно, телесное наказание, даже родительской рукой, унизительно. Эти чувства разъедают душу ребенка, портят его характер. Человек не может вырасти правдивым, честным, открытым, если с малых лет он живет в постоянном страхе перед розгой, ремнем, подзатыльником. Он рано начинает лгать, изворачиваться, хитрить. И это становится привычкой на всю жизнь.

«За битого двух небитых дают» — можно услышать в оправдание от сторонников «жесткого» воспитания. Но чаще это не столько убеждение, сколько собственная распущенность. Конечно, куда легче отшлепать беззащитного малыша, чем постараться понять его оплошность, шалость, неумение. Гораздо труднее найти подход к душе сына или дочери, расположить к откровению, проявить собственное терпение, выдержку в острой ситуации. Но, право же, стоит совладать с собой, если принять во внимание как доказанное жизнью: дети, которых воспитывают «битьем», не могут нормально развиваться ни духовно, ни физически, ни нравственно. Жестокость калечит душу ребенка.

И не стоит тут прикрываться соображениями дисциплины. Вот по этому поводу авторитетное мнение известного педагога А. С. Макаренко: «Если вы бьете вашего ребенка, для него это во всяком случае трагедия — или трагедия 1 боли и обиды, или трагедия привычного безразличия и жестокого детского терпения.

...Вы думаете, это нужно для дисциплины? У таких родителей никогда не бывает дисциплины. Дети просто боятся родителей и стараются жить подальше от их авторитета и их власти. И часто рядом с родительским деспотизмом ухитряется жить и дебоширить детский деспотизм, не менее дикий и разрушительный. Здесь вырастает детский каприз, этот подлинный бич семейного коллектива. В условиях обоюдного деспотизма погибают последние задатки дисциплины и здорового воспитательного процесса. Не самодурство, не гнев, не крик, а спокойное, серьезное и деловое распоряжение — вот что должно внешним образом выражать технику семейной дисциплины».

Интересное