Колпачок и палочка
Особенности игры и ее воспитательное значение. Задача этой игры, как и предыдущей, состоит в формировании целенаправленного восприятия звуков, что необходимо для успешного их различения. Однако в сравнении с предыдущей она является более сложной для малышей. Ведь теперь требуется различать не только голоса сверстников, но и звуки, издаваемые с помощью предметов. Детям предлагается узнать по звуку одну из трех игрушек. И хотя игрушки хорошо знакомы им, это знакомство обычно связано с целостным восприятием, включающим звуковые, зрительные и осязательные впечатления. Сам по себе звук, исходящий от предмета, для ребенка не существует отдельно от его внешнего вида, узнавать предмет только по звуку еще довольно сложно для маленького ребенка. Ведь чтобы отгадать, например, какой из трех предметов звучит, необходимо помнить все три звука и связывать каждый из них с целостным представлением о предмете.
В данной игре ребенок должен отгадать загадку не от лица игрового персонажа, как было в предыдущей игре, а от своего лица.
Кроме того, игра сближает детей, учит их считаться со сверстниками, радоваться их успехам. Красиво оформленные предметы—колпачок и палочка («волшебные помощники») превращают отгадывание звуковых загадок в волнующие события, затрагивающие лично каждого ребенка.
Игровой материал. Для игры нужны три озвученные игрушки, контрастные по тембру и характеру издаваемых звуков. Приводим несколько вариантов сочетания подобных игрушек.
/ вариант: погремушка, колокольчик (или звоночек от велосипеда) и детская гармошка;
// вариант: озвученная неваляшка из пластмассы, барабан, резиновая игрушка с пищиком;
/// вариант: игрушечная музыкальная шарманка, бубен и деревянная погремушка-тарахтелка (можно заменить деревянным молоточком, ударяющим по дощечке, или двумя деревянными ложками, которыми постукивают). Для этой игры пригоден любой из перечисленных наборов. Игрушки нужно хранить в специально оформленной, красивой коробке.
Кроме набора игрушек потребуются еще два важных атрибута—картонный колпачок с кисточкой или помпончиком (как у петрушки или у клоуна) и палочка. Колпачок можно изготовить из плотной бумаги (оклеив его для прочности с внутренней стороны марлей) или плотной ткани. Он должен быть легким и надеваться глубоко на голову ребенка, удерживаясь на носу и не касаясь его глаз. Такой колпачок должен исключать возможность видеть что-нибудь вокруг. Необходимо красиво его оформить, сделать привлекательным для детей и удобным для употребления. Не менее привлекательной должна быть и «волшебная палочка», чтобы малыши поверили, что это не обыкновенная палочка, а именно сказочная, волшебная. Палочка должна быть ровной, достаточно прочной (чтобы не сломаться при постукивании о пол) и длинной (примерно один метр), чтобы ребенок мог дотронуться ею из центра круга до тех, кто стоит в кругу.
Описание игры и приемы ее проведения. В игре принимают участие все дети группы. За несколько дней до первого знакомства с ней малыши узнают о том, что их ждет сюрприз. Они примеряют колпачок, рассматривают «волшебную палочку», любуются атрибутами вместе с воспитателем. Во время прогулки на участок выносятся разные звучащие предметы, которые будут использованы в игре (погремушка, озвученная неваляшка, детская гармошка, деревянная колотушка и др.). Воспитатель показывает, как извлекать из каждого предмета чистый красивый звук. Нужно, чтобы дети услышали, как звучит гармошка, и увидели, как добиваются чистого звучания, т. е. какие именно движения нужны для этого. Только тогда можно дать игрушку детям, чтобы они попробовали извлечь не слишком громкий, но отчетливый, чистый звук. Такие упражнения учат детей соотносить свои движения и слуховые впечатления. После того как воспитанники научатся пользоваться звучащими игрушками, можно знакомить их с правилами игры.
Пригласив детей сесть поудобнее, воспитатель садится за столик, где находится коробка с игрушками. «В прошлый раз вы по голосу отгадывали, кто будит Мишутку, — говорит он, — и сегодня мы тоже будем загадывать и отгадывать загадки, но по-другому, еще интереснее. В одних загадках нужно будет узнать по голосу, кто говорит, а в других догадаться, какая игрушка звучит». Педагог открывает коробку, вынимает из нее по очереди каждую игрушку и не спеша показывает, как тарахтит погремушка, как звенит звонок или колокольчик, как протяжно поет гармошка.
Взрослый дает малышам возможность не только услышать звук, но и увидеть звучащий предмет. Потом достает колпачок и палочку и сообщает, что эти предметы волшебные. Они будут помогать загадывать и отгадывать загадки. Но помогут они только тем, кто играет дружно, умеет правильно Ходить по кругу, стоять тихо-тихо и внимательно слушать.
Воспитатель предлагает детям взяться за руки и встать в круг. Затем выбирает ребенка, который выходит на середину круга: он будет отгадывать первую загадку. Педагог дает ему «волшебную палочку» и надевает на голову колпачок. Затем, двигаясь вместе с детьми по кругу в хороводе, произносит следующие слова: «Раз, два, три (короткая пауза)... четыре, пять! Будет палочка стучать!» (Слова повторяются два-три раза).
С последними словами все останавливаются, а ребенок, которому предстоит отгадывать загадку, дважды громко и четко ударяет «волшебной палочкой» о пол, подавая сигнал о том, что сейчас начнется самое главное: если настанет полная тишина, палочка «выберет» того, кто будет загадывать первую загадку. Подсказывая малышам по ходу игры каждое очередное действие, воспитатель предлагает им сделать два шага вперед, чтобы приблизиться к ребенку, находящемуся в центре круга. Взрослый замыкает круг и предлагает ребенку, стоящему в центре, медленно вращаться внутри круга, держа палочку на вытянутой руке (горизонтально). «Палочка сама выберет того, кто ей понравится»,— говорит он. Незаметно для детей взрослый направляет движения ребенка. Тот, кого слегка коснется палочка, должен ухватиться за протянутый ему конец, назвать отгадчика по имени и произнести следующие слова: «Узнаешь мой голосок? Назови меня, дружок!» (Это обращение можно заменить другим, более коротким и легким, например: «Кто я? Назови меня» или «Это я, отгадай мою загадку, назови меня!») Ребенок, находящийся в центре круга, должен назвать имя того, кто произнес эти слова. Если загадка отгадана верно, все участники игры дружно хлопают в ладоши. Аплодисменты адресуются и тому, кто загадал, и тому, кто отгадал первую загадку. Колпачок и палочка возвращаются на стол с игрушками, а оба ребенка занимают место в общем кругу. Круг снова расширяется, и в середину выходит новый ребенок, ему надевают колпачок и передают «волшебную палочку». Все повторяется сначала: дети снова водят хоровод под уже знакомые слова, останавливаются на стук «волшебной палочки», которая затем так же, как в первый раз, показывает, кому загадывать следующую загадку. Воспитатель напоминает о соблюдении полной тишины, чтобы можно было отгадать загадку, и передает выбранному ребенку одну из озвученных игрушек. «Послушай и отгадай, какая игрушка у меня в руке?» — спрашивает ребенок и, извлекает чистый звук средней громкости (этому он научился за время подготовки к игре).
Воспитатель вместе с детьми аплодисментами поддерживают играющих. Если ребенок не может отгадать загадку или дает неправильный ответ (что бывает редко), участники игры выражают свое сочувственное отношение к случившемуся следующим образом: опустившись на корточки и держась руками за голову, они шутливым тоном произносят слова: «Ох, ох! Ох, ох! Колпачок нам не помог! Ему кто-то помешал, вот он и не отгадал!» В конце игры все, кто загадывал и отгадывал загадки, выходят -на середину круга, а остальные, дети под народную плясовую мелодию поют им, приплясывая кто как умеет, величальную песенку:
Все ребята молодцы! Мы вам всем похлопаем, Ножками потопаем, Ручками помашем, С вами вместе спляшем!
Правила игры.
1. Запомнить слова, которые говорят перед тем, как загадать загадку; стараться загадывать так, чтобы нетрудно было узнать, кто говорит или какая игрушка звучит.
2. Правильно ходить по кругу; вовремя останавливаться и стоять тихо, чтобы лучше были слышны голоса и звуки, не мешать «волшебной палочке» выбирать детей. («Волшебная палочка» выбирает только тех, кто сохраняет тишину, не мешает загадывать и отгадывать загадки.)-
3. Играть дружно, спокойно дожидаться своей очереди. («Волшебная палочка» выбирает прежде всего того, кто выполняет правила игры. Она может выбрать одного и того же ребенка несколько раз.)
Советы воспитателю. Эту игру лучше проводить на воздухе или в зале, поскольку она требует пространства и свободы движений. Предварительно нужно поучить детей ходить по кругу.
Многие дети во время игры хотят стоять рядом с воспитателем и держать его за руку. Чтобы избежать конфликтов между детьми, следует сразу упорядочить их передвижение в кругу. Например, кто уже загадывал (или отгадывал) загадки, становится по левую руку от воспитателя, а остальные справа.
Робких и застенчивых ребят лучше привлекать на активные роли под конец игры. Успешное решение задачи другими детьми придает им смелости и уверенности. Одобрение воспитателя является важным подкреплением их усилий, повышает активность.