Воровство

Категория: Ребенок в возрасте от шести до одиннадцати

В раннем детстве часто берут чужие вещи. Дети в возрасте от года до трех берут не принадлежащие им вещи, но это не воровство. У них нет ясного сознания, что принадлежит им, а что не принадлежит. Они берут вещи просто потому, что очень их хотят. Не нужно их за это стыдить или ругать, мать просто должна сказать ребенку, что игрушка Питера, что Питер тоже захочет скоро ею поиграть и что у него самого дома очень много хороших игрушек.

 Что означает воровство в более сознательном возрасте. Воровство, которое гораздо серьезнее, встречается между семью годами и подростковым возрастом. Когда ребенок в этом возрасте берет что-нибудь, он знает, что поступает нехорошо. Он склонен брать тайно, прятать украденное и категорически не признаваться, что сделал это.

Когда мать или учительница обнаруживают, что ребенок что-то украл, они обычно очень расстраиваются. Первый порыв в таком случае — наброситься на ребенка и пристыдить его. Это желание совершенно естественно, поскольку нас всех приучили считать воровство серьезным проступком. И нас пугает, когда ворует наш ребенок.

Важно, чтобы ребенок ясно понимал, что родители не одобряют любое воровство и требуют немедленного возврата украденного. С другой стороны, неразумно запугивать ребенка до смерти или вести себя так, словно вы никогда не будете теперь его любить.

Рассмотрим сначала ребенка семи лет, которого воспитали добросовестные родители, у которого достаточно игрушек и других вещей и который получает карманные деньги. Если он что-нибудь крадет, то скорее всего немного денег у матери или у одноклассников, или ручку учительницы, или пачку торговых купонов из шкафчика другого ученика. Часто в воровстве нет никакого смысла, потому что ребенок получил бы эти вещи, если бы захотел. Мы видим, что ребенком владеют смешанные чувства. Он чего-то очень хочет и старается удовлетворить свое желание, беря вещь, которая ему в сущности не нужна. Но чего он хочет на самом деле?

В большинстве случаев такой ребенок до некоторой степени несчастен и одинок. У него недостаточно теплые отношения с родителями, или ему не удается завести друзей среди ребят своего возраста. (Он может испытывать такие чувства, даже если на самом деле очень популярен в классе.) Я думаю, что самая частая причина воровства в семилетнем возрасте — это сознание своей отчужденности от родителей. Тогда, если ребенку не удастся также установить дружеские отношения с другими детьми, он оказывается на ничейной территории и чувствует себя одиноким. Это объясняет, почему некоторые дети на краденые деньги пытаются купить дружбу. Один начинает раздавать монетки одноклассникам. Другой покупает на весь класс конфет. И дело не только в том, что ребенок отходит в этом возрасте от родителей. Родители бывают излишне придирчивы к детям в том возрасте, когда им и без того нелегко.

Начало подросткового возраста — еще один период, когда детям особенно одиноко, поскольку резко усиливаются их самосознание, чувствительность и стремление к независимости.

В воровстве во всех возрастах определенную роль, вероятно, играет неудовлетворенность в любви и ласке, но важны и индивидуальные факторы, такие, как страхи, ревность, негодование. Девочка, которая завидует брату, может красть мелкие предметы, которые у нее подсознательно связываются с мальчиками.

Что делать с ребенком, если он крадет. Если вы уверены, что ваш ребенок (или ученик) украл что-то, скажите ему об этом, узнайте, куда он дел украденное, и добейтесь возвращения. Иными словами, не позволяйте ему солгать. (Если родитель слишком легко соглашается с ложью, он как бы одобряет воровство.) Ребенок должен вернуть украденное однокласснику или в магазин, туда, где взял. Если речь идет о магазине, родителю тактичнее было бы предварительно поговорить с продавцом и объяснить, что ребенок взял вещь, не заплатив, и хочет ее вернуть. Учитель может вернуть вещь владельцу, чтобы уберечь ребенка от публичного стыда. Иными словами, не обязательно унижать укравшего ребенка, нужно только дать ему совершенно ясно понять, что так себя вести нельзя.

В этом случае следует задуматься, достаточно ли внимания уделяется ребенку дома или он нуждается в большей любви, ласке и одобрении, и помочь ему завязать дружбу за пределами семьи. Пора давать ему карманные деньги в таких же размерах, как у знакомых детей. Это помогает ему осознать, что он не хуже остальных. Если воровство продолжается или если ребенок в других отношениях кажется не приспособленным к окружению, обратитесь за помощью к детскому психиатру.

Следующий тип воровства совершенно другой. В некоторых районах дети считают воровство достойным поступком и доказательством мужественности. Это плохо, но это не порок и не признак неприспособленности к жизни. Ребенок сознательных родителей, живущий в таком окружении, нуждается в серьезном и доверительном разговоре, но с ним не следует обращаться как с преступником, если он участвовал в одном из приключений. Он только повиновался нормальному инстинкту, требующему, чтобы он занял свое место в группе. Лекарство заключается в улучшении экономических условий, в лучших школах и учреждениях по перевоспитанию.

Наконец, воруют агрессивные дети, как и взрослые, не имеющие ни совести, ни чувства ответственности. Таким человек становится, когда в детстве он не знал любви и безопасности. В таком случае надежда только на помощь опытного психиатра и возможность жить с любящими добрыми людьми.

-

Интересное