Дошкольная психология и педагогика детей

    Воспитывать - это легко

    Воспитание собственного ребенка может быть тяжелым и малоэффективным процессом, изматывающим нервы и отнимающим последние силы, или увлекательным, приятным занятием, доставляющим удовольствие и родителям, и детям. Если вам больше нравится второй вариант, следуйте нескольким простым советам.

    Всегда начинайте с себя

    С точки зрения малыша, родители – самые главные люди, которые все и всегда делают правильно, образец для подражания. Поэтому в первые годы своей жизни он будет копировать ваши привычки, стиль поведения, манеру общения. Можно сказать, что ваше дитя – это ваше собственное отражение, и стоит ли на зеркало пенять…

    Отсюда простой вывод - станьте такими, каким хотели бы видеть своего ребенка: не желаете, чтобы вырос врунишкой – не обманывайте, требуете аккуратности – не разбрасывайте

    Читать дальше

    Детские привычки полезные во взрослой жизни

    Если сравнивать взрослого и ребенка, то иногда находятся схожие привычки: например, кто-то спит с игрушкой, а кто-то играет в виртуальные игры. Давайте рассмотрим, какие же детские привычки мы забираем во взрослую жизнь, и какие из них могут принести пользу.

    Во-первых, это игра в песочнице. Дети, копаясь в песочке и делая куличики, развивают моторику и мышление. В это же время работа с землей помогает расслабиться и даже возможно немного помедитировать. Взрослый человек может заменить песочницу садоводством. Поливая и пересаживая растения, пропалывая землю, человек успокаивается и чистит свое сознание. Также можно заменить садоводство выстраиванием замков и лепкой русалок на песчаном пляже.

    Во-вторых, накопление с помощью копилки. Для детей накапливание – это целый магический ритуал, а вот его завершение –

    Читать дальше

    Как отучить малыша спать с родителями?

    Тема совместного сна вызывает ожесточённые споры в сообществах, посвящённых материнству и детству. Это говорит о том, что вопрос действительно актуален для всех родителей – брать или нет с собой в кровать малыша?

    Чем хорош совместный сон

    Каждая молодая мама получает миллион советов от людей, даже посторонних, которые уже успели испытать радость материнства. Особо пессимистичные «доброжелатели» грозятся, что приучать спать с мамой ребёнка категорически нельзя. Пугают детской смертностью и прочими «байками». И неопытная родительница, несмотря на усталость, пытается уложить малыша в детскую кроватку.

    Во многих странах практикуют совместный сон. Японцы спят со своими детьми до подросткового возраста, считая, что тесная взаимосвязь в семье важнее всего. Для итальянцев уложить спать ребёнка в

    Читать дальше

    Агрессивность у маленьких детей

    Многим людям периодически свойственны проявления агрессивности, в том числе и маленьким детям. Казалось бы, маленькие дети и агрессия не совсем совместимые понятия, однако такая физическая реакция характерна в некоторых случаях и для них.

    Каковы же причины агрессивности маленьких детей?

    Иногда случаются ситуации, из-за которых ребенок переживает, в чем-то разочаровывается. Взрослым часто они кажутся совсем незначительными. Но ребенок воспринимает их важными для себя и переживания тяжело переносимы и острые, что связано с незрелой нервной системой. Как самое удовлетворительное решение имеющейся проблемы - физическая реакция или агрессия.

    Самые распространенные факторы агрессии среди детей:

    • Страх или боязнь травмы, обиды, насилия, повреждений (агрессивность пропорциональна страху и увеличивается при

    Читать дальше

    Неофобия у детей или почему ребенок не кушает в детском саду

    дети

    Многие родители сталкиваются с проблемой, когда их малыш отказывается есть в детском саду. Каковы причины данного явления, как реагировать на это, в какие игры играть, чтобы это предупредить?

    1. Что такое "неофобия” и как давно возникло это понятие?

    Феномен "неофобия" начали обсуждать где-то в конце XX века. Буквально этот термин означает "боязнь нового”. Сначала это касалось старшего поколения, поскольку именно им свойственно нежелание браться за что-то новое. Это можно проследить среди своих бабушек и дедушек, когда что-то новое вызывает в них бурю эмоций и нежелание вникнуть и познать. Затем термин распространился и стал касаться любых вещей. Например, неофобия еды – опасения попробовать новую еду.

    2. Какими могут быть причины возникновения неофобии у дошкольников?

    На самом деле причин того, что

    Читать дальше

    Развитие произношения звуков речи

    Различение звуков с и з, сь и зь, с и сь, з и зь

    •    Попросите ребенка повторить слоги: са-за, со-зо, су-зу, сы-зы; ся-зя, сё-зё, сю-зю, си-зи; аса-аза, асо-азо, асу-азу, оса-оза, осо-озо; са-ся, со-сё, су-сю, сы-си; за-зя, зо-зё, зу-зю, зы-зи.

    •    Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [с] и [з] ([с’] и [з’]) в начале и середине слова: санки — звезда, замок—самовар, капуста—кузнечик, коза —лиса, селедка —зеркало, обезьяна-апельсины. Предложите ребенку назвать эти предметы в указанном порядке, чередуя произнесение слов то со звуком [с] ([с’]), то со звуком [з] ([з’]). Обратите внимание на правильность произнесения этих звуков.

    •    Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:

     са-са-са—выпала роса,

    зи-зи-зи — капусту погрузи,

    за-за-за —

    Читать дальше

    Как учить малышей?

     классе для дошколят, который ведет Джанет Гилл и школе Гринбрук в Южном Бруклине, штата Нью-Джерси, идет игра в числа. Без подсказки учительницы 20 ребятишек в возрасте 5—6 лет решают геометрические головоломки, уверенно оперируют с игровыми карточками и пособиями для счета. За круглым столом несколько малышей складывают яркие кубики. Вот маленькая девочка составляет из треугольников шестиугольник, а другие дети, явно заинтересованные, собираются вокруг и считают, сколько треугольников понадобится.

    Через полчаса настает время чтения. Счетный материал убирают, и дети рассаживаются в кружок вокруг Гилл. В руках у нее большая книга о смешной миссис Уиши-Уоши,  которой очень хочется, чтобы животные на ее ферме обязательно мылись. Вместе с Гилл дети декламируют веселые стихи. Это их любимый рассказ, и они

    Читать дальше

    Приучайте читать обязательно

    Как же приучить ребенка к чтению? Одни специалисты рекомендуют уже 2—3-летнему малышу давать возможность общаться с книгой, причем, разрешая ему и рвать ее, разрисовывать (естественно, подбирая для этого соответствующие книги). По их мнению, такое «фамильярное» отношение к книге способствует тому, что в будущем у ребенка не возникает подсознательного страха перед общением с ней. Другие предлагают прививать ребенку благое отношение к книге. Не разрешать загибать страницы, слюнявить палец при перелистывании, закладывать между листами цветы... Третьи советуют больше читать детям вслух, а когда ребенок станет постарше и сам научится складывать буквы в слова, прерывать чтение на интересном месте. Понятно, что книгу при этом ребенку надо оставить.

    Четвертые рекомендуют использовать психологическую

    Читать дальше

    Бить или не бить?

    К сожалению, такой вопрос еще не исчез из обихода в родительском воспитании. Хотя педагогическая наука и практика давно уже дают на него однозначный ответ: бить ребенка нельзя! Ни при каких обстоятельствах. А телесное наказание в воспитательных целях — вообще нелепость. Потому что ничего, кроме вреда, оно не приносит.

    И тем не менее... Многие родители, особенно отцы, считают, что главное в их общении с детьми — строгость, требовательность, подкрепленные силой. Глубокое заблуждение! Послушание, основанное на страхе, притворно, телесное наказание, даже родительской рукой, унизительно. Эти чувства разъедают душу ребенка, портят его характер. Человек не может вырасти правдивым, честным, открытым, если с малых лет он живет в постоянном страхе перед розгой, ремнем, подзатыльником. Он рано начинает лгать,

    Читать дальше

    Думать о последствиях

    Совершенно недопустимо, как поступают некоторые, взять собачку «на время», а затем выбросить ее за дверь. Ничего, кроме урока бесчеловечности, это не дает. Нельзя выбрасывать собаку и потому, что ничейные (но бывшие же чьи- то) животные становятся бродячими. Сбиваясь в стаи, они в поисках пропитания уничтожают и диких, и домашних животных, нанося огромный ущерб природе.

    Но если до экологического ущерба большинству из тех родителей, которые сначала заводят, а затем выбрасывают их, нет никакого дела, то о психике ребенка, о воспитании в нем лучших человеческих качеств (или, наоборот, о подавлении их) заботиться надо каждому.

    В книге немецкого писателя Д. Нолля «Приключения Вернера Хольта» описана ситуация, имеющая отношение к нашего разговора.

    В Германии во время второй мировой войны идеологами фашизма

    Читать дальше

    Избежать ошибок просто

    Научившись ходить (и падать!), ребенок вдруг обнаруживает — материнская любовь особенно ярко проявляется, когда он падает, ушибается. Тут его и подхватят, и не единожды поцелуют. Так формируется условный рефлекс, подкрепляемый самым светлым чувством — любовью. И ребенок начинает нарочно падать, даже нарочно ушибаться посильнее — ведь «доза» любви оказывается прямо пропорциональной силе ушиба... Надеюсь, прочитав этот абзац, родители не перестанут подхватывать упавшего, не перестанут покрывать поцелуями ушибленное место. Но найдут время и возможность приласкать и не

    Читать дальше

    Подумать и об этот

    Квартира с дорогой мебелью противопоказана ребенку. От его ладошек в каше или пластилине на полированной поверхности остаются грязные следы. Его самолетики или машинки имеют обыкновение царапать мебель, от каких-то других игрушек получаются вмятины и сколы.

    И если для любых родителей правильна печальная шутка педиатров: сначала все они (родители) ждут не дождутся, когда же ребенок начнет ходить и говорить, а потом только и требуют: «да посиди ты, да помолчи ты», то для родителей, успевших, прежде чем вырастет ребенок, обзавестись дорогой мебелью, эта шутка уже не юмор, а сатира. И тогда эта мебель, уникальные вазы, сверхмодные шторы превращаются из средства эстетического воспитания в свою противоположность. Ребенок начинает ненавидеть сначала какую-то конкретную красоту, а затем и красоту вообще. А

    Читать дальше

    Бывает и такое

    Малыш, должно быть, плохо поужинал, возможно даже что капризничал и, как это говорится, сам виноват. Но г остается фактом, так было — проснулся часов в двенадцать, через пару часов после того как его уложили спать, и попросил хлеба. Только хлеба. Хочет есть. Родители в это время еще не спали. И не так уж трудно было выполнить просьбу Малыша. Или поговорить с ним, что надо потерпеть,— и такое возможно. Что же это такое, в самом деле проснуться среди ночи просить есть. И хотя я знаю взрослых людей, которые способны ночью встать за ломтем хлеба, за глотком чая, причем никому не придет в голову их осудить, может быть только посмеются такой причуде — от Малыша этого не стерпели. Ведь его надо воспитывать. Что же это такое, еще привыкнет. И потакать капризам! Хлеба ему не дали. Накричали. Он не унимался. Стал хныкать. Тогда его

    Читать дальше

    Понять человека

    Еще одна главная ошибка воспитания — непонимание ребенка. Откуда оно берется? Вероятно, от того что родители не хотят вглядеться в духовный мир своих детей, от занятости, от представления, что у детей еще не может и не должно быть своего мира. Как бы то ни было, а мы детей часто не понимаем и, к сожалению, еще чаще не хотим понять.

    Г. Данаилов в своей книге «Не убить Моцарта» рассказывает о типичной ситуации непонимания. ...Мальчик разбил дорогую хрустальную вазу и был жестоко за это наказан. Но он не знал, в чем его вина. «Оседлав палочку, он мчался на мотоцикле, палочка задела вазу, она упала на пол. Виноваты, во-первых, мотоцикл или лошадь — лошадь глупая и не свернула вовремя, а во-вторых... Во-вторых, выражение: «Ты знаешь, сколько стоит эта ваза?» — ничего не значит. Ребенок этого не знает и знать не

    Читать дальше

    Спрашивайте, спрашивайте...

    Наверное, нет ничего более опасного в жизни ребенка (если, естественно, речь идет не о болезнях), чем отучить его спрашивать. Через вопросы ребенок познает не только материальный мир, но и взаимоотношение людей и вещей в нем. Вопросы учат его мыслить, думать, сопоставлять, анализировать.

    Власть взрослых позволяет нам, когда мы этого хотим, изображать глухого и не слышать вопросов, мало того, иногда не просто отказаться от ответа, но еще и наказать ребенка. Особенно, если испорчено настроение или нездоровится. Но причем здесь ребенок? Он же в этом не виноват.

    Родителей часто пугают вопросы детей на сексуальную тему: «А откуда я взялся?», «А зачем нужен папа, чтобы я родился?». Если эти вопросы задаются в неподходящей (с точки зрения родителей) обстановке, например в гостях или в общественном транспорте, то

    Читать дальше

    Дети и телевизор

    Природа, создавая живые существа, предусмотрела одно очень важное условие — все стрессы обязательно заканчивать большим объемом физических движений (а стресс испытывают не только люди, но, наверное, и все животные. По крайней мере, позвоночные — точно). И среди животных, а до сравнительно недавнего времени (что такое десяток тысяч лет в масштабах мироздания!) и среди людей так все и происходило. Добывание пищи, борьба с врагами, зашита от зверей, любовь, радость... Все сопровождалось энергичными движениями, большой физической нагрузкой. И если по какой-то причине какой-либо стресс не требовал такой нагрузки, то устраивались танцы, игры, спортивные соревнования.

    Сегодня мы, а особенно наши дети, у которых потребность в движении гораздо выше, двигаемся мало. Стрессов же с каждым годом становится все больше. К

    Читать дальше

    Все не так просто

    Маленькие дети не имеют представления о собственности, поскольку считают, что им принадлежит все. Ребенок тянется ко всему, что попадается ему на глаза. Представления о чужом еще не существует. Чаще всего это представление формируется болезненно — у ребенка отбирают игрушку, потому что она не его, ложечку, которая ему понравилась в чужом доме. Но то, почему у него что-то отбирают, а что-то дают, еще долго остается для него загадкой. Не слишком ясен ребенку и тот вывод, к которому он может прийти на практике: если ложечку сунуть в карман так, чтоб никто этого не заметил, ее не отберут. Обвинение в краже было бы в этом случае несправедливым. Ребенок просто берет, и самое худшее, что можно с ним сделать, это заставить его стыдиться своего поступка.

    Иногда мы вынуждаем детей отдавать свои вещи, вообще, что таким образом мы

    Читать дальше

    Откуда я взялся?..

    Этого вопроса со страхом ждут все родители. И не находят, тем не менее, времени, чтобы подготовиться к ответу на него, чтобы посоветоваться со специалистом (хотя бы заочно — в виде чтения соответствующей литературы) и ответить правильно. А потому традиционно сваливают все на аиста, капусту или магазин. Но ведь это неправильно. Далеко не во всех семьях, однако и не так уж редко разыгрываются трагедии, когда сын или дочь услышит, что их нашли в капусте или купили в магазине.

    - Значит, я не родная вам, значит, вы не родители,— билась как-то в истерике моя племянница Оксана, «купленная в магазине».

    Ну, а какой ответ правильный?

    Да, правильный ответ один — правда. Без особых деталей, без посвящения в механизм возникновения беременности, но тем не менее — только правда. Можно предложить такую примерно схему:

    — 

    Читать дальше

    О чем разговаривать с ребенком?

    Годам к двум даже мальчики (считается, что в норме девочки развиваются чуточку раньше) начинают довольно много и бойко говорить. Конечно, язык их еще «птичий», еще далеко не каждый их понимает, и тем не менее в жизни детей наступает новый этап — этап языкового общения со взрослыми. Присмотревшись, убеждаешься — дети к этому готовы, они идут на контакт с удовольствием. Нашему Артему, например, никогда не составляло труда повторять одно и то же слово и десять, и двадцать раз — до тех пор, пока собеседник не поймет и не повторит его правильно.

    Но, как ни парадоксально, к разговору с двухлетками, оказывается, не готовы взрослые. Пусть не мама, но уже папа, бабушки и дедушки, а особенно более дальние родственники и знакомые — обязательно. До такой степени, что, наблюдая за беседой очень многих из названных лиц

    Читать дальше

    Где найти арину родионовну?

    Никто не возьмется точно определить, чем мы обязаны няне Пушкина Арине Родионовна, няне Лескова, бабушке Горького. Но где сегодня найти мудрых бабушек-сказительниц? Специальные экспедиции отправляются на их поиски в самые отдаленные уголки страны...

    И все-таки выход есть. «Бабуля, ну почитай немножко... Ну пожалуйста!» Малыш теребит вас за краешек платья и протягивает книжку со сказками. Пускай она зачитана до дыр, ребенок готов сотый раз, затаив дыхание, слушать про Бабу-Ягу и Чебурашку, Бармалея и Карлсона. Невозможно устоять перед трогательной просьбой, и вы вдвоем уютно устраивать в тихом уголке.

    каченный сюжетом сказки, маленький слушатель ос законы человеческих взаимоотношений, персонажи подобных историй демонстрируют ему целую галерею характеров, поступков, судеб. Всевозможные

    Читать дальше

    Семь заповедей родителям

    1.   Ничем не ограничивай безбрежные желания своего дитяти, выполняй любую его прихоть. Свои просьбы и требования не доводи до конца и со спокойной душой делай 1 все за ребенка сам — это и быстрее, и надежнее. И будь уверен: труд твой не пропадет даром. Своими собственными руками взрастишь самодура и эгоиста.

    2.   Всеми силами оберегай ребенка от физического труда. Избави тебя бог сделать ребенка полноправным членом семьи и поручить ему ходить в магазин, заниматься -уборкой, мытьем посуды. Не позволяй, чтобы чадо выпачкало руки о свою грязную обувь и одежду. Огради и обереги! Все это вместе взятое гарантирует отчуждение ребенка от тебя, от всей семьи, превратит его в квартиранта, которому нет дела ни до кого и ни до чего.

    3.  Помни, что детей надо учить уму-разуму не наскоком, а всякий раз, когда ребенок

    Читать дальше

    Баю-баюшки-баю!

    Пробуждение и засыпание — очень важные моменты в жизни ребенка. Проснуться — это всегда как бы немножко родиться заново...

    С чего начинается утро? С улыбки, поцелуя, прикосновения. Вы не торопитесь. У вас есть спокойная минута, чтобы дать почувствовать ребенку: мы оба рады, что мы есть в этом мире!

    Укладывание ребенка спать тоже не терпит суеты и спешки. Хорошо, если вся процедура будет иметь какой-то ритуальный порядок, станет своего рода церемонией.

    Прежде всего дайте ребенку возможность спокойно закончить игру. Если это малыш 3—4 лет, можно включиться в его игру и от лица игрушки сказать, что мишка очень устал и просит положить его спать, но сначала он хочет вместе с Анечкой или Вовочкой умыться... Если ребенок постарше, ему можно сказать: «Уже поздно, пора спать, поиграй еще 5 минут — и будем

    Читать дальше

    Первый переломный

    «Ребенок стал совершенно невыносим! Каприз на каприз — то и дело жалуются родители трехлеток. И в самом

    деле: такое золотое было дитя, и вдруг — упрямство, несговорчивость, желание делать все «на вред»... Как подменили!

    Снова направляюсь к специалистам — в лабораторию дошкольного воспитания Института общей и педагогической психологии АПН РФ.

    Нашими собеседниками будут сегодня Татьяна Викто-рокна Гуськова и Марина Георгиевна Елагина. Трехлеток они изучают как ученые и как мамы и говорят о них теми же самыми словами, какие произносят обычно, обсуждая проблемы подростков:

    — Это второе рождение человека. К этому периоду в основных чертах складывается личность, характер. То, что сформировали родители в своем ребенке к трем-четырем годам, потом менять трудно. В серьезных случаях и врач может оказаться

    Читать дальше

    Иметь ли второго ребенка?

    ОБЯЗАТЕЛЬНО! Советует кандидат медицинских наук, детский психотерапевт В. Каган (Ленинград).

    Казалось бы, ну чего ребенку не хватает? Что только мы не делаем для него! И все-таки понимаем, что никто и ничто не заменит тех отношений, которые возникают в семье между братьями и сестрами. Дело не только в том, что ребенок нуждается в общении. Он растет, и у него возникает потребность заботиться о другом — более слабом, чем он сам, существе. Здесь и ощущение своих новых сил, и первые ростки доброты и великодушия, даже материнства и отцовства. Но мы, улыбаясь, отнекиваемся год, другой, третий... И вот просьбы о брате или сестре звучат все реже и тише, а потом и вовсе прекращаются/Первенец уже не хочет делить любовь и внимание взрослых с кем-то еще.

    Почему плохо быть единственным?

    Единственный ребенок быстро привыкает к тому, что

    Читать дальше

    Подарите собаку

    Все ли родители знают о роли домашних животных в деле воспитания многих положительных качеств у детей?

    Чтобы было наглядно, начнем с примера.

    У первоклассника Михаськи, на зависть всем приятелям, появилась собака. Настоящая овчарка, правда, еще совсем маленькая, щенок. Мальчишка давно уже мечтал о собаке. Стоило только закрыть глаза, как перед ним возникал верный друг, замечательно красивый пес Гай. Эта кличка была придумана заранее.

    И вот однажды папа пришел домой не один, он принес пушистого, косолапого щенка. Поставил его на пол и сказал: «Вот тебе, сынок, друг. Расти его, заботься о нем, люби его, будь ему хорошим, добрым хозяином».

    Большего счастья в жизни Михаськи не было: ведь этот чудесный щенок не игрушка, а настоящий, живой! А Гай будто понял, кто его хозяин, подошел к мальчику, который тоже стоял на

    Читать дальше

    Как бороться со страхом

    Многие детские страхи часто кажутся взрослым неразумными, и вместо того, чтобы проявить сострадание и уважение к чувствам ребенка, его лишь убеждают «не глупить».

    Если ваш ребенок проявляет страх, отнеситесь к нему с пониманием. Страх может казаться вам бессмысленным, но ведь напуганы-то не вы! Если вы вдруг решите высмеять малыша, вспомните ваши собственные страхи, спросите себя, все ли они разумны, и подумайте, что бы испытывали вы, если бы над вами стали смеяться?

    Скажите малышу, что бояться нечего, но не уговаривайте его не бояться! Если сказать: «Эта собака тебя не обидит, но я вижу, что она тебя пугает, поэтому давай не будем подходить ближе», ребенок поймет, что вы на его стороне. Уговорами же типа «не бойся, глупыш» вы не даете ему ни уверенности, ни ощущения поддержки.

    Если вы не можете

    Читать дальше

    Признаки тревожности

    Описываемые ниже типы поведения помогут вам понять, как воспринимает мир ребенок, испытывает ли он беспокойство.

    Малыш более «прилипчив», чем обычно, стремится все время быть с вами, не хочет оставаться в одиночестве, держится за вашу руку, сидит у вас на коленях, а не на стуле или на полу.

    Ребенок более послушен, чем обычно. Сейчас он ощущает крайнюю зависимость от вас, поэтому стоит ему вспомнить, что Вам нравятся какие-то его действия, и он будет стараться совершить их.

    Малыша беспокоят новые люди. Если вы пойдете с ним в гости, он будет очень застенчив и большую часть времени проведет, уткнув голову вам в колени. Отправившись с ним гулять в незнакомый для него парк, вы увидите, что его главной заботой будет держаться как можно ближе к вам, и ему будет не до новых открытий.

    Если вас не настораживает поведение

    Читать дальше

    Тревожность и страхи

    Тревожность и страх — нормальные человеческие эмоции, хотя и неприятные. Большинство взрослых знают, как справляться со своими тревогами и страхами. Но малыши не могут помочь себе в этом плане.

    Когда вечером вы оставляете ребенка одного в кровати, он может начать тревожиться. И возможно, выработает какие-то защитные механизмы против этого — типа сосания уха у плюшевого мишки.

    Даже трудно себе представить, насколько беззащитен малыш перед собственными чувствами, и только вы можете помочь ему справиться с ними.

    Самый первый шаг в оказании ему помощи заключается в том, чтобы внимательно наблюдать за ним и прислушиваться к нему. Это позволит вам заранее улавливать любые изменения в его чувствах и настроениях. Пройдет еще много времени, прежде чем он сможет взять вас за руку и сказать: «Папочка, я боюсь грома»,

    Читать дальше

    Забота, но не диктаторство

    Уход за ребенком требует определенного такта, потому что малыш взрослеет. Он еще не может полностью обслуживать себя сам, но обращение с ним как с неодушевленным предметом или чьей-то собственностью вызывает его сопротивление. Вам потребуется не только терпение, но и воображение, которое поможет превратить в игру почти любую деятельность, связанную с уходом за ним.

    Здесь есть ради чего стараться. В этом возрасте почти все дети — бунтари. Если же вы позволите втянуть себя в бесконечные схватки из-за умывания, одевания и т. д., они отнимут у вас уйму времени и сил.

    Дети этого возраста — настоящие грязнули, да они и должны ими быть. Если в конце дня у ребенка вдруг оказываются чистыми лицо, руки, коленки, одежда, это значит, что либо он только что из ванны, либо его день был сплошной скукой. Конечно, смотреть на

    Читать дальше

    Как стать вундеркиндом

    Любой младенец через два-три года жизни может быть отнесен к числу «вундеркиндов», если его родители смогут правильно и своевременно «включить» аппарат наследственного развития, заложенный природой в каждом человеке. К такому смелому выводу привели многолетние исследования нервно-психических возможностей маленьких детей, которыми занимаются в Институте эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова АН РФ. Корреспонденту «Труда» Е. Дружининой рассказывает об этом заведующий лабораторией нейрофизиологии ребенка профессор А. Шеповалъников.

    — Споры об уровне сознания только что родившегося человека имеют давнюю историю. Так, существует устойчивое мнение, что мозг новорожденного — это «чистый лист», на котором только после появления на свет начинаются «записи». Эту

    Читать дальше

    Как аукнется...

    Правила поведения — как правила движения, не зная которых ненароком кого-то заденешь или сам врежешься в столб.

    Выгодно быть вежливым. Себе всегда будешь приятен и другим тоже.

    Понятно, что детей своих мы хотим видеть воспитанными и нередко сетуем на то, что, мол, в школе мало внимания уделяют культуре поведения, не обучают этикету.

    Но не в семье ли это должно закладываться?

    Рос послушный мальчик, росла милая девочка, а потом как с тормозов сорвались.

    — Куда идешь?

    —   Почему я должна докладывать?

    —   Как ты с матерью разговариваешь!

    —   Нормально.

    Дверь захлопнулась, лифт загудел. Отец накапал валерианки: «Успокойся, мать, возраст у нее такой. Все они время от времени грубят». Хотя у соседей — девочка как девочка с матерью ласкова. И вообще приветливая, всегда поможет, если увидит в руках сумки.

    Читать дальше

    Нельзя наказывать ... едой

    К сожалению, во многих наших семьях еще применяется наказание как голодом, так и принуждением к еде. Мало сказать, что это недопустимо. Лишение ребенка пищи приводит не только к психологическому дискомфорту, но и отрицательно сказывается на его физическом здоровье. И поэтому, если не произошло ничего экстраординарного (землетрясения, пожара, наводнения), дети не должны голодать. Ни большие, ни малые. А наказание принуждением? Сколько раз вы ставили условие — Не съешь первое, не получишь мороженое (компот, варенье). Чтобы пища принесла пользу, чтобы съеденное усвоилось, необходимо выделение пищеварительных соков и во рту, и в желудочно-кишечном тракте. А для этого, кроме внешнего вида пищи, сервировки стола (и естественно, аппетита), нужно и хорошее настроение. Будет ли оно хорошим, если мы принуждаем есть?

    Иногда

    Читать дальше

    Не загонять в угол

    Образно говоря, очень важно не загонять ребенка в угол. Делая замечания, надо следить не только за интонацией голоса но и за тем, с какими конкретно словами вы обращаетесь к сыну или дочери. К сожалению, чаще всего при этом употребляются эпитеты, подчеркивающие наличие сформировавшегося характера: неряха, бестолковый, лгун... Подсознательно ребенок понимает — раз мама так считает, то стараться стать лучше, честнее нет возможности.

    Правильнее вообще не давать детям обобщенных характеристик, ни положительных, ни отрицательных. Хотя умеренно положительные еще допустимы (ты хороший мальчик, ты смышленая девочка). Но оценивать поступок надо сразу же. Н говорить примерно так: «Зачем же ты насорил? Теперь давай уберем...»; «Но ведь ты же говоришь неправду, а теперь скажи, как было на самом деле?»

    В приведенных

    Читать дальше

    Что наша жизнь — игра!

    Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но стократ — детям. Игры любые — подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, родительский взгляд, никакого ума не надо. Если бы этот вывод был достоянием всех взрослых, если бы о нем знали не только все родители, но и воспитатели, учителя, говорить об этом, конечно, не стоило бы. К сожалению, не знают.                                                                           

    Итак, какие же ошибки допускаем мы, родители, в вопросах детских игр? Прежде всего, образно говоря, не хотим (заняты, устали, лень, не придаем значения...) сесть на корточки или стать на четвереньки рядом с ребенком. Отделываемся тем, что покупаем игрушки. И — сердимся, а то и наказываем, если

    Читать дальше

    Учить ли вежливости?

    Вежливость, как утверждают специалисты, была создана прежде всего для того, чтобы скрыть истинные чувства, точнее, чтобы истинные чувства не влияли на внешние проявления отношений. И поэтому когда детей приучают говорить вежливые «спасибо» и «пожалуйста», то делают это в первую очередь ради нашего желания хорошо выглядеть (о том, чтобы быть на самом деле, речь не идет) перед людьми, показать воспитанность сына или дочери. Дети же, не умея объяснить эту внутреннюю подоплеку, тем не менее отлично ее понимают.

    Приучение к вежливости очень похоже на воспитание. В действительности между ними огромная разница. Подлинное воспитание возможно только тогда, когда на него тратятся душевные силы. При научении вежливости тратятся нервы. Воспитывать можно лишь любя ребенка, обучать вежливости — не только не

    Читать дальше

    Учите детей рисовать

    «Нация, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все другие во всех науках, искусствах и мастерствах»,— говорил Д. Дидро.

    Оставим на совести великого французского просветителя максимализм этого утверждения:  Сегодня уже хорошо известно, что два полушария головного мозга выполняют не совсем одинаковые функции в организме и не могут полностью заменить друг друга, как, например, другие парные органы — почки или легкие. В экспериментах с временным отключением того или иного полушария (а чаще у людей с поражением одного из полушарий мозга) установлено — левое Полушарие отвечает за логическую мыслительную деятельность, обеспечивает конкретность представлений, правое — за художественно-образное мышление и эмоциональную окрашенность жизни. Для полноценного,

    Читать дальше

     просто любовь?

    Неумеющий читать твердо знает, что ему незачем брать в руки книжку. Иное дело — педагогически неграмотный человек, даже самый образованный из нас, самый культурный. Он обычно и не подозревает, что с ним что-то не в порядке, потому что, если у него не получается с детьми, то всегда, считает он, есть и виноватые — сами дети. Не надо, наверное, объяснять родителям, как им воспитывать своих детей,— это каждый делает по собственному характеру и опыту, по тому единственному сочетанию материнской педагогики с отцовской, которое само собой получается в семье, наподобие соединения двух комплектов генов в ребенке. Надо, видимо, просто обучать отцов и матерей искусству воспитывать своих детей, обучать пусть недолго, но систематически. Не технологии учить, не методам, а расширять круг представлений о воспитании, объяснять,

    Читать дальше

    Надо иметь в виду!

    Уже более 20 лет пищу в детских яслях и садах обогащают витамином С. Постоянно, изо дня в день. Организм детей привыкает к этому более высокому уровню. Но вот ребенок заболел и его на несколько дней оставили дома. И если родителям никто не сказал, чтобы они давали витамин С в такой же или даже в связи с болезнью несколько большей дозе, они не дают. И получается, что в момент, когда потребность в этом витамине особенно велика, ребенок его получает меньше обычного. Развивается гиповитаминоз С. При этом, если мы абстрактно, проанализируем качество домашней пищи, то найдем ее вполне полноценной по содержанию витамина С. Но, несмотря на это, возникла витаминная

    Читать дальше

    Детский сад на дому

    Сегодня все чаще и чаще можно услышать упрек, что, дескать, новое мышление, рожденное перестройкой, проявляется главным образом в явлениях глобальных: сфере международных отношений, экономической реформе, развитии демократии. А вот подходы к решению более приземленных, что ли, но жизненно важных для людей проблем остались прежними. Возможно, доля истины в этом есть. Тем интереснее пример, о котором пойдет речь, наглядно свидетельствующий, что многочисленные шоры, табу, пресловутые «низзя», так тесно окружавшие каждого инициативного человека в годы застоя, зачастую держатся сегодня лишь на нашей собственной инерции. А стоит захотеть — и окажется, что сорвать их, отбросить в общем-то задача вполне посильная. Одно худо — инерция больно уж велика...

    Так рассуждали мы с коллегой фотокорреспондентом,

    Читать дальше

    Как живешь, малыш?

    Хорошо, что нам не дано слышать того, что происходит в соседней квартире, а тем более — в соседнем подъезде. Иначе каждое утро мы слышали бы оглушительный рев, или тихий скулеж, или горькое рыдание — словом, выматывающий душу плач детей, собираемых родителями в детский сад. Бывает, кому-то повезло — и садик ничего, и воспитательница неглупая. Так что иногда даже начинает казаться, что в целом-то все поправимо: вот наступит светлое завтра, воспитателям прибавят двадцатку, все обрадуются и повеселеют — ив садике будут цвести цветочки.

    Можно еще хозрасчет ввести, можно сделать все детсады ведомственными или заменить все ведомственные на кооперативные, можно разрешить родителям и детям выбирать воспитателя... Но давайте посмотрим на детский сад как на явление, не зависящее от хорошей Марьи Петровны, обыкновенной

    Читать дальше

    Проблема не только медицинская...

    ...Исполнилось малышу полтора года — и для большинства родителей со всей остротой встает вопрос: как быть дальше? Выходить маме на работу или воспитывать ребенка до 2—3 лет, пока он не окрепнет. В нашей стране около 17 миллионов детей дошкольного возраста посещают детские учреждения. И, согласно статистике, для полного удовлетворения потребности в этих учреждениях надо еще примерно 2 миллиона мест.

    Проблема организованных детей — не только медицинская или педагогическая, но прежде всего социальная и материальная. Хочет ли и может ли мама на несколько лет выпасть из активной трудовой деятельности, сможет ли один папа (как правило, совсем молодой человек, без стажа и опыта) прокормить семью? Именно это в большинстве случаев определяет: пойдет ребенок в ясли или будет воспитываться дома. Однако обсуждение

    Читать дальше

    Чтобы ребенок ел с аппетитом

    Во многих семьях за питанием детей дошкольного возраста начинают следить менее тщательно. В результате этого могут возникать нарушения аппетита. Этому способствуют игры, особенно на улице, возможность «перехватить» пирожок, бутерброд, пряник в промежутках между официальными приемами пищи. Снижают аппетит сладкие фруктовые соки и напитки, которые дают детям вместо воды. Бороться с нарушением аппетита можно, только строго соблюдая режим питания и порядок подачи блюд. Тогда борщ или суп будет съеден ребенком без капризов. Это же относится к кашам, макаронным изделиям и другим полезным, но менее вкусным блюдам, в частности к отварной свекле, сырой и тушеной моркови. Советуем давать их в виде сложного гарнира в сочетании с любимыми блюдами (например, с жареным картофелем) или как закуски перёд основной

    Читать дальше

    Нервную систему ребенка надо беречь

    Родители часто недооценивают свою роль в развитии характера ребенка. В тех семьях, где родители по каждому поводу выражают неудовольствие, выговаривают детям за незначительную провинность, многое запрещают, дети также привыкают быть недовольными, становятся скрытными, угрюмыми, боязливыми.

    Ласковое обращение породит доброту, требование соблюдения порядка — дисциплинированность, систематическое проведение гимнастических упражнений — выносливость и волю, посильный домашний труд — сознание необходимости повседневной работы, доведение любой игры или занятия до конца — настойчивость и упорство, уход за младшими членами семьи, домашними животными, растениями, помощь взрослым — чуткость и теплоту человеческих отношений, способность в любом коллективе чувствовать себя своим и располагать к себе людей.

    С

    Читать дальше

    Воспитание полезных навыков

    В этом возрасте окончательно формируются основные черты характера. Если ребенка не приучить к опрятности, то и в дальнейшем он останется неряшливым. Если малыш не усвоил важность точного соблюдения режима дня, не привык складывать как следует одежду и поддерживать порядок в своем уголке, он и потом будет несобранным и неаккуратным. Если ребенка не научить сдерживать свои желания, понимать, что «надо» значит больше, чем «хочу», то он вырастет безвольным, эмоционально расторможенным человеком, т. е. капризным самовлюбленным эгоистом. Часто приходится слышать, что дети наследуют плохие черты от родителей. Однако это не совсем так. Такое утверждение скорее звучит как оправдание в случае, когда за воспитание ребенка взялись слишком поздно.

    Как указывал А. С. Макаренко, 80 % положительных и отрицательных

    Читать дальше

    Показатели развития

    Пятый год — середина дошкольного периода. Он характеризуется продолжающимся активным физическим и психическим развитием, все более тонким совершенствованием физических умении и эмоциональной окраски реакций ребенка на изменение окружающей среды.

    Ученые считают, что за первые 4 года формируется 50 % интеллекта человека. Эту же мысль высказывал в свое время Л. Н. Толстой, когда писал: «От пятилетнего ребенка до меня только шаг, а от новорожденного до пятилетнего страшное расстояние».

    До 4—5-летнего возраста ум ребенка чрезвычайно восприимчив ко всем видам внешней информации. Однако мозг детей этого возраста довольно быстро утомляется, и чтобы он мог справляться с огромной умственной нагрузкой, необходим оптимальный режим его работы, разумное чередование активной деятельности и отдыха, физических

    Читать дальше

    Возрастная диететика

    Питание ребенка должно проводиться с учетом всех особенностей его развития. Поэтому оно предусматривает самый широкий ассортимент пищевых продуктов. Исключаются лишь горькие и острые приправы. Допускаются блюда в любой кулинарной обработке. Нет нужды готовить ребенку этого возраста мясные блюда только из фарша. Разрешается употреблять в тушеном виде натуральное мясо, в связи с чем в меню могут включаться такие блюда, как тушеная говядина и птица, бефстроганов, гуляш, мясо заливное, тушенное с картофелем или другими овощами, крестьянская колбаса, отварные куры. Рыбу можно не только отваривать, но и жарить, тушить с маринадом.

    Разрешается употреблять в пищу мясные, рыбные, овощные, фруктовые консервы и пищевые концентраты. Однако не следует заполнять ими основную часть рациона.

    В этом возрасте допускается

    Читать дальше

    Игры и игрушки

    Игрушки ребенку целесообразно покупать только те, которые он давно желает. Игрушка должна соответствовать уровню умственного развития ребенка. В возрасте 3—6 лет и очень любят игрушки, сделанные взрослыми: бумажные пароходики и шлемы, куклы, домики из спичечных коробок и т. д.

    Особую радость детям приносит общение с животными,  особенно с маленькими. Наблюдать за их ростом, играть с ними — для малыша большое удовольствие. О них можно позаботиться, их можно покормить и защитить. Это покровительство возвышает ребенка в собственных глазах.

    Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними.  Имеются в виду в первую очередь подвижные шумные , игры и веселая возня. Раскачивание на согнутых ногах,  приподнимание, подкидывание, карабкание на закорки, игра в лошадки, мнимая борьба на диване приносят

    Читать дальше

    В воспитании надо знать меру

    Развитие ребенка идет тем успешнее, чем сознательнее  отношение родителей к его воспитанию. Родителям малыша, посещающего дошкольное учреждение, тесный контакт с воспитателями поможет дома продолжить и закрепить то, чему его учат там. Если ребенок воспитывается дома, родителям следует самим готовиться: просматривать соответствующую литературу, знакомиться заранее с книгами, которые будут читаться сыну или дочери, слушать музыку, предназначенную для детей, приобретать картинки для раскрашивания и т. д. Необходимый объем знаний по вопросам воспитания детей дошкольного возраста и ухода за ними можно получить в организуемых при детских дошкольных учреждениях и детских поликлиниках общественных университетах для родителей.

    В процессе воспитания лучше отмечать любое достижение ребенка, поощрять его

    Читать дальше

    Гигиеническое воспитание

    Трехлетний ребенок может самостоятельно мыть лицо и руки, пользоваться носовым платком, одеваться и раздеваться, а также обуваться и разуваться с небольшой помощью взрослых при застегивании пуговиц и завязывании шнурков, самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, правильно сидеть за столом, полоскать рот после еды, чистить зубы. Ребенок этого возраста уже овладел умением самостоятельно пользоваться горшком. В последнее время выпускаются и имеются в продаже пластмассовые вкладыши для унитазов, предназначенные для детей дошкольного возраста. Ребенка необходимо научить самостоятельно садиться на вкладыш унитаза, правильно пользоваться туалетной бумагой, обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

    Мышечная система в этом возрасте развивается неравномерно. Крупные мышцы развиты хорошо,

    Читать дальше

    Показатели развития

    Четвертый год жизни знаменует начало дошкольного периода. В связи с этим некоторые родители главный акцент делают на воспитательные мероприятия, обучение и дальнейшее развитие психики. Но это не совсем правильно. Физическое развитие ребенка, состояние его здоровья в этот период по-прежнему требуют самого пристального внимания.

    К четырем годам длина тела мальчиков составляет 100—109 см, девочек — 98—109 см; масса соответственно — 15—19,3 кг и 14,8— 19,8 кг; окружность грудной клетки — 52—56 см и 51 — 56 см.

    За первые 3 года ребенок достиг многого, частично преодолел первоначальную беспомощность и полную зависимость от взрослых. Научился не только вставать, садиться, ползать и ходить, но и ходить на цыпочках, сохраняя равновесие, стоять на одной ноге, самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, правильно

    Читать дальше

Интересное