Как бороться с дислексией?

Категория: Нормы развития

чтениеДисликсией считается нарушенная способность человека читать, что обусловлено не сформированными (нарушенными) психическими функциями, которые принимают непосредственное участие в процессе чтения.

Признаки

Признаки дислексии - присутствие стойких, повторяемых ошибок в процессе чтения:

  •  При чтении пациент смешивает звуки.
  •  Чтение по буквам.
  • Искажается структура слогов в словах.
  •  Прочитанный текст остаётся не осмысленным.

Страдают от дислексии дети.

Наличие данной патологии у ребёнка можно в тот период, когда он достигает дошкольного и школьного возраста.

Способы диагностики заболевания

Для диагностики специалисту необходимо оценить уровень развития письма, чтения, устных речевых и неречевых способностей пациента.

В случае необходимости врач может назначить аппаратное исследование (ЭхоЭг, ЭЭГ), дополнительные консультации у следующих специалистов: невролог, офтальмолог.

Для борьбы с данной патологией следует направить основное лечение на восстановление устных речевых способностей, а также неречевых функций.

Типы

Логопеды различают два типа нарушения речевых функций:

  1.  Частичное нарушение речевых функций в процессе чтения – дислексия.
  2.  Полная неспособность к навыкам чтения – алексия.

Стоит упомянуть эта патология часто является сопутствующим заболеванием другой неврологической патологии, связанной с нарушениями у человека речи при письме - дисграфии.

Что может спровоцировать возникновение и проявление дислексии?

Предполагается несколько причин, которые могут быть причастны к развитию данной патологии:

• Патология биологического характера, которая провоцирует возникновение минимальной дисфункции мозга.

• Повреждения перинатального периода: наличие гипоксии мозга у плода в дородовой период, врождённый порок сердца у плода и наличие этой же патологии у матери и так далее.

• Поражённая центральная нервная система токсического характера (алкогольное или медикаментозное отравление).

• Поражение мозга головы инфекцией (перенесённые женщиной в период беременности такие заболевания, как краснуха, грипп, корь).

• Повреждения механического типа при затяжных родах.

• Наличие черепно-мозговой травмы.

• Детские инфекции, например, полиомиелит.

• Истощение.

• Социальные факторы: недостаток общения посредством речи, запущенное воспитание.

Дислексия имеет определённую классификацию:

• Литеральная дислексия. При ней пациент с трудом усваивает отдельные звуки и буквы.

• Вербальная дислексия. Пациент с трудом усваивает чтение слов.

В зависимости от механизма развития данная патология делится на следующие типы:

• Фонематическая дислексия. Он характерен наличием у пациента недоразвитой способности к анализу, синтезу и фонематическому анализу.

• Семантическая дислексия отличается тем, что пациент при ней бедный словарный запас, не усваивает ситаксические значения и не понимает смысла в структурных закономерностях в построении предложений.

• Аграмматический тип дислексии представляет собой несформированный строй грамматической речи, пациент при этом оказывается не способным усваивать морфологию и функциональность в общении.

• Мнестический тип дислексии характерна наличием нарушенной способности в памяти, отвечающей за речь. Пациент испытывает трудности в восприятии звуков относительно соответствующих букв.

• Оптический тип дислексии. Пациент испытывает сложность в соотношении зрительных пределов с пространственными.

• Тактильный тип дислексии. Развивается у пациентов в связи с недостаточно чётким восприятием тактильных функций, обладающим слабым зрением.

Это заболевание необходимо своевременно диагностировать и подвергать лечению, ведь от его результатов зависит будущее ребёнка, его возможности в социальной и профессиональной сфере, личной жизни.

Для борьбы с дислексией среди специалистов распространён метод коррекции заболевания. Коррекция данной патологии подразумевает коррекционную работу со всеми нарушениями в речевой сфере.

Врач – логопед проводит работу над устранением дефектов в произношении звуков, помогает пациенту освоить звукобуквенный и слоговый состав слов.

Как проводить профилактику дислексии?

Профилактические действия по данному заболеванию рекомендуется проводить с дошкольного возраста. Это способствует своевременному развитию у ребёнка зрительных и пространственных представлений, развитию памяти и внимания, аналитических способностей, развитию мелкой моторики.

Большое значение имеет факт преодоления ребёнком проблем с произношением звуков, способность постепенно выстраивать свою устную и письменную речь в соответствии с грамматическими и лексическими правилами.

Очень важно определить наличие заболевания у ребёнка на ранних сроках его развития. Это позволит начать своевременные занятия с логопедом, направленные на коррекцию дислексии, лучше, когда это происходит в дошкольном возрасте ребёнка. Это позволяет подготовить пациента к усвоению грамматического материала.

Интересное