Полезные и лечебные свойства пива

Пиво известно человечеству уже на протяжении тысячелетий. За свою высокую питательную ценность в древности этот напиток считался у многих народов основным продуктом питания. Популярное выражение «пиво — жидкий хлеб» знали уже в Древнем Египте и Вавилоне. В Египте были найдены памятники, указывающие, что пиво там варили уже в 2800 году до н. э. Сохранились настенные рисунки 2600-2190 гг. до н. э, демонстрирующие этапы приготовления пива разных сортов, начиная от обычного ячменного, темного, светлого мягкой консистенции, светлого с тончайшим ароматом и обычного пива из смеси разных видов солода и кончая пивом на основе пшеничного солода. Шутки ради, можно предположить, что не будь египтянам известен этот напиток, не было б того энтузиазма, благодаря которому мир увидел знаменитые пирамиды, которыми и по сей день все египтяне кормятся, заманивая туристов. Египтяне полагали, что навыки пивоварения передал людям бог урожая и подземного мира Осирис. Пиво в Древнем Египте называлось пелузийским напитком, поскольку лучшие сорта в те времена варились в городе Пелузии в устье Нила. Группа британских археологов во время раскопок в Тель-эль-Амарне обнаружила остатки пивоварни, принадлежавшей храму Солнца, построенному царицей Нефертити. Там же было обнаружено настенное панно, изображающее царицу, наливающую пиво через нечто, похоже на ситечко, чтобы очистить напиток от примесей. Сама Нефертити славилась мастерством приготовления ячменного напитка. Со времени фараона Рамзеса II пиво становится излюбленным напитком в Египте. Выпечка хлеба и пивоварение в Египте производилась по одной методике, поскольку пиво варили тогда из солодовенного хлеба, поджаренного или подсушенного на солнце. Пиво, лук и хлеб были основной едой небогатых слоев населения. Строитель пирамид в день получал паек, состоящий из трех ковриг

хлеба, трех жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука. До нас дошел один из рецептов изготовления пива, который заключается в следующем: ячмень (только хорошего качества) нужно несколько раз намочить до образования хлопьев, высушить; приготовить из него хлеб, добавив закваску; затем немного поджарить и снова настоять на воде.

Первое письменное упоминание о пиве относится к глубокой древности. Уже в Шумере (Шумер — страна на территории нынешнего Ирака, существовавшая в IV—II тысячелетиях до н.э.) знали и употребляли этот напиток. Их пиво называлось «сикару» и, уже в тот период в основе его производства был соложеный ячмень. Цивилизация Вавилона, пришедшая на смену шумерцам, продолжила эти традиции и оставила множество письменных упоминаний о социальной значимости пива. В знаменитом своде законов вавилонского царя Хамураппи, строго обозначены правила изготовления и продажи пива. Судя по тем мерам наказания, которые там указываются, вавилоняне очень любили пиво и можно с уверенностью считать, что древневавилонский напиток был отменного качества, ведь за разбавление пива водой пивовару угрожала смерть. У мошенника существовал выбор - быть утопленным в бочке продукта плохого качества или пить его, пока не упадет замертво. Из поучения Аниго узнаем, как встречали Матери своих детей-студентов: «Потом ты пошел в школу, а когда научился грамоте, я каждый день ждала тебя дома с пивом и хлебом». Ученые обнаружили древний манускрипт на папирусе, в котором около 3 тысяч лет назад отец упрекал сына в том, что он часто заходит в заведения, где пьют «гаг»(один из сортов пива). Упоминания о пиве существовали и в античности. В ту эпоху для облегчения хранения и транспортировки злаки обычно перемалывались в муку, и массе придавалась форма хлебных батонов. Перед употреблением эти пивные слитки было необходимо размельчить и погрузить образовавшуюся массу в воду, оставив бродить на несколько дней. В эпоху расцвета Древней Греции и Рима у пива появился серьезный конкурент — вино. Но пиво осталось по-прежнему очень популярным напитком, хотя и употреблялось очень редко и то только в качестве дурманящего лекарства. Наша цивилизация пошла по другому пути, познав, что сок виноградных ягод, постояв некоторое время, начинает бить в голову пьющих с гораздо большей силой. Римляне пивом пренебрегали, предпочитая ему разбавленное вино.

В Англии, Бельгии, а также в северной Франции пивоварение в почете с давних пор. У кельтов, скандинавов, германцев и

галлов пиво было неотъемлемой частью быта. Пиво и хлеб — жизненная основа каждой семьи. Между прочим, до начала средневековья, печь хлеб и варить пиво входило в обязанности женщины. Только на смене тысячелетий эта «привилегия» постепенно перешла к монастырям. И не удивительно: монахи обнаружили, что пиво является превосходной заменой пище во время поста. В средние века ячмень был одной из самых распространенных зерновых культур, и каждая семья варила свое «домашнее» пиво. Постепенно семейное производство уступило место пивоварению в почти государственных масштабах. Со временем оно стало одной из весомьгх частей экономики многих стран. Пивоварни росли как грибы, и это не слишком положительно отражалось на качестве пива. В конце XI века в пиво стали добавлять хмель, во многом придав ему тот вкус, который мы знаем сегодня. Чтобы прекратить «произвол» был издан «Баварский закон о чистоте пива». Этот закон действует и сегодня, и является одной из самых старых продовольственных норм. И нужно заметить, что это никак не повредило баварскому пиву, а даже наоборот.

Но к этому времени уже относятся и первые опасения по поводу чрезмерного увлечения хмельным напитком, приносящим вред здоровью при употреблении в больших количествах. На одной из каменных плит было высечено наставление: «Не погуби себя, когдасидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв...» Так же пиво считалось лекарственным средством, за свои дурманящие свойства. На ближнем востоке существовал даже иероглиф, обозначающий пиво. В 1927 г. академик Н.И. Вавилов во время одной из своих экспедиций писал об Абиссинии (Эфиопии): «Самое трудное в путешествии было поддерживать дисциплину каравана. Абиссиния — не только родина пшеницы и ячменя, но также крепких напитков. Из пчелиного меда приготавливают крепкий напиток «течь», из ячменя — пиво, которое называлось «тала». Для приготовления пива вместо хмеля использовался особый вид крушины. Стра-бон засвидетельствовал варение пива у эфиопов: «Эфиопыжи-вут питаясь просом и ячменем, из которого они приготовляют пиво». В действовавшем на территории Абиссинии в I—VI вв, государстве Аксум строителям храмов выдавали хлеб и пиво. Пиво пили из особых стаканов из рога, каждый из которых вмещал около полбутылки. В пиво добавлялся мед. В 1911 г. в европейской печати появилось сообщение, что одна мюнхенская фирма отправила в подарок императору Абиссинии несколько бутылок пива. В ответ последовало благодарственное письмо с

высказыванием, что «пиво пришлось всем по вкусу» и заказ еще на 200 бутылок.

Процесс производства пива не претерпел серьезных изменений со времен античности. Основа — настойка из проращенного зерна, обычно ячменя, с добавлением воды, дрожжей и хмеля, из которой позже, путем брожения, получают натуральный пенящийся напиток с небольшим содержанием алкоголя. Впоследствии, до начала промышленной революции, процесс производства пива оставался неизменным. В городах возникали сословия мастеров пивоваров, специализирующихся на изготовлении пива разных сортов. Однако затем благодаря техническим и научным открытиям, развитие технологии изготовления пива серьезно продвинулось, особо следует отметить работы Луи Пастера о брожении и пивных дрожжах.

Обновлено: 2019-07-09 21:36:52