Чудесный сундучок

Особенности игры и ее воспитательное значение. Задача настоящей игры —учить детей ясно, громко и отчетливо произносить знакомые слова. Игровая ситуация включает также требования к интонационной стороне речи (выразить свою просьбу, благодарность и пр. с соответствующей интонацией). Кроме того, дети учатся вести диалог, т. е. слушать высказывания сверстников и отвечать на них словами и действиями.

Игра построена на сюрпризах, которые дети получают из чудесного сундучка. Свойственные малышам любопытство, желание поскорее узнать, какая игрушка кому приготовлена, и радость при ее получении обеспечивают активную заинтересованность игрой, способствуют успешному выполнению ее требований.

В этой игре речь является средством доброжелательного, вежливого общения детей друг с другом. Дети учатся оказывать помощь друг другу, разделять затруднения других. Игра объединяет малышей, развивает у них чувство солидарности.

Игровой материал. Образные игрушки, характер которых позволяет выполнять выразительные движения, связанные с многократным повторением определенных речевых звуков в разных сочетаниях: куклы небольших размеров, самолетики, зайчики, машинки, уточки, птички, лягушата, солдатики или матросы, погремушки и озвученные неваляшки и т. п. Игрушек должно быть не меньше, чем участников игры. Желательно иметь несколько игрушек в запасе.

Для игры нужна также большая картонная коробка или ящик из-под посылки (к ним следует приделать откидную крышку). Такой сундучок можно красиво оформить, обклеив цветной бумагой. Для прочности его лучше сперва обклеить марлей, а поверх нее цветной бумагой. Каждый вид игрушки нужно иметь в четырех экземплярах. Одинаковые предметы рекомендуется для удобства выложить на картонный планшет или хотя бы проложить каждый ряд игрушек плотной бумагой. Это избавит детей от лишних поисков и облегчит воспитателю организацию игры.

Сундучок можно привезти в группу на большой игрушечной машине или тележке. Она же будет заменять подставку для сундучка. В качестве подставки можно также использовать обычный детский стул.

Описание игры и приемы ее проведения. Пообещав малышам показать что-то очень интересное, воспитатель приглашает их занять места на стульчиках и приносит нарядный сундучок с игрушками. Поднимает его, слегка покачивает, так, чтобы дети услышали звук, и спрашивает: «Как вы думаете, что там такое?» Возбудив у детей любопытство и предоставив им возможность немножко погадать, воспитатель садится за столик и приступает к объяснению игры. Он ставит сундучок напротив сидящих малышей с таким расчетом, чтобы им было легко следить за ходом игры, удобно вынимать игрушки и чтобы при этом оставалось достаточно свободного места для игровых действий. Стараясь ввести малышей в игровую ситуацию и вызвать у них активный интерес к игре, воспитатель снимает с сундучка ткань, которой он обернут, и от имени сундучка обращается к детям со следующими словами:

«Я чудесный сундучок, Вам, ребята, я — дружок. Очень хочется мне знать, Как вы любите играть.

Здравствуйте, ребята! Примите меня поиграть с вами!» .

Дети вместе с воспитателем здороваются с сундучком и принимают его в игру. Приступая к наглядно-действенному объяснению игры, взрослый то обращается к детям, подсказывая им нужные слова, то говорит от имени сундучка. В результате происходит примерно такой диалог между малышами и чудесным сундучком:

Дети. Сундучок, сундучок, что ты нам принес?

Воспитатель (от имени сундучка). Я всем вам принес игрушки.

Дети. Вот спасибо! (Хлопают в ладоши.) А какие игрушки ты принес?

Воспитатель. Я принес вам много игрушек: машинки, самолетики, куклы, зайчики, уточки и лягушата.

Дети. Чудесный сундучок! Ты игрушки всем принес?

Воспитатель. Игрушек у меня полным-полно, хватит всем!

После такого диалога воспитатель подзывает сразу четверых детей, предлагает им подойти к сундучку и обратиться к нему со следующими словами: «Сундучок, сундучок, пожалуйста, откройся и скажи, какие игрушки ты принес?» Педагог предупреждает, что брать можно только те игрушки, которые назовет сундучок (ведь именно эти игрушки он принес малышам), говорить слова нужно четко, громко, не торопясь, чтобы сундучок услышал и понял, о чем его просят. Затем воспитатель напоминает слова, которые нужно сказать сундучку, и вместе с вызванными детьми произносит их. Остальные участники игры помогают им.

Выдержав небольшую паузу, воспитатель медленно откидывает крышку сундучка и называет игрушки, приготовленные для вызванной четверки детей. Дети берут названные игрушки. Все они одинаковые и лежат в сундучке сверху. Малыши показывают всем свои игрушки и садятся на места. Вызывается новая четверка. Вместе с воспитателем эти дети произносят нужные слова, берут приготовленные для них одинаковые игрушки, показывают их всем и возвращаются на места. Так, быстро, оживленно и весело происходит раздача игрушек. Опустевший сундучок закрывается, а воспитатель напоминает детям, что сундучок хотел узнать, как они любят играть, и предлагает поиграть полученными игрушками.

Выходит какая-нибудь одна группа детей, получивших одинаковые игрушки. Им предлагается показать сундучку, как они играют своими игрушками. Воспитатель подсказывает игровые действия и показывает выразительные движения, которые выполняются по подражанию. Например, если у детей в руках куколки, они могут с ними поплясать, а все остальные споют им плясовую песенку. По показу воспитателя дети-музыканты играют на воображаемых инструментах, произнося определенные звуки: на дудочке — «тру-ру-ру», на балалайке — «трень-трень-трень» и т. д. Малыши, получившие самолетики, заводят мотор, произнося «трррр..,», а потом «летают высоко-высоко» по комнате. Остальные участники игры произносят те же звуки: они помогают заводить мотор. Дети, получившие зайчиков, прыгают, а все остальные помогают им словами «скок-скок-скок». Солдатики дружно маршируют, а все остальные изображают игру на барабане, произнося «трам-та-ра-рам». Уточки ходят по комнате вразвалочку, произнося «кря-кря-кря», а остальные тоже крякают.

Таким образом, все участники игры, подражая воспитателю, выполняют различные игровые действия, выразительные движения и упражняются в произнесении различных звуков, обычно затрудняющих речь многих младших дошкольников. Заканчиваться игра

может по-разному: можно устроить хоровод вокруг сундучка, спеть ему песенку и пригласить в гости еще раз, можно свободно сгруппироваться вокруг сундучка и поблагодарить его, а можно от имени сундучка дать оценку играм (похвалить детей и попрощаться с ними), а затем вынести сундучок из комнаты. Правила игры.

1.  Нужные слова говорить громко, не спеша, отчетливо произнося каждый звук.

2.  Брать из сундучка только те игрушки, которые были названы; обязательно показывать полученную игрушку остальным -частникам игры.

3.  После показа действий с игрушками следует возвращать их в сундучок.

4.  Разговаривать с сундучком выразительно, передавая вопрос или просьбу соответствующей интонацией.

Советы воспитателю. По своему характеру предлагаемая игра является забавой, поэтому необходимо, чтобы раздача игрушек проходила живо и не утомляла детей. Для этого заранее подумайте и подготовьте игрушки, предназначенные тому или иному ребенку, и расположите их в сундучке так, чтобы было удобно брать.

Продумайте заранее также состав каждой четверки играющих: лучше объединять робких, застенчивых детей с более активными и смелыми. Это поможет тем, кто пассивен, преодолеть свою робость. Важно также обеспечить непрерывную активность всех участников игры, которая может проявляться в том, что вызванным детям помогают остальные.

Эту игру желательно повторить несколько раз, усложняя ее правила. Например, можно разрешить детям, когда они освоятся с правилами, выбирать игрушки по собственному желанию. Пока малыши еще недостаточно организованы и не подготовлены к выполнению сложных правил, можно упростить раздачу игрушек (эти действия будет выполнять взрослый).

При повторении игры состав игрушек может пополняться, разнообразя тем самым содержание игровых действий. Важным условием успеха предлагаемой игры является пример эмоционального поведения воспитателя.

Обновлено: 2019-07-09 22:39:24