Брак в сша

Среди американцев заключается самое большое число браков по сравнению с другими промышленными странами (10,6 на каждую 1000 человек в 1981 г). Высокие уровни браков наблюдаются также в Советском Союзе (10,7человек в 1978 г.), Египте (9,5 человек в 1979 г.) и Японии (6,8 человек в 1979 г.). Так было всегда. Более 90 процентов членов каждой возрастной когорты с начала 1800-х годов в конце концов вступали в брак.

Однако за последние 40 лет в этом отношении произошли огромные изменения. Это нашло отражение главным образом в поведении молодых людей в возрасте от 20 до 24 лет. Как показано на схеме 1, число мужчин и женщин этого возраста, никогда не вступавших в брак, начало снижаться в начале второй мировой войны и достигло низкого уровня к концу 1960 г. В то время средний возраст людей, впервые заключавших брак, составлял для мужчин 22,5 года, а для женщин 20,2 года. В течение последующих 20 лет эти показатели неуклонно повышались, и к 1984 г. более половины американцев в возрасте от 20 до 24 лет никогда не вступали в брак.

Пол Глик и Артур Нортон (1979) приводят несколько причин этой тенденции. В период вьетнамской войны многие юноши поздно женились, собираясь поступить на военную службу или продолжить свое образование. Женщины обычно продолжали учиться в школе, а затем шли работать, чтобы обеспечить себя. Более того, в конце 60-х — начале 70-х годов дети; родившиеся в период бума рождаемости после второй мировой войны, достигли совершеннолетия и претендовали на рабочие места. Поскольку многие люди предпочитали вступать в брак после того, как они прочно встанут на ноги — устроятся на работу и смогут позволить себе создавать семью и растить детей,—жесткая конкуренция на рынке труда способствовала снижению уровня браков.

Схема  Численность мужчин и женщин в возрасте от 20 до 24 лет, которые никогда не вступали в брак

Повторный брак

Многие браки, заключаемые в определенном году, являются повторными. В самом деле, в 1975 г. число повторных браков составило почти одну четверть всех браков. Оно значительно возросло по сравнению с 1960 г., когда число повторных браков составляло одну седьмую всех браков. Уровень повторных браков достиг пика в начале 70-х годов и снизился во второй половине десятилетия (Глик, Нортон, 1979).

Причины этой тенденции все еще остаются неясными. По-видимому, предоставление материальных льгот разведенным женщинам дает им возможность обходиться без мужа, что способствует снижению уровня повторных браков. Однако результаты программы по оказанию значительной материальной помощи семьям в Денвере и Сиэтле лишь в небольшой мере подтверждают эту мысль. Повышение доходов вызвало снижение уровня повторных браков среди женщин мексиканского происхождения, но этого не наблюдалось среди негритянок или белых женщин.

Эндогамия

В американском обществе такие факторы, как религиозная вера, расовая принадлежность, социальный класс и возраст, определяют группу, с членами которой данный индивид предпочитает вступить в брак. Предпочтение в отношении представителей общерелигиозной группы подтверждается высоким уровнем браков между ними. В период с 1973 по 1978 г. 92,6 процента протестантов вступили в брак только с протестантами. Точно также поступили 82 процента католиков и 88,2 процента евреев. Эти цифры почти не отличаются от данных, полученных в 1957 г., когда католики и протестанты в три раза чаще заключали брак с носителями своей веры, чем с иноверцами. Евреи в 14 раз чаще вступали в брак с другими евреями, чем с представителями чуждой веры.

Когда молодых людей спрашивают об их готовности вступить в брак с иноверцами, они относятся к этому благосклонно, хотя на деле браки между представителями различных религиозных групп составляют лишь 6,4 процента (или немногим более) всех браков.

Опрос студентов колледжа показал, что 55 процентов молодых людей были готовы без всяких колебаний вступить в брак с иноверцами. 72 процента католиков одобрительно относились к таким бракам, но лишь 12 процентов набожных евреев не осудили их.

Люди вступают в брак с представителями своей веры потому, что у них обычно формируются общие ценности, они принадлежат к одному социальному классу и, как правило, живут по соседству. Однако вполне понятно, что важную роль здесь играет и социальное давление, направленное против браков с иноверцами. Вероятно, родители возражают против смешанных браков, опасаясь, что в культуру семьи будет внесен «чуждый» элемент. Наконец, большинство представителей духовенства выступают против браков с иноверцами, поскольку семейные конфликты на релип/юзной основе приводят к снижению посещаемости церкви и родителями, и детьми.

Число браков между представителями различных рас значительно ниже количества браков межу носителями разных вероисповеданий. Например, лишь 3 процента негров женаты на белых женщинах, а жен-негритянок имеют 0,1 процента белых мужей. В общем, чем меньше группа, тем больше ее членов вступают в брак с людьми, принадлежащими к другой расе. Так, исследование в одном из районов Лос-Анджелеса подтвердило, что белые значительно реже вступают в смешанные браки, чем негры и японцы. Причина низкого уровня браков между людьми различных рас вполне понятна. Хотя законы, запрещающие такие браки (главным образом на Юге в 1967 г.), по решению Верховного суда были отменены, давление со стороны семьи, друзей и членов общности часто мешает людям различных рас вступать в брак.

Наконец, люди стремятся к браку с теми, кто живет поблизости, имеет именно такой же статус. Исследование супружеских пар в Осло (Норвегия) показало, что число браков между людьми, живущими в пределах одной мили друг от друга, вдвое превышает численность случайных браков. Уровень браков между людьми с одинаковым социальным статусом примерно в полтора раза выше уровня случайных браков. Эти два фактора — географическая близость и общность статуса, вероятно, взаимодействуют. Люди, которые живут поблизости, обычно связывают себя брачными узами отчасти потому, что имеют примерно одинаковый социальный статус. В свою очередь, это объясняется тем, что люди одинакового статуса обычно живут в одном квартале или соседних кварталах.

Разводы

Иногда после того, как отзвенели свадебные колокола, миф о романтической любви может разрушиться. Высказывание одной жены цитируется в книге Лилиан Рубин «Миры боли» (1976); «Первый удар, который обрушился на нас, был вызван финансовыми проблемами. Мы погрязли в бедности. Выходя замуж, я мечтала совсем о другой жизни, но оказалась в тяжелом положении, пытаясь сводить концы с концами, получая от мужа лишь 1,5 долл. в час; к тому же он часто не работал и ничего не получал много дней и часов». Молодой супруг поведал: «Я не мог понять, какого черта она придирается ко мне, пытался что-то предпринять, ведь меня тоже не устраивает такая жизнь... Я никак не мог понять, каким образом оказался в этой кабале. Сравнивал себя с друзьями, ведь они по-прежнему получали удовольствие от жизни. Никто ими не понукал, не указывал им, что делать и как тратить деньги. Они работали по своему желанию. Я завидовал парням, которые еще не были женаты, и мне хотелось снова оказаться на их месте».

Безусловно, денежные проблемы являются лишь одной из причин конфликтов между супругами. Споры по поводу воспитания детей, секса, отношений с родственниками, а также религиозные и политические различия могут послужить другими возможными причинами неудач в супружеской жизни. По мнению Блада и Вольфе (1960), браки оказываются неустойчивыми, если отношения супругов с родственниками становятся главной проблемой, разрушающей их жизнь. Самые серьезные конфликты возникают между супругами по поводу воспитания детей. Множество разногласий может быть связано с ролевыми конфликтами, но они в меньшей мере способствуют неустойчивости брака, чем другие проблемы. (Ромовые конфликты возникают по поводу работы жены и раз-

деления домашнего труда. Жены часто жалуются, что их мужья мало получают, в то время как мужья упрекают жен за неумелое ведение домашнего хозяйства. По-видимому, наиболее опасны конфликты, обусловленные личностными различиями между супругами. Привычки, которые осуждает один из партнеров, например пьянство или курение, часто приводят к столкновениям. Они могут стать причиной тяжелого стресса в супружеской жизни.

Независимо от причин уровень разводов в США самый высокий в мире: в 1981 г. он достиг 5,3 на каждую 1000 браков. С 1965 по 1978 г. этот уровень был вдвое выше. Однако за время 1977 и 1978 гг. он несколько выровнялся и составил примерно 5 на каждую 1000 браков.

Как показано на схеме , увеличение количества разводов происходит в течение длительного времени и неравномерно. С середины XIX в. до второго десятилетия XX в. наблюдалось лишь незначительное повышение уровня разводов. Вскоре после первой мировой (1920 г.) и второй мировой войны (1946 г.) этот уровень значительно возрос в связи с распадом браков, заключенных во время войны. Он понизился в период великой депрессии в 30-е годы. Несомненно, это было обусловлено нехваткой рабочих мест и жилья, и люди просто не могли себе позволить разводиться. Наконец, как уже отмечалось, самое заметное увеличение уровня разводов произошло в период с 1965 г. до конца 70-х годов.

На уровень разводов оказывают влияние многие факторы. Самыми важными среди них являются экономические условия. Когда легко найти работу, молодые люди настроены оптимистически в отношении своей способности обеспечивать семью. Но чем раньше люди вступают в брак, тем выше вероятность их развода. Тинэйджеры разводятся вдвое чаще, чем люди, вступающие в брак в возрасти 20 с лишним лет. Однако некоторые социологи считают, что тенденция к возрастанию числа разводов не обусловлена неустойчивостью браков, скорее, связана с возможностями легко получить развод. Они отмечают, что число разведенных пар увеличилось больше, чем количество супругов, живущих отдельно. Таким образом, развод, по-видимому, стал более распространенным способом улаживания серьезных конфликтов между супругами, которые существовали всегда.

Схема . Уровень разводов в США, 1860-1984 гг.

Изменение отношения к разводам и улучшение экономического положения женщин, наверное, тоже способствовало разводу некоторых супружеских пар. Если женщина имеет постоянную работу, ей легче обеспечить себя и своих детей, чем в том случае, когда она должна рассчитывать только на алименты, пособия на содержание ребенка и другие государственные дотации. Наличие пособий, вероятно, выгодно женщинам с низким уровнем образования и не стремящимся сделать карьеру, но это также способствует распространению разводов.

Давление на семейную жизнь

В результате тенденций американская семья оказалась в водовороте драматических социальных перемен, и ее едва ли можно считать устойчивым социальным институтом. Эти часто противоборствующие изменения способствовали созданию нескольких источников напряженности в современном обществе.

Семьи, где работают оба супруга

Одной из самых драматических перемен в последние годы стало увеличение числа женщин, вовлеченных в трудовую деятельность. Занятость обоих родителей оказывает более глубокое влияние на семьи, где имеются маленькие дети, чем на те семьи, где дети подросли (или в которых нет детей). Тем не менее число семей с младенцами или детьми дошкольного возраста, где работают оба родителя, наверное, будет возрастать. Женщины, родившиеся в период бума рождаемости, уже имеют собственных детей. Многие планируют продолжать работать после их рождения. Согласно данным статистики, почти половина из них вернется на работу, когда их младшим детям исполнится 6 лет.

В семьях, где работают оба супруга, может возникнуть стрессовая ситуация, которую Рона и Роберт Рапопорт называют дилеммой перегруженности

Например, возвращаясь с работы, муж или жена застает в доме такую картину: кругом беспорядок, дети дерутся, холодильник пуст. Вероятно, это создает напряженность в семье. И муж, и жена могут также столкнуться с проблемой, названной дилеммой идентичности — речь идет о попытке сразу справиться со многими обязанностями. Женщина, выросшая с матерью или другими близкими родственницами-домохозяйками, наверное, умеет приобщить мужчину к домашней работе, но ей не всегда удается угадать, в какой мере ее муж может справиться с этой ролью. В свою очередь, муж может похвалить жену за то, что она приносит в дом зарплату, но, скорее всего, его не устраивает, если она получает больше, чем он.

Хотя семьи, где работают оба супруга, находят все более широкое распространение, разделение труда по половому принципу твердо укоренилось в жизни американской семьи. Недавно Блад и Вольфе установили, что это разделение соблюдается не так строго, если уровень образования жены выше, чем у мужа. Каким образом распределяются семейные обязанности между мужем и женой, если жена работает? Выборочное обследование семей, проведенное Уолкером и Вудром в Сиракузах (Нью-Йорк), показало: чем больше времени жена работает вне дома за зарплату, тем меньше домашних дел она выполняет, но ее общая перегруженность возрастает. Однако мужья, жены которых работают вне дома, обычно помогают им по хозяйству не больше, чем мужья неработающих жен, и общая загруженность мужей (дома и на работе) в действительности становится тем меньше, чем больше работает жена.

Схема  Работа за зарплату и домашняя работа, выполняемая мужьями и женами

Другие исследования бюджета времени обычно подтверждали результаты обследования в Сиракузах. Они доказывают верность гипотезы, что мужчины не хотят участвовать наравне с женами в воспитании детей, уборке дома и выполнять другие домашние обязанности, даже если их жены работают. Однако в одном из исследований была выявлена любопытная особенность, обнаруживающаяся при распределении домашних забот. Лейк обнаружил, что, когда членам семьи предлагалось сообща решить проблему распределения домашних дел, они находили общий язык и обычно отбрасывали прочь традиционные половые роли. Но когда им приходилось решать те же самые проблемы в присутствии посторонних людей, они исполняли традиционные роли. Лейк делает вывод, что равное распределение обязанностей облегчается внутри семьи, когда при этом не присутствуют посторонние люди. Это объясняется тем, что в присутствии посторонних и мужчины, и женщины стараются соответствовать традиционным «образцам».

Взаимодействие между родителями и детьми

Социологи считают, что конфликты между родителями и детьми неизбежны в обществе, в котором происходят бурные перемены. В нашем обществе существуют разногласия между молодыми людьми и их родителями по широкому кругу спорных вопросов, начиная с того, когда следует ложиться спать, и кончая выбором спутника жизни. Этот «разрыв между поколениями» был особенно глубок в период 60-х годов, когда студенты колледжей порой решительно выступали против ценностей поколения тридцатилетних людей, стремившихся к успешной карьере и спокойной жизни в пригороде.

Но вопреки распространенному представлению о неизбежности конфликтов между поколениями самым потрясающим открытием нескольких проведенных исследований стало выявление высокого уровня согласия между детьми и их родителями. Например, одно из исследований показало, что студенты колледжей обычно согласны со своими отцами по таким спорным вопросам, как сексуальные нормы, защита окружающей среды, причины беспорядков в университетских городках, отношение к войне и сегрегации. Юноши обычно в большей мере проявляют несогласие со своими отцами, чем девушки. Студенты колледжей, которые дольше учились в школе, скорее склонны не соглашаться со своими отцами.

Разногласия более вероятны между отцами — представителями рабочего класса и их отпрысками, которые стали студентами колледжей. Отцы, имеющие высокие ученые степени или отличающиеся консервативными взглядами, обычно не разделяют точку зрения своих детей по вопросам политики и нравственности. Однако в целом взаимное согласие наблюдается здесь значительно чаще, чем разногласия. Чтобы глубже понять эти поразительные результаты, Бауэрман и Бар побеседовали с 18664 юношами. Обнаружилось, что молодые люди, выросшие в семьях, где родители имеют одинаковое влияние, обычно усваивают ценности, понятия и мнениях их родителей. Этого не наблюдается в семьях, где властью облечен лишь один из родителей, особенно мать.

Последствия развода

Увеличение числа разводов вдвое по сравнению с 1956 г. означает, что многие супружеские пары и их дети глубоко переживают неблагополучие в семье, обычно сопутствующее разводу. Обобщив результаты многих исследований, Черлин отмечает, что разведенные мужчины и женщины временами скучают по своим бывшим мужьям или женам, испытывают тревогу, даже если сами были инициаторами развода и считали свой брак несчастливым. Развод немедленно тяжело сказывается и на моральном состоянии детей. Дошкольники обычно чувствуют страх, неуверенность в себе и считают себя виноватыми в разрыве родителей. Дети более старшего возраста выражают свое раздражение более непосредственно. Большинство детей успокаиваются в течение года или двух лет после развода, хотя некоторые из них чувствуют себя несчастными и одинокими в течение пяти лет после развода или еще дольше, даже если родитель, с которым они живут, снова вступил в брак.

Семьи родителей-одиночек

В начале этой статьи мы говорили о быстром увеличении количества семей с одним родителем за последние двадцать лет. Главной причиной этой перемены является растущее число разведенных женщин, не вступивших в повторный брак, а также женщин, имеющих внебрачных детей.

Быстрое увеличение количества разводов способствовало созданию множества нетрадиционных семей. Если уровень разводов, наблюдавшийся в середине 70-х годов, сохранится, родители примерно трех пятых всех негритянских детей и одной шестой всех белых детей разведутся до того, как их дети достигнут 16 лет. Многие разведенные супруги предпочитают жить отдельно от своих родителей и родственников, хотя в прошлом это не было принято. Чаще всего дети остаются жить со своей матерью. Поэтому резко возросло число семей, возглавляемых женщинами.

Семьи с одним родителем образуются также, когда родятся внебрачные дети. Уровень внебрачных рождений за последние 15 лет заметно увеличился. Для большинства разведенных женщин, а также женщин, имеющих детей и никогда не вступавших в брак, самыми серьезными являются экономические проблемы. Хотя многие разведенные женщины (их насчитывается примерно 40 процентов) имеют право на некоторую материальную помощь от бывших мужей, они не получают ее совсем или получают нерегулярно.

Большинство разведенных или никогда не вступавших в брак одиноких родителей вынуждены искать работу, чтобы обеспечить свои семьи. Часто им удается найти лишь низкооплачиваемую работу. Если мать-одиночка может рассчитывать только на пособие по содержанию детей, обычно она живет на грани или за чертой бедности.

Волнения по поводу денег не единственная проблема, с которой сталкиваются семьи родителей-одиночек. Одинокие люди часто чувствуют себя униженными в обществе, где придается важное значение браку. При отсутствии помощи в воспитании детей со стороны другого взрослого человека многие одинокие родители чувствуют себя оторванными от общества. И возложенная на них обязанность кажется им непосильной. Однако существуют обоснованные данные о том, что дети, растущие в семьях родителей-одиночек, не становятся ущемленными. Многочисленные исследования позволяют сделать вывод, что присутствие обоих родителей или отсутствие одного из них почти не влияет на качество воспитания ребенка или социализацию детей. Это не оказывает воздействия на их половое самосознание, здоровье, социальные достижения и отношение к браку и семье. В самом деле, несовершеннолетние преступники чаще вырастают в несчастливых семьях с двумя родителями, чем в нормальной обстановке, созданной одним родителем.

Учитывая эти данные, нельзя сделать вывод, что семьи с одним родителем представляют серьезную опасность для благополучия детей. Однако перед деятелями в области социальной политики встает дилемма. Одинокие родители часто нуждаются в материальной помощи и советах со стороны общества. В соответствии с принципами гуманности семьи одиночек должны получать необходимую для них поддержку. Но создание слишком комфортных условий для одиноких родителей и избавление их от экономического и психологического бремени — удела одиночек — могут способствовать дальнейшему увеличению уровня разводов и снижению числа повторных браков. Это не устраивает тех, кто управляет социальной политикой.

Альтернативные семьи

Семья с одним родителем представляет собой существенное отклонение от традиционной семьи с двумя родителями, в значительной мере она посягает на почти полную монополию последней. Но за последние десятилетия возникало несколько других альтернатив семейной жизни. Среди них основными являются совместная жизнь без вступления в брак и создание коммуны.

Совместная жизнь

За последние годы значительно увеличилось число гетеро-сексуальных пар, живущих вместе, но не вступающих в брак. С 1970 по 1981 г. их численность выросла от 523 000 до 1 1 808 000 человек, т.е. увеличилась на 246 процентов.

Некоторые нетрадиционные семьи основаны не на сексуальных отношениях, например, они включают пожилых женщин, сдающих комнаты студентам колледжа, или пожилых мужчин, нанимающих медсестер или экономок, которые живут в их доме. Кроме того, следует учитывать, что хотя количество таких сожительств заметно возросло, они составляют лишь 2 процента всех семей в США.

Большинство несупружеских пар не имеют детей. Однако они бросают вызов монополии семьи на регулирование интимных связей между взрослыми людьми. Особое беспокойство вызывает юридический аспект этих связей, поскольку нет закона, контролирующего поведение партнеров. Судебные иски, предъявленные актеру Ли Марвин и другим знаменитостям, стали прецедентами того, что женщины, прекращающие подобные связи, могут потребовать своего рода «алиментов». Но прецеденты нельзя считать гарантиями. Ясно, что партнеры и, вероятно, их дети имеют меньше юридических прав в случае разрыва, чем супружеские пары.

Во многих отношениях пары, не вступающие в брак, напоминают супругов. Например, получены данные, что такие партнеры имеют ценности, взгляды и цели, обычно присущие супругам. Но, как правило, они менее религиозны и реже посещают церковь, чем законные мужья и жены.

Жизнь в коммуне

Тенденция к созданию коммун возникла в 60-е годы как форма протеста против существующего социального устройства. Многие люди, выбравшие коммунальную жизнь, считали традиционную семью неустойчивой и неэффективной. Некоторые коммуны также ставили перед собой религиозные и другие утопические цели. В большинстве коммун проживало много взрослых людей; некоторые состояли в браке друг с другом; вместе со взрослыми жили их дети. Однако брачные и кровные связи играли лишь второстепенную роль в жизни коммун.

Тенденция к созданию коммун как форма идеологического протеста стала ослабевать в 70-е годы, и в настоящее время ее нельзя считать жизненно важной. Тем не менее в течение 70-х годов число коммунальных связей продолжало растя, хотя они стали создаваться не по идеологическим, а скорее по практическим мотивам. Например, в коммунах людям могут быть предоставлены более широкие возможности для экономического сотрудничества, чем в нуклеарной семье.

Даже после того, как коммуны утратили присущий им идеологический энтузиазм, в них продолжали вступать новые члены — главным образом люди, которых не удовлетворяла семейная жизнь. В результате исследования городской коммуны в Детройте, проведенного в 1972 г., Штейн, Полк и Полк установили, что, по мнению их участников, эмоциональная поддержка — самая жизненно важная необходимость и обрести ее люди надеялись именно в коммунах, а не в семье. Кроме того, члены коммуны экономили материальные средства, которые делились поровну, здесь женщины в меньшей мере находились под властью мужчин. Однако исследование выявило, что в коммуне женщины по-прежнему выполняли чисто «женские» обязанности — готовили еду и занимались уборкой. Мужчины, как правило, занимались «мужскими» делами — работали на огороде, чинили домашние вещи и велосипеды. Некоторые социологи находят сходство между коммунами и расширенными семьями из низшего и рабочего классов. Как и дети в семьях рабочих, юные жители коммун имеют множество образцов для подражания среди мужчин и женщин, часто их опекает несколько людей, заменяющих им отцов и матерей. Жалобы членов коммуны обычно можно услышать в семьях представителей низшего класса: часто говорят о разногласиях по экономическим вопросам, невозможности уединиться, отсутствии связи с внешним миром и неравной нагрузке в работе.

Наконец, в коммунах, где принято откровенно выражать свои чувства и не слишком церемониться, отцы часто бросают жену и детей. В результате возрастает число женщин, которые должны быть единственным родителем для своих детей, что тоже характерно для низшего класса. Как и женщины из низшего класса, одинокие женщины, живущие в коммунах, обычно надеются обрести поддержку и любовь со стороны окружающих.

Семейная политика

В этой статье мы узнали о возникновении многих перемен в семье и семейной жизни; многие наблюдатели рассматривают их как социальные проблемы, заслуживающие внимания со стороны общества. Среди них следует выделить следующие проблемы:

1) снижение уровня браков;

2)  возрастание числа разводов и супругов, живущих отдельно;

3) повышение численности совместно проживающих пар, не вступающих в брак;

4) увеличение числа детей, родившихся вне брака;

5) возрастание числа семей с одним родителем, возглавляемых женщинами;

6) уменьшение уровня рождаемости и размера семьи;

7)  изменение в распределении семейных обязанностей, обусловленное растущим вовлечением женщин в трудовую деятельность; участие обоих родителей в воспитании ребенка.

В то время как эти перемены происходят неравномерно и вызывают тревогу в разной мере, все вместе они повлияли на создание новой области знания, получившей название «семейная политика». Этот термин относится ко всем аспектам социальной политики, оказывающим прямое или косвенное воздействие на размер семьи, ее устойчивость, здоровье, достаток и т.п. Искренний интерес к семейной политике в масштабах всей страны стал особенно заметно проявляться в 1973 г.

Именно тогда происходили заседания экспертов под председательством сенатора Уолтера Монфэйла. Они подчеркивали важность семьи в американском обществе и выражали озабоченность в связи с переменами, о которых мы только что упомянули. Многие из этих экспертов недвусмысленно призывали к осуществлению «национальной семейной политики».

В отличие от многих стран Европы и всего мира в США отсутствует точно определенная семейная политика. Скорее она оказывает лишь незначительное влияние на общество, и ее осуществляют несколько не связанных между собой организаций. Среди мер, оказывающих влияние на семью, следует отметить удержание подоходного налога на детей, помощь семьям, имеющим детей, находящихся на иждивении родителей (пособие), усилия по обеспечению семей государственными квартирами низкой стоимости и предоставление услуг по планированию семьи. Трудно сказать, будет ли в США когда-нибудь проводиться единая национальная семейная политика. Но легко предвидеть, что в связи с происходящими переменами, вероятно, возникнут проблемы семьи как института и будут по-прежнему выдвигаться требования о вмешательстве правительства.

Будущее американской семьи

Каково значение перемен в семейной жизни, обсуждавшихся в этой статье? На этот вопрос нет ясного ответа. По мнению некоторых обозревателей, эти перемены предвещают «мрак и гибель». Они считают, что семья достигла состояния глубокого распада, и этот процесс необратим. На жизни взрослых людей завтрашнего дня отразится пагубное воздействие среды, которая окружала их в детстве.

Однако оптимисты придерживаются противоположной точки зрения. Они позитивно относятся к разрушению нуклеарной семьи. Они с радостью ожидают, что возникнут новые формы семьи, способствующие созданию более благоприятной окружающей среды и самовыражению всех членов семьи.

Существует множество различных предсказаний о будущем семьи. Например, Эдвард Корниш (1979) предположил возможность семи тенденций в развитии будущей семьи. Среди них сохранение современной семьи; возврат к традиционной семье; уничтожение семьи; возрождение семьи (путем усовершенствования службы знакомств с применением компьютеров, предоставления консультаций и т.д.) и создание «ненастоящих» семей, основанных на общих интересах и потребностях.

То, что произойдет в действительности, вероятно, не будет точно соответствовать этим предсказаниям. С другой стороны, семья отличается гибкостью и устойчивостью. Предсказания «мрака и гибели» отражают скорее тревогу исследователей, а не реальную ситуацию. В конце концов признаков полного уничтожения семьи не наблюдается.

Вместе с тем мы можем уверенно сказать, что традиционная семья отошла в прошлое. На американскую семью оказывают влияние такие мощные и устойчивые силы, что возрождения традиционной семьи не предвидится. Как мы узнали, история американской семьи сопровождается постепенной утратой ее функций. Современные тенденции указывают, что монополия американской семьи на регулирование интимных отношений взрослых, деторождение и уход за маленькими детьми сохранится и в будущем. Однако произойдет частичный распад даже этих сравнительно устойчивых функций. Функция воспроизведения, присущая семье, будет осуществляться и незамужними женщинами. Функция социализации, выполняемая семьей, будет в большей мере разделена между семьей и посторонними людьми (воспитателями игровых групп, центрами по уходу за детьми). Дружеское расположение и эмоциональную поддержку можно будет обрести не только в семье. Таким образом, семья займет свое место среди нескольких других социальных структур, управляющих воспроизводством, социализацией и регулированием интимных отношений. Поскольку разрушение функций семьи будет продолжаться, она утратит когда-то присущую ей святость, но, безусловно, не исчезнет из американского общества.

Краткое содержание

1.  Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибут-цах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры.

2. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по шести параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

3. Семья анализируется в русле двух основных направлений: функционализма и теории конфликта. Сторонники функционализма анализируют семью с точки зрения ее функций или социальных потребностей, которым она служит. За последние 200 лет основные изменения функций семьи связаны с ее разрушением как кооперативного трудового объединения, а также с ограничением возможности передавать статус семьи от родителей к детям. Среди основных функций семьи следует отметить социализацию детей, хотя в ней принимают участие и другие группы. По мере возникновения и развития промышленного общества и государства всеобщего благосостояния коренным образом изменились функции семьи по обеспечению благосостояния ее членов.

4. Сторонники теории конфликта придают главное значение распределению власти внутри семьи; исследования показывают, что члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, имеют большую власть. По мнению Маркса и Энгельса, под влиянием промышленной революции семья преобразовалась в совокупность денежных отношений. В соответствии с современным вариантом агой концепции семья является местом, где осуществляется экономическое производство и перераспределение материальных средств; при этом возникают конфликты между интересами каждого члена семьи и других ее членов, а также общества в целом.

5. Для большинства супружеских пар в Америке процесс образования новой семьи начинается с романтической любви, которая становится основой брака. В Америке наблюдается самый высокий уровень браков среди промышленных стран, но средний возраст людей, впервые вступающих в брак, обычно колеблется в зависимости от социальных и экономических факторов. Правила эндогамии и экзогамии ограничивают возможности выбора партнера для каждого члена общества. Такие факторы, как вероисповедание, расовая принадлежность, социальный класс и уровень образования определяют группу, внутри которой индивид предпочитает искать спутника жизни.

6. В США — самый высокий уровень разводов в мире. Он постепенно возрастал с середины XIX в. и особенно резко повысился после второй мировой войны и с 1965 по 1970 г. Особенно глубокое влияние на уровень разводов оказали экономические факторы. Укрепление независимости женщин, вероятно, также способствовало увеличению числа пар, считающих развод способом решения проблем, возникающих в супружеской жизни.

7.  Среди социальных перемен, влияющих на американскую семью, следует отметить увеличение численности семей, где работают оба супруга. Стрессовые ситуации, возникающие, когда люди пытаются одновременно справиться с противоборствующими обязанностями дома и на работе, называются дилеммой перегруженности и дилеммой идентичности. Хотя занятость обоих супругов вне дома находит все более широкое распространение, разделение труда (включая домашнюю работу) по половому принципу твердо укоренилось в жизни американцев.

8. В результате развода и родители, и дети переживают глубокое потрясение и чувствуют тревогу, раздражение и одиночество. В связи с ростом числа разводов образовалось множество семей с одним родителем, в большинстве случаев возглавляемых женщинами. И для разведенных женщин, и для матерей, никогда не вступавших в брак, наиболее острыми, по-видимому, являются экономические проблемы. Другая проблема состоит в том, что одинокие люди часто чувствуют себя униженными в обществе, где высоко ценится брак.

10. Две другие альтернативы традиционной семье — совместная жизнь без вступления в брачные отношения и жизнь в коммуне. Большинство пар, не регистрирующих брак, не имеют детей. Такие партнеры имеют меньше законных прав в случае разрыва, чем супружеские пары. Тенденция к созданию коммун впервые возникла в 60-е годы как форма протеста против существующего социального устройства. В дальнейшем коммуны создавались скорее из практических соображений, например с целью экономического сотрудничества. Некоторые исследователи находят большое сходство между коммунами и расширенными семьями из низшего и рабочего классов.

10.  Новая область науки, получившая название «семейная политика», вызвана к жизни главным образом изменениями института семьи, которые рассматриваются как социальные проблемы. В отличие от многих других стран в США нет четко определенной семейной политики. Среди политических мер, влияющих на положение семьи, следует отметить, введение подоходного налога на помощь детям, оказание помощи семьям с детьми, находящимися на иждивении родителей, меры по обеспечению семей с детьми квартирами низкой стоимости и предоставление им специальных услуг.

11.  Возрождения традиционной семьи, по-видимому, не предвидится, хотя нет и признаков ^полного разрушения семьи. Однако процесс распада сохранившихся функций семьи будет продолжаться.

Обновлено: 2019-07-09 22:51:29