Цветы на приусадебном и пришкольном участках
Прежде чем начинать посадку цветов около дома и на усадьбе, нужно хорошо продумать места размещения цветов, их ассортимент, то есть составить план цветочного оформления, увязав его с общим планом усадьбы.
Цветы на приусадебном участке высаживают с целью цветочно-декоративного оформления, маскировки хозяйственных построек, а также получения срезочных цветов, семян.
С декоративной целью цветы высаживают главным образом у входа в дом и перед его фасадом. План декоративного оформления должен предусматривать сеть благоустроенных дорожек. Ширина главной дорожки, ведущей к дому, должна быть такой, чтобы на ней могли свободно разойтись два человека. Хорошо эту дорожку заасфальтировать, а еще лучше — выложить бетонированными или известняковыми плитами. Неплохие дорожки получаются из уложенного плашмя или в елочку кирпича. Остальные, второстепенные дорожки могут быть просто грунтовыми с покрытием галькой, щебнем, битым кирпичом, а еще лучше, когда по травяному покрову уложены неправильной формы плоские камни, между которыми пробивается травка.
Вдоль дорожек предусматривают посадку низкорослых цветов: виолы, маргариток, нарциссов, дернистого флокса и т. д. На дальнем плане — вдоль забора, стен — размещают высокорослые и вьющиеся растения.
Оформление фасада делают как можно более нарядным и аккуратным. Здесь предусматривают посадку красивых групп многолетников, смешанных бордюров, устройство рабаток, но большие клумбы не делают.
Все цветочное убранство будет выглядеть значительно эффектнее, если оно размещено на фоне газона. Поэтому лучше всего сразу же начать с посева перед домом газонной травы. Предварительно всю площадь хорошо разравнивают, вносят удобрение и засевают мятликом, овсяницей или смесью этих трав (8— 10 граммов на 1 кв. метр). Если величина участков, предназначенных для посадки цветов, значительна, то их оставляют незасеянными. Если же посадки цветов занимают немного места, то можно всю площадь сплошь засеять травами, а позже, после массового появления всходов трав, сделать разметку под цветы и высадить рассаду, предварительно обработав эти участки мотыгой или лопатой.
Следует отметить, что газон только тогда выполняет свою роль, когда его регулярно стригут или скашивают.
Если же из-за ограниченности участка или по каким-либо другим причинам газона не устраивают, то цветники обрамляют полосками дерна.
Как правило, участок перед фасадом дома оставляют открытым, ограничиваясь посадкой по его границам живой изгороди из низкорослых кустарников. Иногда перед домом высаживают один-два высокодекоративных кустарника или дерева, стараясь разместить их сбоку. Остальную площадь занимают газоном и цветами. И только в исключительных случаях, когда возникает необходимость защищать дом от сильного шума или пыли с улицы, применяют закрытый способ озеленения фасада дома, то есть перед домом высаживают преимущественно деревья и кустарники.
Для коллекций цветов, семенных и селекционных растений отводят участок на заднем плане, где и размещают растения преимущественно рядовым способом, придерживаясь определенных расстояний между растениями и предусмотрев удобный подход к ним.
Для декорирования и маскировки неприглядных хозяйственных построек используют чаще всего вьющиеся растения: дикий виноград, калистегию, хмель, декоративную фасоль, ипомею.
Озеленение пришкольного участка преследует цель не только декоративного оформления, но также защиты пришкольной территории от ветра, шума и пыли. Кроме того, посаженные растения используются как материал для занятий по ботанике.
На пришкольном участке размещают плодово-ягодный сад и питомник, коллекционный участок сельскохозяйственных и декоративных растений, тепличку,; парники, хозяйственные постройки и декоративные насаждения. Размер участка — 1—1,5 гектара. Все; насаждения должны занимать не менее 50 процентов1 площади, в том числе декоративные — 7—8 процентов.
Территорию школы по периметру обсаживают защитной полосой из деревьев и кустарников. Деревья высаживают обычно внутри ограды, но при возможности выносят их за ограду, чтобы увеличить площадь под цветниками.
В цветниках большое место отводят многолетникам. Семена однолетников высевают прямо в цветник. Цветение растений при этом наступит несколько позже, по это не беда, так как занятия в школе начинаются в сентябре, и цветущие растения послужат хорошим наглядным материалом по ботанике.
При оформлении фасада школы ограничиваются небольшим количеством видов и сортов декоративных растений, чтобы не создать излишней пестроты. Наряду с цветами здесь значительное место занимает газон, на фоне которого размещают рабатки, клумбы, группы цветов.
Для учебных целей отводят специальный участок, где разнообразие видов и сортов не ограничивается. Здесь же имеются участки под закладку различных опытов с цветами: по изучению способов их размножения (семенами, черенками, клубнями, луковицами и т. д.), применению удобрений, ростовых веществ и др.
При размещении цветов на пришкольном участке предусматривают наряду с посадкой культурных растений участок дикой природной флоры, куда высаживают растения с местных лесов и лугов. Устраивают альпийскую горку, на которую также высаживают преимущественно дикорастущие цветы.