Школа

    Мобильный телефон на уроке. Плюсы и минусы

    телефон на уроке

    Мы живем во времена постоянно прогрессирующей телефонной связи. Большинство людей сейчас имеют мобильный телефон. В учебных заведениях он есть как у студентов, так и у преподавателей. И если в русскоязычных школах, колледжах и университетах пока еще мало где существует запрет на пользование мобильным телефоном, во многих учебных заведениях других стран мобильниками во время занятий пользоваться запрещено. Почему это происходит?

    Как бы ни был хорош мобильный телефон, его присутствие на уроке может иметь свои минусы и плюсы.

    Минусы

    Звонок мобильного телефона учителя во время занятий может привести к тому, что студенты отвлекаются от проводимой ими работы, хватают свои телефоны и начинают проверять наличие сообщений. Иногда сообщений и нет, но раз телефон попал студенту в руки, он начинает сам писать сообщения

    Читать дальше

    Женское образование

    Из истории женского образования в России XIX века

    «Женское движение» ...есть самое  оптимистическое движение последнего полувека. В. В. Розанов. 1910 г.

    История женского образования - одна из ярких, но, к сожалению, мало исследованных страниц в истории отечественной культуры. Официальной точкой отсчета становления женского образования принято считать 5 мая 1764 г., когда последовал указ Екатерины II Сенату о воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре, который вскоре стал известен как Смольный монастырь, а в документах именовался «Воспитательным обществом благородных девиц». Воплощались в жизнь просветительские планы императрицы и ее окружения «преодолеть суеверие веков, дать народу своему новое воспитание и, так сказать, новое порождение». Мечта Екатерины II и И. И. Бецкого создать

    Читать дальше

    Что такое календарь

    Мы так привыкли пользоваться календарем, что даже и не вполне отдаем себе отчет в том, как велика в нашей жизни и во всем нашем мышлении роль упорядоченного счета времени;  между тем нетрудно видеть, что никакая культура невозможна без него. Н. И. Идельсон

    Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово «календарь» произошло от латинских слов «саlео» — провозглашать и «calendarium» — долговая книга. Первое напоминает о том, что в Древнем Риме начало каждого месяца провозглашалось особо, второе — что первого числа месяца там было принято уплачивать проценты по долгам.

    Потребность измерять время возникла у людей уже в глубокой древности,- и определенные методы счета времени,

    Читать дальше

    Элементы сферической астрономии

    Рассмотрим астрономические единицы счета времени, которые стали прообразами календарных единиц. Затем о том, как в далеком прошлом люди, даже не зная истинной продолжительности года, могли измерять равные ему временные отрезки, наблюдая восход (или заход) Солнца в одной и той же точке горизонта, ориентируя в этом направлении свои храмы и пирамиды.

    Основные точки и линии небесной сферы. Прежде всего напомним, что при изучении вида звездного неба пользуются понятием небесной сферы — воображаемой сферы произвольного радиуса, к внутренней поверхности которой как бы «подвешены» звезды. В центре этой сферы (в точке О) и находится наблюдатель (рис.). Точка небесной сферы, расположенная прямо над головой наблюдателя, называется зенитом, противоположная ей — надиром. Точки пересечения воображаемой оси вращения

    Читать дальше

    Когда начинаются сутки?

    Сутки. Ритмичная смена дня и ночи... Неповторимая красота этих явлений одинаково впечатляет человека и в детстве, и в глубокой старости. Разве может не волновать, к примеру, летний рассвет? Вот постепенно тает ночная мгла, медленно гаснут звезды, пылает заревом восток, природа пробуждается от сна. И вдруг в каждой капле утренней росы отображается восход Солнца, несущего всему живому свет, тепло, радость жизни.

    Постепенно поднимаясь вверх, Солнце достигает своего наивысшего положения на небе (момент верхней кульминации), после чего медленно опускается вниз, чтобы на несколько часов снова скрыться за горизонтом. Спустя 30—40 минут после захода Солнца, когда закончатся вечерние сумерки, на небе появляются первые звезды. И снова все засыпает. Это правильное чередование дня и ночи, являющееся отображением вращения

    Читать дальше

    Смена времен года

    Равноденствия и солнцестояния. Вращаясь вокруг своей оси, Земля в то же время со скоростью 30 км/с движется вокруг Солнца. При этом воображаемая ось суточного вращения планеты не изменяет своего направления в пространстве, а переносится параллельно самой себе. Поэтому величина склонения Солнца δ на протяжении года непрерывно (и к тому же с различной скоростью!) изменяется. Так, 21 (22) декабря оно имеет наименьшее значение δ = —23°27, через три месяца, 20 (21) марта δ = 0°, далее 21 (22) июня оно достигает наибольшего значения δ=+23°27, 22 (23) сентября снова становится равным нулю, после чего до 21 декабря склонение Солнца непрерывно уменьшается. Но весной и осенью скорость изменения δ довольно велика, тогда как в июне и декабре она гораздо меньше. Конкретно, за пять дней — с 21 по 26 марта (как и с 16 по 21) склонение

    Читать дальше

    Смена фаз луны

    Вероятно, первое из астрономических явлений, на которое обратил внимание первобытный человек, была смена фаз Луны. Она-то и позволяла ему учиться вести счет суткам. И не случайно, по-видимому, во многих языках слово «месяц» имеет общий корень, созвучный с корнями слов «мерить» и «Луна», например, латинское mensis — месяц и mensuга — мера, греческое «мэнэ» — Луна и «мэн» — месяц, английское moon — Луна и month — месяц. Да и русское общенародное название Луны — месяц! В украинском языке эти названия тождественны: „мкяць».

    Сидерический месяц. Наблюдая за положением Луны на небе на протяжении нескольких вечеров, легко убедиться в том, что она передвигается среди звезд с запада на восток со средней скоростью 13°,2 в сутки. Угловой диаметр Луны (так же, как и Солнца) равен примерно 0°,5. Можно сказать поэтому, что за каждые сутки

    Читать дальше

    Семидневная неделя

    Происхождение семидневной недели. Искусственные единицы измерения времени, состоящие из нескольких (трех, пяти, семи и т. д.) дней, встречаются у многих народов древности. В частности, древние римляне и этруски вели счет дням «восьмидневками» — торговыми неделями, в которых дни обозначались буквами от А до Н семь дней такой недели были рабочими, восьмые — базарными. Эти рыночные дни становились и днями празднеств.

    Но вот уже у известного иудейского историка Иосифа Флавия (37 —ок. 100 г. н.э.) читаем: «Нет ни одного города, греческого или же варварского, и ни одного народа, на который не распространился бы наш обычай воздерживаться от работы на седьмой день». Откуда же «пошла есть» эта семидневная неделя?

    Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и, по-видимому, связан с изменением

    Читать дальше

    Арифметика календарей

    Итак, природа предоставила людям три периодических процесса, позволяющих вести учет времени: смену дня и ночи, смену фаз Луны и смену времен года. Иа их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Однако число суток и в календарном году, и в календарном месяце (как и число месяцев в году) может быть только целым. Между тем их астрономические прообразы — синодический месяц и тропический год — содержат дробные части суток. «Поэтому,— говорит известный специалист по «календарной проблеме» ленинградский профессор Н. И. Идельсон (1885—1951),— календарная единица неизбежно выходит ошибочной против своего астрономического прообраза; с течением времени эта ошибка накопляется и календарные даты уже на соответствуют астрономическому положению вещей. Как выравнять эти расхождения? Это задача чисто

    Читать дальше

    Лунный календарь

    При рассмотрении теории лунного календаря продолжительность синодического месяца с достаточной степенью точности можно принять равной 29,53059 суток. Очевидно, что соответствующий ему календарный месяц может содержать 29 или 30 суток. Календарный лунный год состоит из 12 месяцев. Соответствующая ему продолжительность астрономического лунного года равна

    12 * 29,53059 = 354,36706 суток.

    Можно поэтому принять, что календарный лунный год состоит из 354 суток: из шести «полных» месяцев по 30 суток и шести «пустых» по 29 суток, так как 6*30 + 6*29 = 354. А чтобы начало календарного месяца как можно точнее совпадало с новолунием, эти месяцы должны чередоваться; например, все нечетные месяцы могут содержать по 30, а четные — по 29 дней.

    Однако промежуток времени в 12 синодических месяцев на 0,36706 суток больше календарного лунного года в 354 суток. За

    Читать дальше

    Лунно-солнечный календарь

    Теория. В основу теории лунно-солнечных календарей положены две астрономические величины:

    1 тропический год = 365,242 20 суток,

    1 синодический месяц = 29,530 59 суток.

    Отсюда получаем:

    1 тропический год = 12,368 26 синодических месяцев.

    Другими словами, в солнечном году содержится 12 полных лунных месяцев и еще примерно одна треть. Следовательно, год в лунно-солнечном календаре может состоять из 12 или из 13 лунных месяцев. В последнем случае год называется эмболисмическим (от греческого «эмболисмос» — вставка).

    Заметим, что в Древнем Риме и средневековой Европе вставку дополнительного дня или месяца было принято называть интеркаляцией (от латинского inter-calatio — вставка), а сам добавленный месяц — интер-калярием.

    В лунно-солнечном календаре начало каждого календарного месяца должно как можно ближе располагаться к новолунию, а

    Читать дальше

    Солнечный календарь

    В основе солнечного календаря лежит продолжительность тропического года — 365,24220 суток. Отсюда сразу видно, что календарный год может содержать либо 365 либо 366 суток. Теория должна указать порядок чередования простых (в 365 дней) и високосных (366 дней) годов в каком-то определенном цикле с тем, чтобы средняя продолжительность календарного года за цикл была по возможности ближе к продолжительности тропического года.

    Разложение дробной части тропического года в цепную дробь имеет вид

    Соответствующие ей подходящие дроби имеют такие значения: 1/4; 7/29; 8/33; 31/128; 132/545;...,

    а средняя продолжительность календарного года соответственно 1) 365,25000, 2) 365,24138, 3) 365,24242, 4) 365,24219,...

    В первом случае цикл состоит из четырех лет, и на протяжении этого цикла производится одна вставка. Другими словами, из каждых четырех лет три года имеют по 365

    Читать дальше

    Точность григорианского календаря

    Об истории нашего календаря еще будет речь впереди. Здесь же остановимся на вопросе о его точности, так как это относится как раз к «арифметике календарей». Начать же такой анализ уместно с календаря, который использовался в Европе на протяжении 1600 лет и на даты которого «проецируются» обычно все события мировой истории, имевшие место до григорианской реформы.

    Арифметика юлианского календаря. Привлекательной стороной юлианского календаря является его простота и строгая ритмичность смены простых и високосных годов. Каждый промежуток времени в четыре года насчитывает (365 + 365 + 365+ 366=) 1461 день, каждое столетие 36 525 суток. Поэтому он оказался удобным для измерения длительных интервалов времени.

    Но, как уже отмечалось, средняя продолжительность юлианского календарного года больше тропического года на 0,0078 суток.

    Читать дальше

    Многообразие элементов датировки

    События далекого прошлого можно правильно сопоставить друг с другом и упорядочить в единой всемирной истории лишь в случае, если удалось безошибочно установить, когда то или другое из них имело место, т. е. если они были надлежащим образом датированы. Люди поняли это уже давно. И, стремясь передать потомкам логически связный рассказ о своей деятельности, они для датировки событий своей истории использовали все естественные единицы счета времени — год, месяц, неделю, а точнее — календарь, который они, исходя из потребностей жизни и умения, доводили до определенного уровня совершенства. Это позволило датировать события не просто «такого-то года» или «такого-то месяца», но поточнее: «такого-то числа месяца», «в такой-то день недели».

    Однако со временем любой документ подвергался порче, что относится, конечно, и к

    Читать дальше

    Солнечный цикл

    «...в 9 лето княжения Володимира, купно же от Адама до крещения Рускаго лет 6496, индикта 1, в лето 6497, ключ границ Р, круг Солнца 28. вруцелето 3, а Луне круг 17...».

    Так Псковская летопись датирует год крещения Руси (988 г. н. э.). Рассмотрим последовательно все элементы этой датировки, а также свойства упоминающихся циклов.

    Через 28 лет. В простом году юлианского календаря насчитывается 365 дней, в високосном 366, причем високосным бывает каждый четвертый год. Полная неделя состоит из семи дней. Какие выводы следуют из сопоставления этих чисел?

    Прежде всего 365 = 52 *7 + 1, 366 = 52 * 7 + 2. А это значит, что простой год заканчивается тем же днем недели, которым он начался (скажем, на понедельник приходятся 1 января и 31 декабря). Новый же год, после предыдущего простого, приходится уже на следующий день недели. И если бы високосных годов вообще не

    Читать дальше

    «числа богов»

    Распределение по числам месяцев. Еще в IV в н. э.в Александрии, по-видимому, из увлечения астрологией, семь букв греческого алфавита А, В, Г, Δ, Е. Z, H были расписаны в циклической последовательности по числам месяцев. Они, в частности, проставлены в сохранившейся таблице дат пасхи на 328—373 гг. Александрийский астроном Павел в своем «Введении в астрологию» (378 г.) излагает даже правила для вычисления этих «чисел богов». Несколько позже они получили и другое название — солнечные эпакты, а на Руси — вруцелетные буквы, но фактически остались числами, так как у многих народов, в частности, у евреев, греков, славян и грузин числа имели буквенные обозначения. Вскоре эти числа стали дополнительными элементами датировки, они оказались исключительно удобными для проведения различных календарных расчетов. Поэтому они

    Читать дальше

    Расписание фаз луны

    Расписание фаз Луны. По сообщениям греческого писателя Макробия (V в. и. э.), юлианский календарь был введен так, что первый день года нового календаря (1 января 45 г. до н.э.) совпал с новолунием. Несомненно, это было сделано с умыслом — для удобства расчетов фаз Луны, которые (возможно, на основании метонова цикла) были будто бы «расписаны» по числам месяцев календаря.

    Вопрос о «сочетании» лунного календаря с солнечным (юлианским) стал воистину «во весь рост» перед христианскими богословами во II в. н. э., когда начала складываться христианская традиция празднования пасхи. После малоудачных попыток использовать для расчетов ее даты октаэтериду они как бы заново изобрели 19-летний цикл и, приняв, что через каждые 19 лет определенные фазы Луны в точности приходятся на те же даты юлианского календаря, составили

    Читать дальше

    Индиктовый цикл

    «Индикт, еже есть указание, есть речение Латинское, от кесарей Римских сицевая ради вины изобретенное: внегда бо вселенною владычествоваху, месяца Септемврия перваго дне начало индикта оузакониша, и число ему в 15 лет скоичатися поло-жиша, на трое разделивше число сие. И в тая лета от подручных своих, от различных народов дань взимаху, коеждо пять лет нарицаху lustrum, еже есть светлое: в той бо час, внегда в пять лет дани даяху, с свещами и ликы веселящеся, сие творяху, первого числа пяти лет, медь и железо приношаху; в второе же пять лет сребро, в третие же в пять лет злато. И сего ради 15 лет Индиктион содержаше, и паки от перваго начало приемляше».

    В этом отрывке текста из старого «Часослова» говорится, что в Древнем Риме для сбора податей с его жителей существовали пятилетние периоды — люстры. При Юлии Цезаре начали

    Читать дальше

    Датировка по пасхе

    Датировка по пасхе. Как отмечал выдающийся специалист по хронологии профессор Петербургской духовной академии В. В. Болотов (1854—1900), знание пасхалии особенно важно в отношении к средним векам, «когда господствовала своеобразная манера обозначения дат. Светский человек чувствует себя здесь, как в лесу. Вместо того чтобы обозначать время по числам и дням месяца, обозначали по дням памяти святых... Самое распространенное обыкновение было, напр., обозначать воскресенье словами праздничного гимна».

    И там, где датировка воскресных дней производилась словами праздничных гимнов, весь календарь в буквальном смысле этого слова был связан с пасхой. Скорее даже с «пятидесятницей» («троицей»), так как отсюда церковь ведет счет дней (недель) в году: «1-я неделя по пятидесятнице», «2-я неделя...» и т. д. вплоть до «недели мытаря

    Читать дальше

    Эпакты и конкурренты

    По-видимому, из-за того, что при написании чисел римскими цифрами очень легко допустить ошибку, западноевропейские историки и вычислители («компутисты») разработали целый «набор» разнообразных календарных характеристик, которые широко использовались при датировке документов. Вот три характерных примера.

    Первый — акт от 15 сентября 1011 г. «от воплощения Господа нашего Ис. Хр.» датирован так: anno ab incarnatione Dom. nostri I. Ch. MXI, indictione IX, littera VII, luna XIV, XVII Kal. Octobr.

    Далее, грамота из Лионского епископства от 11 марта 1134 г.: Die dominico... V idus Martii, luna decima secunda, anno ab incarn. Dom. millesimo cente-simo trigesimo quarto, indict. VII, epacta XXIII, concurrente VII.

    И еще одна датировка: a. d. inc. 1223, epacta XXVIII, concurrente VI, indictione XII.

    Как и на Востоке. Солнечный цикл, золотое число и индикт — эти элементы датировки по своей природе тождественны с теми, которые использовались на христианском Востоке — в

    Читать дальше

    Как составлен «вечный календарь»?

    Под «вечным календарем» обычно подразумевают таблицы (или построенные на их основе приспособления) , с помощью которых удается достаточно быстро установить, какой день недели приходится на ту или другую календарную дату. В свое время эта задача и была решена на основе перечисленных выше календарных циклов. Состоит она как бы из двух измерений. «По горизонтали» необходимо установить соответствие дней недели числам месяцев на протяжении определенного календарного года. «По вертикали» следует находить изменения в упомянутом распределении при переходе от года к году, от века к веку.

    Построение «вечного календаря» осуществляется двумя путями: с помощью вруцелетных (по западноевропейской традиции — календарных) букв и путем использования месячных коэффициентов.

    С помощью вруцелет. Выше уже отмечалось, что

    Читать дальше

    Реликты каменного века

    Заглянув в астрономический календарь, мы находим в нем исчерпывающие сведения о положении планет на небе на тот или другой день, о предстоящих солнечных и лунных затмениях, о моментах восхода и захода Солнца и Луны и многое другое. И уж, конечно, каждый календарь информирует читателя о том, когда в его полушарии начинается весна (лето, осень, зима), приводя моменты прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия и т. д. Умение рассчитать все эти явления с высокой точностью и на десятки лет вперед свидетельствует о высоком уровне астрономической культуры, которого уже достигла наша земная цивилизация.

    Но многие из этих вопросов интересовали жителей Земли и три, и шесть тысяч лет назад, несмотря на то, что в различных ее уголках люди жили, говорили и мыслили по-разному. Скажем, землепашцам необходимо было

    Читать дальше

    Календарь и пирамиды

    О древнеегипетских пирамидах написано немало страниц. Большое внимание было уделено и изучению ориентации их по сторонам света. Оказалось, что пирамиды в Гизе ориентированы так, что две их стороны указывают на точку восхода Солнца в первый день весны. Туда же направлен и взгляд каменного Сфинкса, сооруженного рядом с пирамидами.

    Вполне определенно ориентированы и другие крупнейшие сооружения древних египтян. Например, как это установил математик и астроном Джеральд Хокинс (Англия), ось храма Амона-Ра в Карнаке (в древних Фивах) направлена на точку восхода Солнца в самый короткий день в году. Трудно согласиться с мыслью о том, что эти и подобные им строения не использовались их зодчими для их календарных потребностей.

    Славились своими башнями (зиккуратами), с площадок которых проводились астрономические

    Читать дальше

    Древнейшие обсерватории?

    Народы, заселявшие когда-то территорию Западной Европы, не строили пирамид. Но в ряде случаев они оставили после себя памятники, вызывающие не меньшее удивление. Речь идет о кромлехах — строениях в форме колец, состоящих из вертикально вкопанных в землю каменных монолитов. В Англии и Шотландии таких колец диаметром от двух до 113 м найдено несколько сотен. Наиболее величественный и наиболее известный из кромлехов — Стоунхендж (дословно «каменный сарай»), расположенный на юго-западе Англии, на равнине Солсбери (рис.). Возраст его оценивается в 4000 лет.

    Рис. Стоунхендж

    В центре этого сооружения лежит камень размерами 4,8X1X0,5 м. Вокруг него в виде гигантской подковы поперечником около 15 м стояли пять трилитов (сейчас полностью сохранились только три).

    Каждый трилит состоит из двух вертикальных камней, на которые

    Читать дальше

    Календари у древних людей

    В результате археологических изысканий, проведенных в различных уголках земного шара, установлено, что древние люди использовали для календарных расчетов и такие непримечательные предметы, как куски мамонтовых бивней, кости, камни, различные украшения или просто глиняные сосуды. Мы ограничимся здесь всего несколькими примерами.

    Так, на Украине около деревни Гонцы найден слоновый клык, на котором резцом с ювелирной точностью нанесены насечки. По их числу можно установить, что речь идет о фиксации изменения фаз Луны на протяжении четырех месяцев. Возраст образца —12—17 тыс. лет.

    Еще более интересны браслеты из бивня мамонта, найденные в палеолитической стоянке Мезин у р. Десны близ Чернигова. Один из них состоит из пяти прилегающих одна к другой пластин, на которых в виде узора расположены группы одинаковых

    Читать дальше

    Календарь по луне и по солнцу

    Как отметил Н. И. Идельсон, «куда ни проникает взгляд хронолога, он везде обнаруживает именно лунное счисление в основе первичного календаря». Понятно, почему это так. Ведь установить начало нового календарного года по годичному движению Солнца — задача очень трудная. Для этого нужны продолжительные астрономические наблюдения И их надлежащий анализ. Куда легче связать счет дней с изменением фаз Луны. Этим и ограничивались вначале первобытные народы.

    Другое дело — нужды большого государства, чиновники которого должны вести строгий учет дням, чтобы вовремя собирать налоги, вести торговлю с другими странами и т. д. Для этого уже прямо-таки необходимо было как-то поддерживать продолжительность года, близкой к земледельческому циклу работ...

    Одним из таких государств, в котором уже где-то в III тысячелетии до н. э.

    Читать дальше

    Календари народов двуречья

    Более 5000 лет назад на юге широкой Месопотамской равнины, где несут свои полные воды могучие реки Тигр и Евфрат, возникло несколько городов-государств шумеров. Этот народ не только изобрел колесо, соху и серп, сооружал оросительные каналы, дворцы и храмы; он также создал письменность—клинопись, образцы которой на обожженных глиняных табличках дошли до наших дней.

    Есть все основания полагать, что уже около 2500 г. до н. э. шумеры пользовались лунно-солнечным календарем с определенными, хотя и неизвестными нам правилами вставки (интеркаляции) 13-го месяца. Об этом говорят названия некоторых их месяцев. Так, в календаре города-государства Лагаш встречаются названия: Езен-ше-ку — «праздник вкушения ячменя», Ше-гуркуд-ду — «месяц жатвы», Уду-ше-ше-а-иль-ля — «месяц принесения ячменя баранам и овцам». В других городах

    Читать дальше

    Древневавилонский календарь

    Добавочные месяцы в древневавилонском календаре вставлялись по распоряжению властей. Известен один такой указ, изданный Хаммурапи около 1760 г. до н. э.: «Так как год имеет недостаток, то пусть месяц, который сейчас начинается, получит название второго Улулу, а полагающаяся в Вавилоне на 25-й день месяца Ташриту подать пусть будет доставлена 25-го дня месяца Улулу второго».

    Такими указами календарь регулировался вплоть до V в. до н. э. За это время Вавилонское царство неоднократно подвергалось нападению со стороны своих соседей, главным образом ассирийцев; около 729 г. до н. э. оно на целое столетие вообще было лишено независимости, сам город Вавилон в 689 г. до н. э. был полностью разрушен. Однако менее чем за сто лет он снова заблистал во всем своем величии. Ведущей силой в этом возрожденном государстве стали пришедшие

    Читать дальше

    Календарь у древних греков

    В начале 1 тысячелетия до н. э. Греция, состоявшая из отдельных городов-государств (полисов), находилась под культурным влиянием многих стран Востока. Древние греки колонизовали соседние острова и побережья от Малой Азии до Южной Италии и даже северных берегов Черного моря. И тем из них, кто плавал, и тем, кто занимался земледелием, нужны были определенные знания, нужен был календарь,

    Для своевременного проведения земледельческих работ древние греки согласовывали свою жизнь со сменой времен года, с видимым годичным движением Солнца по небу. Потому-то уже в поэмах Гомера (VIII в. до н. э.) засвидетельствовано, что древние греки имели понятие о солнечном годе, хотя... нет доказательств того, что они пользовались солнечными календарями в то время. Можно лишь утверждать, что уже где-то в IX в. до н. э. древние греки знали, как

    Читать дальше

    Афинский календарь

    «Этот человек добился истины в отношении предсказания явлений звездного неба, ибо движения светил и перемены погоды вполне согласуются с его данными; поэтому большинство греков до моего времени пользуются его 19-летним кругом...»

    Так писал о Метоне историк Диодор в I в. до н. э. И в самом деле, новая календарная система была разработана Метоном до мельчайших подробностей, включая и такую ее важную сторону, как правило чередования полных и пустых месяцев. Как свидетельствует Гемин, оно заключалось в том, что сначала теоретически считали все месяцы по 30 дней, потом выбрасывали дни 64-й, 128-й, 192-й, 256-й и т. д. (т. е. каждый 64-й день). Чтобы узнать количество неполных месяцев (по 29 дней), достаточно было их общее число умножить на 30 и результат разделить на 64. Неполными были те месяцы, которые после умножения их порядкового

    Читать дальше

    Счет времени в древнем китае

    Лунно-солнечными календарями уже в глубокой древности пользовались народы Китая и Индии. Люди, селившиеся у берегов великих рек Хуанхэ, Инда и Ганга, вели счет дням по сменам фаз Луны. Но их ежедневные потребности, весь уклад их жизни, их земледельческий цикл работ вынуждали как можно тщательнее определять наступление тех или других годичных сезонов, т. е. согласовывать свою жизнь с Солнцем.

    В книге «Кайюаньчжандан», содержащей описание истории Китая с древнейших времен до IX в. н. э., упоминается о календаре, составленном во времена полулегендарного императора Хуанди 1(2696—2597 гг. до н. э.). Известно, что при китайском императорском дворе были специальные чиновники, в обязанности которых входило составление календарей и наблюдения за небесными светилами. В результате регулярных и продолжительных наблюдений было

    Читать дальше

    Календари соседей китая

    60-летняя система счета лет, хотя и с некоторыми изменениями, распространилась из Китая и на соседние страны — Монголию, Вьетнам, Корею, Японию. В частности, у монголов вместо пяти стихий употреблялись цвета: синий, красный, желтый, белый и черный, причем для четных годов в форме «синеватый», «красноватый» и т. д. В основе 60-летнего монгольского цикла также лежал 19-летний цикл. Был принят, однако, и другой, сокращенный способ счета лет: 12-летними циклами, в которых каждый год носил название определенного животного, как это видно из табл.

    Таблица. Названия лет 12-годичного животного цикла монгольского календаря

    Порядковый номер года

    Монгольские названия

    Русские названия

    Остаток от деления на 12

    1

    хулгана жил

    год мыши

    4

    2

    ухэр жил

    год коровы

    5

    3

    барс жил

    год тигра

    6

    4

    туулай жил

    год зайца

    7

    5

    луу жил

    год дракона

    8

    6

    могой жил

    год змеи

    9

    7

    морин

    Читать дальше

    Календарь в древнем египте

    «Все на Земле боится времени, но само время боится пирамид...». В этой пословице можно усмотреть восхищение цивилизацией, создавшей эти внушительные сооружения, цивилизацией, возникшей на берегах Нила около 6000 лет назад. «Египет — это дар Нила», — писал древнегреческий историк Геродот. И в самом деле, вся жизнь древних египтян была сосредоточена на полоске земли шириной от 8 до 50 км, протянувшейся с юга на север на несколько тысяч километров. Название реки имеет общий корень с таким понятием как «загадочный», «таинственный».

    Имеются свидетельства того, что в своей повседневной жизни и, в частности, при определении дат своих праздников древние египтяне пользовались лунным календарем. По-видимому, уже с 2000 г. до н. э. такая календарная система была в определенном смысле упорядоченной. Известно, что в середине I

    Читать дальше

    Александрийский календарь

    Александрийский календарь. После того как в 30 г. до н. э. Египет был завоеван римлянами, здесь в 26 г. до н. э. была проведена реформа календаря — введен александрийский постоянный год, в котором насчитывалось 12 месяцев, сохранивших свои древнеегипетские названия, по 30 дней в каждом и пять дополнительных дней. Вставка шестого дополнительного дня в високосном году производилась один раз в четыре года. Таким образом, на протяжении почти 1600 лет этот «стабильный египетский» календарь шел в одном ритме с юлианским, но со сдвигом в начале года. Соответствие месяцев обоих календарей, а также григорианского на XX в. показано в табл. 366-й день вставляется на полгода раньше, чем в юлианском календаре. В этом случае начало александрийского года — 1 Тота — смещается на 30 августа (12 сентября н. ст.), а вслед за ним — и начала всех

    Читать дальше

    Календарь майя

    Испанцы, которые первыми начали «осваивать» Центральную Америку, подсчитали, что здесь было около 40 000 каменных пирамид, причем некоторые из них достигали высоты 60 м (т. е. высоты 20-этажного здания). Да, на американском континенте существовали самобытные цивилизации, после которых остались пирамиды, увенчанные храмами и площадками для астрономических наблюдений. Эти цивилизации не знали домашних животных, не знали колеса, железа, меди, бронзы. И все же в своем умении они ненамного отстали от мастеров с берегов Нила.

    Потомки народа, строившего пирамиды в Центральной Америке, главным образом на полуострове Юкатан (Мексика) в I и II тысячелетиях н. э., и сейчас живут в Мексике, Гватемале и Британском Гондурасе. Это — майя, которых насчитывается 2,6 млн. человек. Однако немногое знают сегодняшние майя о своем

    Читать дальше

    История европейского календаря

    Описывая все сложности еврейского календаря, выдающийся хорезмийский ученый Бируни (973— 1048) воскликнул: «Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились того, что люди ничего не предпринимали несогласно с их мнением и пускались на какое-нибудь дело только по их предначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах — властители мира. Но Аллах с ними рассчитается...»

    О первоначальном еврейском календаре известно немногое. В Библии упоминаются четыре месяца: первый — авив — месяц колосьев (Исход, XIII, 4), второй — зиф — месяц цветения (III Царств, VI, 1), седьмой — афаним — месяц бурных ветров (III Царств, VIII, 2) и восьмой — бул — месяц произрастания (III Царств, VI, 38). Как видно, названия этих месяцев связаны с земледельческими

    Читать дальше

    Календарь у мусульман

    «Поистине, число месяцев у Аллаха — двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю... Вставка — только увеличение неверия; заблуждаются в этом те, которые не веруют; они разрешают это в один год и запрещают в другой, чтобы согласовать с тем счетом, который запретил Аллах. И они разрешают то, что запретил Аллах...»

    Так Коран (Сура 9, 36—37) решает вопрос о числе месяцев в календарном году: их, мол, должно быть двенадцать, вставка же дополнительного 13-го месяца — «только увеличение неверия».

    Вставка 13-го месяца была запрещена в 631 г. основателем ислама Мухаммедом (ок. 570—632 гг.). Через несколько лет после смерти Мухаммеда халиф Омар ибн аль-Хаттаб ввел лунный календарь в государственный обиход. Было решено также считать годы от «переселения» («хиджры») пророка Мухаммеда из Мекки в Медину — от

    Читать дальше

    Древнеримский календарь

    Сегодня все народы мира пользуются солнечным календарем, практически унаследованным от древних римлян. Но если в своем нынешнем виде этот календарь почти идеально соответствует годичному движению Земли вокруг Солнца, то о его первоначальном варианте можно сказать лишь «хуже было некуда». А все, вероятно, потому, что, как заметил римский поэт Овидий (43 г. до н. э.—17 г. н. э.), древние римляне лучше знали оружие, чем звезды...

    Сельскохозяйственный календарь. Как и их соседи греки, древние римляне определяли начало своих работ по восходу и заходу отдельных звезд и их групп, т. е. они связывали свой календарь с годичным изменением вида звездного неба. Едва ли не главным «ориентиром» при этом был восход и заход (утренний и вечерний) звездного скопления Плеяды, которое в Риме именовалось Вергилиями. Начала многих полевых

    Читать дальше

    Юлианский календарь

    Реформу календаря провел в 46 г. до н. э. римский верховный жрец, полководец и писатель Гай Юлий Цезарь (100—44 гг. до н. э.). До этого Цезарь побывал в Египте, познакомился с египетским солнечным календарем и даже сам составил несколько не дошедших до нас трактатов по астрономии. Разработку нового календаря осуществила группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

    В основу календаря, получившего позже название юлианского, положен солнечный год, продолжительность которого была принята равной 365,25 суток. Но в календарном году может быть лишь целое число суток. Поэтому предписывалось считать в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом — 366 дней.

    Как прежде целый месяц Мерцедоний, так и теперь этот один день решили «упрятать» между 24 и 25 февраля и называть его bis sextum Kal. Mart — «дважды шестой до

    Читать дальше

    Календарь и церковь

    В 324 г. римский император Константин (ок. 285—337 гг.) провозгласил христианство государственной религией. Через год, в 325 г. он созвал в г. Никее (теперь г. Извик в Турции) церковный собор, на котором обсуждению подвергся и вопрос о дате празднования пасхи.

    Споры о дате пасхи. Причин для беспокойства у Никейского собора было немало. Ведь чуть ли не в каждой провинции огромной Римской империи были свои представления о том, когда следует отмечать этот праздник и как определять его дату. А чтобы сущность этих споров стала более ясной, мы и остановимся на некоторых «тонкостях» этого вопроса. Тем более, что его решение имело в дальнейшем вполне определенное влияние как на введение в 525 г. эры нашего летосчисления (эры от «рождества Христова»), так и на реформу календаря в 1582 г.

    Прежде всего, многие христиане Малой Азии и

    Читать дальше

    Введение «нового стиля» в календаре

    Причины календарной реформы. В конце III в. н. э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта. По-видимому, «отцы церкви» участвовавшие в работе Никейского собора, полагали, что так оно было в 325 г. и так же будет в дальнейшем. Средняя продолжительность года в юлианском календаре на 0,0078 суток или на 11 мин 14 с больше тропического года. В результате за каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигался за это время на одни сутки назад — от марта к февралю. В свою очередь все праздники, связанные с определенными датами календаря, передвигались «вперед»: весенние— на лето, летние,— на осень и т. д. Проведенные расчеты показывают, что к концу XVI в. весеннее равноденствие сдвинулось назад на 10 суток и приходилось на 11 марта.

    Таким образом, если

    Читать дальше

    Дамоклов меч реформы календаря

    Сегодня наш календарь с астрономической точки зрения является достаточно точным и, по существу, не требует никаких изменений. И все же о реформе его говорят уже десятилетиями. При этом имеют в виду не изменение типа календаря, не введение новых приемов счета високосных годов. Нет, речь идет исключительно о перегруппировании дней в году с тем, чтобы уравнять длину месяцев, кварталов, полугодий, ввести такой порядок счета дней в году, при котором новый год приходился бы на один и тот же день недели, например, на воскресенье.

    В самом деле, наши календарные месяцы имеют продолжительность в 28, 29, 30 и 31 день, длина квартала меняется от 90 до 92 дней, а первое полугодие на три-четыре дня короче второго. Вследствие этого усложняется работа плановых и финансовых органов. Неудобным является и то, что неделя начинается в одном

    Читать дальше

    Несколько календарных эр

    В своей практической деятельности люди не могут обходиться без счета дней в неделе, месяце, без определенной системы счета лет. Иначе они не могли бы вообще понять друг друга. Конечно, можно называть каждый последующий год каким-то новым именем. Так и делали некоторые народы древности. Например, в Афинах год обозначался по имени высшего должностного лица — архонта, в Аргосе — именем жрицы храма богини Геры, в древнем Риме — по именам двух ежегодно сменявшихся консулов. Год, названный по имени должностного лица, называется эпонимическим годом (от греческого «эпонемисис» — провозглашение), а сами эти лица в связи с этим — эпонимами. Этот способ счета лет весьма далек от совершенства...

    Конечно, лучше просто взять и пронумеровать годы. При этом не имеет существенного значения, который год мы назвали первым,

    Читать дальше

    Времяисчисление от «сотворения мира»

    Уже в первых веках н. э. некоторые христианские писатели и историки стремились «перебросить» хронологический мост от описанных в Библии событий к тем, которые происходили на их глазах. Они и начали подсчеты числа поколений «от Адама до Авраама», «от Авраама до Давида» и т. д. (независимо это делали и еврейские книжники), надеясь «поточнее» установить число лет, истекших от описанного в Библии «сотворения мира». Так было создано около 200 эр от «сотворения мира», по которым промежуток времени от «сотворения мира» до «рождества Христова» насчитывает от 3483 до 6984 годов. Но почему в среднем около 5500 лет? И почему на основе одних и тех же данных в Библии их создано так много?

    Почему 5500? Определенную роль во всех проводившихся в то время хронологических «изысканиях» сыграли представления евреев и первых христиан о тесной

    Читать дальше

    Астрономический счет лет и суток

    В XVIII в. эра, введенная Дионисием, была расширена и для счета лет до «рождества Христова» (a. D.—ante Deum — «до Господа»). При этом было принято, что 1-й год до н. э. непосредственно примыкает к 1-му году н. э. Было также принято, что число лет до н. э. возрастает по мере удаления в прошлое, однако, месяцы, числа в них и дни недели считаются впредь, точно так же, как и в годах н. э. Следовательно, границей между 1-м годом до н. э. и 1-м годом н. э. является «мгновение», разделяющее 31 декабря 1 г. до н. э. и 1 января 1 г. н. э. Високосными являются те годы до н. э., номер которых при делении на 4 дает в остатке 1: 9-й, 13-й и т. д. Этот счет лет называется историческим или хронологическим. Отсутствие «нулевого года» часто приводит к ошибкам при расчетах интервала времени между двумя событиями, одно из которых произошло до, другое — после начала счета

    Читать дальше

    Календарь приднепровских славян

    Нашествия кочевых орд, войны и частые пожары привели к потере большинства письменных памятников времен Киевской Руси. Лишь некоторые из них случайно пережили века и сохранились до наших дней, чтобы рассказать о событиях далеких времен, о быте, обычаях и верованиях приднепровских славян. Внимательно читая эти памятники, можно сделать определенные выводы и о летосчислении на Руси в дохристианскую эпоху.

    Среди немногих памятников древней письменности особенно интересной является «Повесть временных лет» — свод исторических хроник, актов, поучений и рассказов, составленный около 1113 г. Нестором — монахом Печерского монастыря в Киеве (до нас дошли вторая и третья редакции — Лаврентьевская и Ипатьевская летописи), «Остромирово евангелие», написанное в 1057 г., и несколько более поздних летописных

    Читать дальше

    Вопрос о начале года

    В результате тщательного анализа летописей был сделан вывод, что Новый год начинался на Руси с появлением новой Луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию, когда снега сходили с полей и вся природа просыпалась от долгой зимней

    спячки. Но прошедший год мог иметь 12 месяцев, т. е. 354 дня, или же 13 месяцев — 384 дня. Поэтому и начало Нового года на Руси не могло приходиться на одну и ту же дату юлианского календаря, а скользило по числам марта, падая в некоторые годы на февраль или на апрель. Такого счета времени летописцы придерживались очень долго, хотя свои записи они датировали, используя юлианский календарь.

    Так, например, в 1-й Новгородской летописи читаем: «В лето 6645 наступущу в 7 марта...». Эта запись была бы совершенно непонятной, если бы Новый год начался с 1 марта.

    В Лаврентьевской летописи «в лето

    Читать дальше

    Граффити киевской софии

    Трудно с точностью утверждать, когда на Руси начали проводить календарные расчеты на пальцах рук, как это описано выше. Монгольское нашествие привело к уничтожению многих культурных памятников... Поэтому все выводы о методах проводившихся здесь в XII—XIV вв. календарных расчетов приходится делать пока лишь на основании трех источников:

    1) «Учения им же ведати человеку числа всех лет», написанного в 1136 г. новгородским монахом Кириком,

    2) таблицы-граффити, открытой С. А. Высоцким на стене Софийского собора в Киеве, и

    3) календарных таблиц так называемой Норов-ской Псалтыри — рукописи предположительно XIV в., «принадлежавшей господину А. С. Норову».

    Все те же регуляры. В «Учении» Кирик продемонстрировал умение считать в объеме десятков миллионов: он приводит количество календарных месяцев, дней и часов,

    Читать дальше

    Особенностях счета времени у народов азии

    Здесь мы хотя бы коротко остановимся на некоторых примечательных особенностях счета времени, которые существовали в недалеком прошлом у народов Азиатской части СССР. Известно, например, что принявшие магометанство народы Средней Азии издавна использовали два способа счета времени: официальный лунный мусульманский календарь и неофициальный, народный лунно-солнечный, который лучше согласовывался с ритмом их земледельческих работ.

    Вот как, в частности, выглядел земледельческий народный календарь таджиков. Первый, весенний месяц назывался серым (с началом около 22 марта), так как на протяжении этого периода земля освобождается от снега; второй месяц — зеленый (появляется свежая зелень), третий — бурый (растения темнеют). Потом идет месяц созревания (это примерно август по нашему календарю) и т. д. Промежуток

    Читать дальше

    Об эрах и стилях летописцев

    Радио, телеграф и телевидение со скоростью света оповещают сегодня весь мир обо всех событиях, происходящих в отдельных странах, в городах и селах, в далеких полярных экспедициях и на борту космических кораблей. С течением времени все эти события строка за строкой укладываются на страницах единой всемирной истории. Первые же страницы этой великой книги безжалостно изорвал в клочья стремительный ветер времени, рассеяв их по просторам планеты. На тысячи лет они были схоронены под толстым слоем развалин, оставшихся от могущественных когда-то государств...

    Ценой огромных усилий историкам и археологам удалось отыскать следы многих давно забытых народов и в значительной степени восстановить некоторые страницы их истории. Эта исключительно важная работа еще продолжается... Но свести упоминания о тех или других

    Читать дальше