Сексуальность

С рождения и до самой смерти человек является носителем определенного пола. Его самосознание и поведение неотделимы от этого знания, а при взаимодействии с окружающими он невольно учитывает половую принадлежность участников общения. Процесс формирования сексуально-эротической сферы человека тесно связан со становлением личности, уходит своими корнями в глубокое детство и поэтому получил название психосексуального развития.

Ребенок рождается с биологически обусловленным полом, а многие воспитательные воздействия оказываются очень полезным инструментом для уточнения и развития тех задатков, которые у ребенка уже есть. Они дают свободу для маневра только в тех рамках, которые установила природа.

Таким образом, процесс психосексуального развития связан с взаимодействием между врожденными задатками, индивидуальным опытом ребенка и освоением половой роли, под которой понимают существующие в обществе представления о правильном мужском и женском поведении.

Психосексуальное развитие в младенчестве

В раннем детстве удовлетворение физиологических потребностей составляет основу бытия ребенка. В этот период ребенок еще слишком мал и не имеет каких-либо эротически окрашенных переживаний. Все его действия или реакции возникают рефлекторно и обусловлены какими-то физиологическими процессами. Так эрекция у мальчиков обнаруживается еще в период внутриутробного развития, за несколько месяцев до рождения. У многих новорожденных мальчиков эрекцию наблюдают в течение первых минут после родов; у новорожденных девочек в течение первых суток возможны увлажнение влагалища и эрекция клитора.

Таким образом, очевидно, что половые рефлексы проявляются уже в младенческом возрасте и даже во время внутриутробного развития. Положительные переживания также могут сопровождаться гениталь-ными реакциями. Например, выраженная эрекция при кормлении мальчиков или эрекция клитора и увлажнение влагалища во время кормле-

ния новорожденных девочек связаны вовсе не с сексуальным чувством к матери, а с чувством физиологического удовольствия от приема пищи.

Крайне важен для становления будущей чувственности и эротичности ребенка его телесный и эмоциональный контакт с родителями. Он формируется с самого рождения в процессе кормления, купания, одевания, когда ребенка держат на руках, обнимают, прижимают к своему телу. Дети, лишенные в младенчестве родительского тепла, впоследствии часто испытывают трудности при вступлении в интимные отношения или не могут получать удовлетворения от собственной сексуальности.

Манипуляции с половыми органами в первые три года жизни встречаются довольно часто. Ребенок получает удовольствие от игр с гениталиями, при этом у мальчиков появляется эрекция, а у девочек увлажняются слизистые половых органов. 61% родителей наблюдали забавы детей с пенисом, 25% дочерей в возрасте менее трех лет поглаживали или терлись обо что-нибудь клитором.

Иногда это приводит к достижению оргазма уже на первом году жизни. Получая физиологическую разрядку и удовольствие от самостимуляции, дети выказывают раздражение и недовольство при попытке их прервать или остановить. Однако эта бессознательная мастурбация также отличается от действия подростков и взрослых и не имеет ничего общего с патологией.

Дошкольный возраст

Усваивая информацию, относящуюся к полу, ребенок преломляет и соотносит ее со своими ощущениями, знаниями и переживаниями. По внешним признакам (одежда, внешний вид, голос, имя) ребенок в два-три года различает мужчин и женщин. Он уже знает свою половую принадлежность, хотя и не может ее обосновать. После трех лет появляется интерес к телесным различиям между полами (так называемое гени-тальное любопытство): обнаруживается повышенный интерес к половым органам своего и противоположного пола, их рассматриванию, ощупыванию, демонстрации сверстникам. И девочки, и мальчики проявляют большой интерес ко всему, что связано с туалетом и соблюдением правил гигиены. Кроме того, им нравится использовать «грязные» слова, наблюдая за реакцией воспитателей и родителей. Этот естественный процесс познания часто пугает родителей, которые склонны приписывать ему «взрослое» отношение - преждевременную гиперсексуальность.

К четырехлетнему возрасту большинство детей спрашивают о различиях между полами, откуда берутся дети, где они сами были до рождения. Любые объяснения интерпретируются ими в буквальном смыс-

ле, что отражает образ мыслей и видение окружающего мира в этом возрасте. Если они своевременно не получают интересующих объяснений, то разрабатывают собственные теории (иногда совершенно фантастические).

Уже с раннего возраста ребенок строит поведение в соответствии со своими индивидуально-личностными особенностями, склонностями и на основе бессознательного восприятия мужских и женских социальных ролей. Он начинает избирательно усваивать получаемую информацию, примеривает на себя половые роли.

Полоролевое поведение детей проявляется:

• в выборе игр и игрушек: игры в куклы, «дочки-матери», «в доктора», «учительницу» или «в войну», машины, конструкторы;

• в ролевых предпочтениях в играх: хотят быть матерью, учительницей, хозяйкой, медсестрой или командиром, разведчиком, отцом;

• в выборе общения: предпочитают компанию своего или противоположного пола, тяготеют к взрослым мужчинам или женщинам, кому оказывают предпочтения, демонстрируют нежные чувства;

• в предпочитаемой деятельности: нравится заниматься домашним хозяйством, готовить, предпочитаются тихие занятия или интерес к технике, динамичным видам спорта, требующим силы, выносливости, агрессивности;

• в отношении к внешнему виду: стремление надевать женскую одежду, применять косметику, «вертеться у зеркала» или пренебрежение к внешнему виду, отказ от каких-либо украшений, утрирование мужского стиля;

• в фантазиях и мечтах: желание походить на литературного или киногероя определенного пола, представление себя в будущем, при составлении рассказов,сказок;

• в удовлетворенности социальной ролью: восхваление стиля жизни мужчин или женщин, высказывание желания сменить имя или даже пол;

• в стиле поведения: мягкая округлость и плавность походки, жестикуляции, мимики и речи или размашистость, резкость, напористость и угловатость.

Несомненна роль взрослых, которые поощряют поведение, считающееся соответствующим полу и порицают всякие проявления, приписываемые другому полу. С годами возрастает роль общения со сверстниками. Их оценка физических особенностей и поведения, а также реакция на них оказывают чрезвычайно сильное влияние на оценку ребенком себя. Группа сверстников помогает постичь множество необходимых, но замалчиваемых взрослыми сведений, связанных с полом.

Дети, посещающие дошкольные учреждения, нередко оказываются свидетелями или участниками сексуально окрашенных ситуаций. В процессе наблюдения за окружающими они постепенно формируют представление о межполовых отношениях, а затем в процессе различных игр имитируют сексуальное взаимодействие взрослых. При этом можно увидеть «семейные сцены» или имитацию половых актов, которую чаще всего совершают дети в возрасте 5-6 лет. Объектом подобных действий оказываются сверстники или куклы.

Опрос родителей дошкольников показал, чтоэпизодической гени-тальной самостимуляцией занимается примерно треть детей. Сама по себе мастурбация не является ни болезнью, ни предвестником распущенности в будущем.

Ребенок манипулирует со своим телом, исследует себя, постепенно открывает для себя те зоны, прикосновение к которым приносит больше удовольствия.

Чаще всего детский онанизм провоцируется ситуациями эмоционального дискомфорта. Ребенок может стремиться к этому, когда ему скучно, одиноко, когда он подавлен, а других способов отвлечься или развлечься нет. В этих случаях самостимуляция играет роль самоутешения. Сексуальных фантазий в процессе мастурбации до 8 лет обычно не бывает.

Иногда онанизм могут провоцировать воспалительные заболевания, зуд промежности, аллергия, глисты. Дети могут потирать пенис или клитор руками, а также использовать для этой цели куклу, подушку, одеяло или другие предметы. Одновременно ребенок начинает понимать, что взрослые не одобряют игру гениталиями, и старается скрывать свои привычки.

К 5-6 годам у девочек и несколько позднее у мальчиков обнаруживается склонность к романтическому обожанию и даже влюбленности в лиц другого пола разного возраста. В общении со сверстниками появляется избирательность, симпатии, ревность. В поведении девочки демонстрируют кокетство, мальчики стараются быть защитниками и опекунами понравившейся девочки. У 30% детей отмечается сильная привязанность к персоналу детских учреждений, но это указывает чаще всего на повышенную (возможно неудовлетворяемую) потребность в эмоциональном тепле.

Говорить о «половых извращениях» у детей почти не приходится. То, что у взрослого человека нередко расценивают как сексуальную патологию, у детей, большей частью, является лишь проявлением достаточно невинного любопытства или необычным, но не патологическим проявлением психосексуального развития. Например, подглядывание за противоположным полом у ребенка, как правило, носит лишь чисто познавательный интерес.

Младший школьный возраст

Семи-десятилетний ребенок хорошо знает основные правила приличия, поэтому его поведение становится более скрытным и качественно отличается от поведения дошкольников. Интерес к отношениям полов в этом возрасте не исчезает, а видоизменяется.

В постоянном контакте со сверстниками происходит совершенствование самооценки и самоутверждение личности. Общаясь между собой и друг с другом мальчики и девочки в процессе игровой активности лучше узнают себя и научаются понимать эмоциональный язык окружающих. Сексуальное поведение младших школьников во многом подражательно либо носит поисковый характер. Подглядывание за взрослыми, игры с раздеванием и ощупыванием своего и чужих тел. Через это проходит примерно треть девочек и половина мальчиков.

На возраст 9-10 лет приходится этап половой гомогенизации, характеризующийся тем, что мальчики и девочки образуют однополые группы, разбиваются на два противоположных лагеря - со своими правилами и ритуалами поведения. Отношение к противоположному полу принимает характер противостояния. Это время полороле-вого самоопределения через усвоение подчеркнуто маскулинного и фемининного поведения.

По имеющимся данным первые эротические чувства и влюбленности появляются у мальчиков и девочек около 10 лет, еще до начала полового созревания. Романтическая стадия (10-13 лет) характеризуется явным интересом и влечением к противоположному полу, но практически лишена чувственного оттенка. Значение этого этапа развития в том, что физиологический инстинкт возвышается до явления Любви. Мальчики начинают ухаживать в соответствии с культурными нормами своей возрастной группы, школьного класса, которые с определенного момента диктуют «надо ухаживать», «пора влюбляться».

Роль и влияние родителей

В семье ребенок начинает формироваться как личность, приобретает первые навыки межличностного общения, первый опыт эмоционального восприятия и переживания. Стиль семейных отношений оказывает глубокое влияние на его развитие - вплоть до изменения темпа полового созревания. В гармоничной семье мать с раннего возраста развивает эмоциональность ребенка и его способность к сопереживанию. Ее личность оказывает влияние на формирование мужественности у сына и адекватной самооценки удочери. Женственность дочери скорее является результатом мужественности, прояв-

ляемой отцом, прежде всего в отношениях с матерью. Среди близких людей (чаще всего родителей) ребенок находит эмоционально значимый объект для идентификации: подражает ему, перенимает манеры, поведенческие стереотипы.

С рождения и до самой смерти человек является носителем определенного пола. Его самосознание и поведение неотделимы от этого знания,  Фото 1

Стадии сексуального развития по Фрейду:

1. Оральная стадия. Главная задача новорожденного ребенка состоит в удовлетворении пищевого инстинкта, поэтому все удовольствия для него связаны с ртом. Сосание материнской груди или бутылки с молоком является самым эффективным средством достижения удовлетворения. Контакт с материнской грудью приобретает особую значимость, так как близость с ней дает ощущение физической безопасности и удовольствия.

2.  Анальная стадия. В два-три года ребенок открывает для себя удовольствие в уринации и акте дефекации. В этот период ребенок научается контролировать свои сфинктеры, отвечающие за эти процессы.

3.  Фаллическая стадия. Этот период приходится на 4-5-й год жизни, когда у детей возрастает интерес к своим половым органам.

Они начинают изучать и экспериментировать с различными частями тела. В этот период начинаются первые генитальные игры между мальчиками и девочками, которые обнаруживают различия в строении друг друга. Эта фаза заканчивается к шести годам.

4.  Эдипов комплекс формируется в 2-3 года, когда привязанность к родителю другого пола становится собственнической и чувственной. Ребенок фантазирует об уничтожении другого родителя.

5. Латентная стадия. Фрейд считал, что после пяти лет сексуальные интересы исчезают до наступления подросткового периода.

6.  Генитальная стадия - это зрелая сексуальность взрослых, целью которой является половой акт с постоянным партнером.

С рождения и до самой смерти человек является носителем определенного пола. Его самосознание и поведение неотделимы от этого знания,  Фото 2

Стадии интереса к полу:

1.0-18 месяцев. Ребенок обнаруживает половые органы и играет с ними как с любым участком тела или с игрушками.

2.  1,5-3 года. Ребенок понимает, что прикосновение к половым органам приносит удовольствие и может начать мастурбировать.

3.  3-5 лет. Дети знают о различии полов, могут активно интересоваться этим, участвовать в играх с раздеванием, задают взрослым вопросы о взаимоотношениях мужчины и женщины.

4.  5-7 лет. Взаимное раздевание и рассматривание продолжается примерно до 7 лет.

5.  8-10 лет. Появляется интерес к эротическим материалам, «грязным» шуткам, секс обсуждается в компаниях сверстников. Первые тайные влюбленности.

С рождения и до самой смерти человек является носителем определенного пола. Его самосознание и поведение неотделимы от этого знания,  Фото 3

Полоролевое поведение. В детстве ребенок усваивает стереотипы поведения полов. Мальчики и девочки стремятся подражать родителям и узнают от них, как общаться с противоположным полом, какие занятия, интересы и какая форма выражения эмоций присущи каждому полу. Традиционные модели учат девочек быть послушными, подчиняемыми, любить домашнее хозяйство, а мальчиков - быть активными, уверенными в себе, сдержанными в проявлении чувств. Последние десятилетия изменили стереотип поведения мужчин и женщин, что отражается в приемлемости большинства форм активности. Традиционная система воспитания (1) соседствует с обучением навыкам вместе с родителем другого пола (2).

Обновлено: 2019-07-09 22:47:07