Как бороться с дислексией?
Дисликсией считается нарушенная способность человека читать, что обусловлено не сформированными (нарушенными) психическими функциями, которые принимают непосредственное участие в процессе чтения.
Признаки
Признаки дислексии - присутствие стойких, повторяемых ошибок в процессе чтения:
- При чтении пациент смешивает звуки.
- Чтение по буквам.
- Искажается структура слогов в словах.
- Прочитанный текст остаётся не осмысленным.
Страдают от дислексии дети.
Наличие данной патологии у ребёнка можно в тот период, когда он достигает дошкольного и школьного возраста.
Способы диагностики заболевания
Для диагностики специалисту необходимо оценить уровень развития письма, чтения, устных речевых и неречевых способностей пациента.
В случае необходимости врач может назначить аппаратное исследование (ЭхоЭг, ЭЭГ), дополнительные консультации у следующих специалистов: невролог, офтальмолог.
Для борьбы с данной патологией следует направить основное лечение на восстановление устных речевых способностей, а также неречевых функций.
Типы
Логопеды различают два типа нарушения речевых функций:
- Частичное нарушение речевых функций в процессе чтения – дислексия.
- Полная неспособность к навыкам чтения – алексия.
Стоит упомянуть эта патология часто является сопутствующим заболеванием другой неврологической патологии, связанной с нарушениями у человека речи при письме - дисграфии.
Что может спровоцировать возникновение и проявление дислексии?
Предполагается несколько причин, которые могут быть причастны к развитию данной патологии:
• Патология биологического характера, которая провоцирует возникновение минимальной дисфункции мозга.
• Повреждения перинатального периода: наличие гипоксии мозга у плода в дородовой период, врождённый порок сердца у плода и наличие этой же патологии у матери и так далее.
• Поражённая центральная нервная система токсического характера (алкогольное или медикаментозное отравление).
• Поражение мозга головы инфекцией (перенесённые женщиной в период беременности такие заболевания, как краснуха, грипп, корь).
• Повреждения механического типа при затяжных родах.
• Наличие черепно-мозговой травмы.
• Детские инфекции, например, полиомиелит.
• Истощение.
• Социальные факторы: недостаток общения посредством речи, запущенное воспитание.
Дислексия имеет определённую классификацию:
• Литеральная дислексия. При ней пациент с трудом усваивает отдельные звуки и буквы.
• Вербальная дислексия. Пациент с трудом усваивает чтение слов.
В зависимости от механизма развития данная патология делится на следующие типы:
• Фонематическая дислексия. Он характерен наличием у пациента недоразвитой способности к анализу, синтезу и фонематическому анализу.
• Семантическая дислексия отличается тем, что пациент при ней бедный словарный запас, не усваивает ситаксические значения и не понимает смысла в структурных закономерностях в построении предложений.
• Аграмматический тип дислексии представляет собой несформированный строй грамматической речи, пациент при этом оказывается не способным усваивать морфологию и функциональность в общении.
• Мнестический тип дислексии характерна наличием нарушенной способности в памяти, отвечающей за речь. Пациент испытывает трудности в восприятии звуков относительно соответствующих букв.
• Оптический тип дислексии. Пациент испытывает сложность в соотношении зрительных пределов с пространственными.
• Тактильный тип дислексии. Развивается у пациентов в связи с недостаточно чётким восприятием тактильных функций, обладающим слабым зрением.
Это заболевание необходимо своевременно диагностировать и подвергать лечению, ведь от его результатов зависит будущее ребёнка, его возможности в социальной и профессиональной сфере, личной жизни.
Для борьбы с дислексией среди специалистов распространён метод коррекции заболевания. Коррекция данной патологии подразумевает коррекционную работу со всеми нарушениями в речевой сфере.
Врач – логопед проводит работу над устранением дефектов в произношении звуков, помогает пациенту освоить звукобуквенный и слоговый состав слов.
Как проводить профилактику дислексии?
Профилактические действия по данному заболеванию рекомендуется проводить с дошкольного возраста. Это способствует своевременному развитию у ребёнка зрительных и пространственных представлений, развитию памяти и внимания, аналитических способностей, развитию мелкой моторики.
Большое значение имеет факт преодоления ребёнком проблем с произношением звуков, способность постепенно выстраивать свою устную и письменную речь в соответствии с грамматическими и лексическими правилами.
Очень важно определить наличие заболевания у ребёнка на ранних сроках его развития. Это позволит начать своевременные занятия с логопедом, направленные на коррекцию дислексии, лучше, когда это происходит в дошкольном возрасте ребёнка. Это позволяет подготовить пациента к усвоению грамматического материала.