Педагогика малыша до года

    Игрушки для ребенка от 0-12 месяцев

    Почти с самого рождения детям необходимы игрушки. В первые дни своей жизни ребенок знакомится с миром преимущественно через звуки, потом зрительно и, уже немного окрепнув, на ощупь. К первому году жизни ребенка заинтересуют уже логические игрушки.

    Рынок детских товаров, особенно игрушек, пресыщен. И в этом пестром разнообразии молодому родителю легко запутаться. Правильная игрушка, способная на некоторое время увлечь и занять ребенка, серьезный помощник родителей. Ведь маме так дороги редкие свободные минуты. А еще более важная роль игрушек для самых маленьких - это развить малыша, дать новую информацию и открыть новые возможности своего тела.

    Список необходимых и правильных игрушек ребенку до года довольно прост. Год для малыша - это длинный путь, на котором предстоит научиться многому. Поэтому следует

    Читать дальше

    Глен доман

    Не будет преувеличением, если сказать, что ни одна методика раннего развития не вызывала столько споров и противоречивых суждений, как система Глена Домана. Среди мнений о его методе развития можно услышать как восторженные отзывы, так и суровую критику со стороны педагогов и родителей.

    Многие люди брались за этот труд, получали сомнительные результаты или вовсе их не получали, видели нежелание, сопротивление детей против такого способа подачи информации, в результате, заразившись от Домана идеями раннего развития, меняли методику до неузнаваемости и получали свою, как, например, известная многим Сесиль Лупан.

    Так кто же он, Глен Доман — величайший Учитель, открывший универсальный рецепт воспитания гениев, или просто автор сомнительной методики, вокруг которой развернулась бурная рекламная кампания?

    Читать дальше

    Что дает методика домана родителям и детям

    В дальнейшем систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми. Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают.

    Не менее важно и другое открытие Домана: мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение, и, пока идет его активный рост (после трех лет он существенно замедляется, а после шести практически прекращается), ребенку не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

    • Человеческий потенциал огромен; в очень раннем возрасте детей можно очень многому

    Читать дальше

    Подготовка к занятиям по доману

    Работа с ребенком по методике Домана напоминает создание сложной компьютерной программы. Поэтому каждая частица знаний, которую получит малыш, называется «битом информации».

    Если грамотно организовать процесс, любой ребенок с наслаждением будет учиться всему, что вы ему предложите.

    • Мозг ребенка с самого рождения запрограммирован на обучение.

    • Учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до 7-7,5 лет, но активнее всего он растет в первые три года.

    • Все младенцы обладают невероятными способностями к языкам.

    • Чем быстрее идет формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, тем умнее и сообразительнее будет ваш малыш.

    Почти с рождения ребенку можно показывать большие карточки с «битами информации». Для обучения чтению используйте карточки со словами. Для

    Читать дальше

    Чтобы учить ребенка не нужно быть профессионалом

    Большинство родителей, познакомившись с методикой Глена Домана в теории, боятся перейти к практической части и начать занятия со своим ребенком. Объяснений этому несколько.

    Многих пугает утверждение, что все инструкции необходимо выполнять как можно более точно — только в этом случае можно добиться желаемого результата.

    Другие родители, ознакомившись с методикой Домана, решают, что заниматься по ней с ребенком слишком сложно: приготовления к урокам отнимают слишком много сил и времени, сами уроки требуют систематичности и высокого темпа, а это довольно трудно обеспечить, имея маленького ребенка и много других обязанностей, которые тоже необходимо выполнять.

    • В возрасте 5 лет ребенок легко усваивает огромное количество информации. И чем он моложе, тем лучше это делает. Если же ему нет и 2 лет, процесс

    Читать дальше

    Подготовка карточек домана

    Материалы, используемые для обучения ребенка, очень просты. Это карточки с изображениями и подписями. В зависимости от степени сложности информация изменяется и дополняется. Карточки созданы на основе многолетнего опыта работы большой группы специалистов в области развития детского мозга, которые утверждают: познание — это функция мозга. Кроме того, разработанные карточки учитывают и незрелость детского зрительного аппарата.

    Карточки можно изготовить из обычного белого картона. Надписи должны быть яркими, крупными, отчетливыми, чтобы ребенок рассматривал их безо всякого труда и при этом получал удовольствие. Начав процесс обучения, вы обнаружите, что ребенок усваивает новый материал с поразительной быстротой.

    Ни в коем случае не обращайтесь к старому материалу!

    Старайтесь готовить учебный материал за

    Читать дальше

    Программа развития детей

    Всем родителям, занимающимся с малышами по методике Домана, специалисты рекомендуют вести ежедневные записи, посвященные занятиям с малышом. 1Ьлезно это по двум причинам. Во-первых, такой дневник — своеобразная памятка для вас; во-вторых, сопоставляя записи, вы сможете точно оценить достижения ребенка.

    В дневнике необходимо отмечать:

     частоту занятий (чем и сколько раз вы собираетесь заниматься с ребенком);

     интенсивность (как быстро малыш выполняет задание, сколько новых слов или цифр он выучил, какое расстояние преодолевает, усложнялось ли упражнение);

    продолжительность (какое время отводится на выполнение задания, общая продолжительность занятий за день);

    цель занятий (чего вы конкретно хотите достичь, выполняя упражнения, например: проползать 90 см в день или научить читать предложения);  примечания

    Читать дальше

    Основные принципы развития физического интеллекта

    Новорожденные и маленькие дети проводят большую часть времени лежа. Как правило, они находятся в детской коляске, в кроватке, в кресле-качалке или манеже. Конечно же, взрослым очень удобно использовать эти предметы в качестве своих помощников: они обеспечивают безопасность малышу, а родителям — спокойствие и возможность заняться своими делами. Все это правильно, однако и у таких замечательных «помощников» есть свои существенные минусы. Эти предметы ограничивают подвижность малыша.

    Все начинается с одной, но большой ошибки. В чем же она состоит?

    В момент рождения дети покидают утробу матери, где провели девять месяцев при температуре примерно 36,6 °С. Комнатная температура составляет примерно 20 °С, поэтому вполне естественно, что дети начинают замерзать. Мы не учитываем того, что температура, нормальная для

    Читать дальше

    Обучение ползанью детей

    Если вы решили учить новорожденного ползать, начните с создания идеальной обстановки для двигательной активности вашего ребенка.

    Положите малыша на животик. Пусть он свободно шевелит руками и ногами. Постепенно эти беспорядочные движения превратятся в те, которые будут продвигать его вперед.

    Как должен быть одет ребенок

    На малыше должно быть минимальное количество одежды, чтобы движении его рук и ног ничто не сковывало. Он нуждается в тактильной стимуляции.

    Лучше всего подойдут боди или короткие штанишки и рубашка с короткими рукавами. Ступни ног, колени и локти должны оставаться обнаженными: ими он при ползании упирается в пол. Если вы считаете, что в комнате недостаточно тепло, можно надеть на ребенка шерстяную безрукавку.

    Идеальная обстановка для ползания — пол, который, естественно, отвечает следующим

    Читать дальше

    Ползанье к цели

    Чтобы ребенку было интересно ползать, положите в поле его зрения какие-либо интересные для него предметы, к которым малыш захотел бы приблизиться. Предметы разместите на некотором расстоянии от ребенка. Какое расстояние лучше выбрать? Посмотрите, какой путь проделывает ваш малыш не более чем за 5 минут. Примерно на таком расстоянии от него и поместите предмет. Чем лучше будет ползать ваш ребенок, тем длиннее может быть эта дистанция. Постепенно увеличивайте расстояние от предмета до ребенка.

    Не забывайте, что усилия должны вознаграждаться. Когда ребенок доползет до желанного предмета, дайте ему время поиграть с ним и насладиться своей «добычей». Хотя, разумеется, лучшей наградой для него будут ваши похвалы и

    Читать дальше

    Ползанье с препятствиями

    Легко ползать по гладкой поверхности, но намного сложнее по слегка шероховатой. Труднее всего ползать по очень шероховатой поверхности. Чтобы ускорить процесс перехода к ползанию на четвереньках, Доман советует постепенно изменять поверхность, по которой ползает малыш. Итак, вам необходимо сделать следующее.

    Измените рельеф поверхности. Если до этого малыш передвигался, к примеру, по линолеуму или гладкому паркету, теперь переместите своего ползунка на короткошерстный ковер. Ребенок обнаружит, что ползать на животе уже затруднительно, поэтому гораздо удобнее опираться в основном не на живот, а на руки и ноги. Вскоре он научится этому и начнет ползать по шероховатой поверхности быстрее и дальше, чем он делал это, ползая по гладкой.

    Поскольку в вашу задачу входит обеспечить малышу быстрый переход на следующий

    Читать дальше

    Обучение ходьбе детей

    С помощью стула, кушетки, стола ребенок пытается подняться на ноги. Придет день, когда он крепко вцепится в один из этих предметов мебели, встанет на ноги и выпрямится в полный рост.

    Теперь он начнет передвигаться, постоянно держась за что-нибудь. Это — первая стадия ходьбы на двух ногах.

    Однажды ребенок доберется до края стола и оценит на глазок расстояние до дивана, которое не превышает четырех шагов. Оторвавшись от стола и направившись к дивану, ребенок пересечет ту линию, которая отделяет стадию развития, соответствующую среднему мозгу, от следующей стадии.

    Итак, ребенок пошел! Все ранее приобретенные навыки помогут ему в развитии той области мозга, которая отвечает за ходьбу.

    Предоставьте своему ребенку неограниченные возможности для самостоятельной ходьбы. Взрослые довольно часто при ходьбе держат

    Читать дальше

    Ходьба с препятствиями

    Как правило, взрослые не доверяют (иногда ввиду нехватки времени) своим детям самостоятельно справляться с разными физическими затруднениями. Когда на пути ребенка встречается какое-то препятствие, отец просто берет его на руки и переносит. Наверно, каждому знакома такая сцена: отец идет по улице вместе с малышом, держа его за руку. Вот они переходят на другую сторону улицы и уже готовы вступить на бордюр тротуара. Но в тот момент, когда ребенок поднимает ногу, чтобы сделать это самостоятельно, отец поднимает его вверх и плавно опускает на землю так, что препятствие оказывается позади. Так ребенок лишился возможности одолеть свой первый подъем.

    Не допускайте подобной ошибки. Позвольте своему малышу самому справляться с подобными трудностями!

    Начинайте тогда, когда ваш ребенок активен

    Главная мотивация вашего

    Читать дальше

    Обучение детей падениям

    Ни один человек, умеющий ходить, не вырос без падений. Это доставляет много тревог родителям. Как быть? Конечно, можно использовать ходунки, придерживать начинающего ходить малыша за шарф или капюшон, надевать на него, «вожжи». Взрослым так спокойнее, а вот малышу от этого спокойствия пользы мало. Его движения скованны, он не чувствует своих возможностей, не узнает опасностей и совсем не учится... падать. Почему нужно уметь падать? Потому что родители не всегда будут рядом, а в любой подвижной игре, спорте сплошь и рядом бывают ситуации, когда падения не избежать.

    • Местность, имеющая плавный подъем. Это ровная мощеная дорога, ведущая в гору, или пандусы зданий. При подъеме ребенок слегка наклоняется вперед, при спуске — назад. Чтобы успешно передвигаться по любой местности, ребенок должен научиться перемещать

    Читать дальше

    С чего начинать прогулки по местности

    Начните прогулку с самой простой местности. Не старайтесь сделать прогулки длительными. Желательно, чтобы до цели (магазин, детская площадка и т. п.) можно было дойти в течение получаса. Измеряйте дистанцию, которую вы сумели пройти за эти полчаса. Постепенно ускоряйте шаг, чтобы проходить большее расстояние за меньшее время.

    Продолжая гулять по первой местности, начните прогулки и по второй, руководствуясь теми же тремя принципами. Освоившись с обеими местностями, прекратите прогулки по первой, зато начните гулять потретьей. Если вы можете гулять не более получаса в день, то переходите от одной местности к другой по мере их освоения.

    Если при попытке ходить по какой-либо местности малыш постоянно падает, то данная местность для него еще слишком трудна.

     

    Для начала предложите ребенку походить по всем видам

    Читать дальше

    Обучение детей бегу

    К моменту, когда малыша дорос до шестой стадии, он уверенно ходит, падает редко, хорошо сохраняет равновесие при ходьбе. Пора приступать к бегу.

    На данной стадии развития ваш ребенок скоро научится хорошо бегать, предпочитая бег ходьбе. Глен Доман уверен, что скорость действует на детей возбуждающе. Ветер, ощущение полета — эти ни с чем не сравнимые чувства можно испытать только при беге. Именно поэтому, считает автор методики, когда ребенок бежит, то всегда смеется.

    Необходимость этого вида движения очевидна: бег способствует развитию мозга. Бег — это функция, за которую отвечает кора головного мозга, поэтому он стимулирует ее развитие.

    Кроме того, бег повышает эффективность работы дыхательных органов. Чем длиннее пробегаемые дистанции, тем глубже и регулярнее дыхание. Бегая по разным видам местностей, ребенок

    Читать дальше

    Родители - тренеры для детей

    Теперь ваш ребенок готов к любым видам физической активности и ему нужен хороший тренер. А кто может быть лучшим тренером, чем вы? Ведь именно вы лучше всех знаете свое чадо. Однако, чтобы стать для ребенка хорошим тренером, вы должны и сами быть неплохим спортсменом.

    К сожалению, далеко не каждый родитель может похвастаться хорошей физической подготовкой. Если вы из этого числа и не слишком преуспеваете в спорте, не отчаивайтесь, а просто начните тренироваться вместе со своим ребенком. Можете руководствоваться следующим планом.

    • Даже если у вас большой дом, обязательно бегайте на свежем воздухе. Бег в доме для двухлетнего ребенка — такое же заточение, как для шестимесячного — ползание в манеже.

    • Прогулка по снегу — это прекрасное дыхательное упражнение. Если нет условий для бега, посвятите немного времени

    Читать дальше

    Развитие мануальных навыков у детей

    Долгое время считалось, что дети рождаются совершенно беспомощными. Однако изучение рефлексов новорожденных младенцев позволило педиатрам сделать выводы: дети рождаются уже с определенным набором умений. Например, здорового ребенка не нужно учить сосать, он сам инстинктивно тянется к груди матери, новорожденный может переставлять ноги, если его поставить в определенную позу, а также зажимать в кулачках некоторые предметы. Все эти умения называются рефлексами, поскольку движения, совершаемые малышом, на данном этапе бессознательны и не контролируются головным мозгом.

    Для чего же нужны рефлексы? Давайте рассмотрим развитие малыша на примере хватательного рефлекса.

    В момент рождения кисти новорожденных почти всегда сжаты в кулачки, а движения сжатия-разжатия непроизвольны. Если вы просунете свои

    Читать дальше

    Обучение ребенка висению

    На этой стадии развития мануальных навыков ваша цель состоит в том, чтобы научить ребенка висеть самостоятельно (то есть выдерживать свой полный вес) в течение 10 секунд.

    Выполняем упражнения

    Упражнение 1

    Положите ребенка на спину. Предоставьте ему возможность ухватиться за большие пальцы ваших рук. Однако на этот раз обхватите остальными пальцами его запястья, чтобы быть уверенным в том, что малыш неожиданно не разожмет свои кулачки. Поднимите ребенка сначала в сидячее, а затем и в стоячее положение. Если вы чувствуете, что хватка слабеет, плавно, но быстро опустите его на спину. Если ребенок держится крепко, начните приподнимать его с кровати.

    Итак, малыш повис в воздухе. Это занятие не просто великолепное упражнение, улучшающее мануальные навыки и координацию, но и существенная возможность улучшить снабжение

    Читать дальше

    Обучаем ребенка хватанию

    Постепенно ваш ребенок перешел в третью стадию развития мануальных навыков, которую Глен Доман называет «хватка».

    На этой стадии ребенок обретает способность не просто удерживать в руке предметы, не роняя их, а сознательно раскрывать ладонь для взятия чего-либо. Это и называется хваткой. Плечи и локти ребенка уже достаточно развиты, чтобы позволить ему совершать движения, необходимые для сознательного схватывания предмета. Однако малыш пока не в состоянии пользоваться большими и указательными пальцами для того, чтобы брать мелкие предметы. Зато он может действовать всей кистью, чтобы захватывать крупные предметы, зажимая их между пальцами и ладонью.

    Внимание! Чем мельче предметы, которые вы предлагаете малышу для упражнений, тем внимательнее вам придется следить за ребенком, чтобы он случайно не

    Читать дальше

    Передвижение с помощью перехвата руками

    Главный секрет способа передвижения с помощью перехвата руками заключается в раскачивании тела. Раскачивание помогает преодолеть инерцию и облегчает продвижение тела вперед. На первых порах обязательно помогайте ребенку: раскачивайте малыша, слегка придерживая за бедра, чтобы обеспечить его безопасность.

    Новый способ передвижения должен отвечать трем обязательным условиям:

    • ноги должны быть полностью оторваны от земли;

    • упражнение надо выполнять несколько раз в день;

    • упражнение должно приносить ребенку удовольствие.

    Выполняем упражнения

    Упражнение 1

    Для знакомства с этим упражнением может потребоваться помощь еще одного взрослого.

    Приподнимите малыша до перекладины, убедитесь, что он крепко схватил ее. Затем один взрослый встает за ребенком и начинает осторожно раскачивать малыша,

    Читать дальше

    Заложить основу для высших мануальных навыков

    Цель шестой стадии развития — заложить основу для высших мануальных навыков. На предыдущих стадиях ребенок тренировался в поднимании разных предметов обеими руками, а затем в выпускании их из рук. Теперь он будет использовать обе руки одновременно, причем одна рука будет помогать другой. При этом, несмотря на то что одной рукой он будет пользоваться чаще, обе руки будут развиты почти в одинаковой степени.

    Теперь одна из рук будет все очевиднее играть главную роль. Это именно та рука, которой малыш пытается брать ложку, игрушку, чашку. Разбирая и собирая

    предметы, самые сложные функции он будет выполнять именно доминантной рукой.

    На этой стадии малыш начинает совершенствовать ранее приобретенные навыки. Чем вы можете помочь своему ребенку на этом этапе?

    В первую очередь, чтобы передвижение с помощью перехвата

    Читать дальше

    Развиваем бимануальные навыки детей

    По мере того как ребенок все больше совершенствуется в движении с помощью перехвата рук, улучшаются и все остальные мануальные функции. Он начинает проявлять интерес к бимануальным видам активности. Вас испугал этот термин? Не волнуйтесь. Суть его проста. Сами дети называют этот вид активности «разбирать предметы». Впрочем, детям нравится не только разбирать, но и собирать предметы (во всяком случае, они пытаются это сделать), другое дело, что процесс сборки намного сложнее процесса разборки. Тем не менее с вашей помощью ребенок научится конструктивным видам бимануальной активности.

    Начните с самых простых ее видов и разделите на этапы. Например, наливание сока из кувшина в стакан. Рука, держащая стакан, является доминантной. Этот вид деятельности можно разбить на следующие этапы.

    1. Подъем кувшина

    Читать дальше

    Обучаем ребенка письму

    Цель седьмой стадии развития мануальных навыков — научить ребенка писать.

    К этому моменту ребенок начинает использовать доминантную руку, координируя ее действия с доминантным глазом и доминантной частью тела. Но самое важное состоит в том, что он начинает рисовать и писать, держа ручку в доминантной руке. В этом случае не имеет значения, левша ваш ребенок или правша.

    Выполняя упражнение впервые, возьмите руку ребенка в свою, чтобы руководить его действиями.

    Важно только, чтобы при доминантной, к примеру, правой руке доминантной была и вся правая сторона тела — правая нога, правый глаз, правое ухо. В этом случае доминантную сторону тела контролирует левое полушарие мозга.

    Чтобы ребенок мог научиться писать, уровень развития его мозга должен отвечать двум основным требованиям.

    Во-первых, чтобы писать разборчиво,

    Читать дальше

    Программа равновесия для новорожденных

    Прежде чем вы начнете что-то делать, расскажите новорожденному о своих намерениях. Пусть вас не пугает, что он не понимает смысл слов. Малыш прекрасно поймет вашу интонацию, спокойный, уверенный тон, увидит вашу улыбку. В процессе самого действия также объясняйте ребенку, что вы делаете. Только в этом случае, утверждает Доман, ребенок будет с нетерпением ждать следующего занятия.

    Сотрудники института Домана наблюдали родителей, развивающих вестибулярный аппарат своих детей, во многих странах. И везде родители и дети получали от этого удовольствие. Отцы подбрасывали малышей вверх, а затем ловили. Матери качали детей, посадив их к себе на колени. Вы удивлены таким простым упражнениям? А между тем именно они прекрасно стимулируют вестибулярный аппарат детей первых месяцев жизни.

    Итак, как же правильно выполнять

    Читать дальше

    Программа равновесия для детей от 4 месяцев и старше

    Эти упражнения, как и предшествующая программа, рассчитаны на пассивное поведение ребенка. Все, что нужно, делают родители, самому ребенку остается лишь наслаждаться их действиями. Но этот комплекс упражнений уже требует большей ловкости, поскольку интенсивность исполнения возрастает.

    Перед началом упражнений позаботьтесь о безопасности. Все требования к безопасности, о которых речь шла раньше, не только остаются в силе, но на данном этапе требуют от вас большей бдительности.

    Освободите как можно больше места. Ничто не должно мешать ни вашей ходьбе, ни «полетам» вашего ребенка.

    Особенно важно позаботиться о безопасности шеи, поэтому Глен Доман рекомендует использовать специальный шейны воротник. Купить такой воротник можно в специализированных ортопедических магазинах или сделать самостоятельно.

    Для

    Читать дальше

    Активная программа равновесия

    Эту программу назвали так потому, что все упражнения ребенок выполняет самостоятельно. И в этом ее главное отличие от пассивной программы, в которой главную роль играют родители. Теперь дети и родители

    меняются ролями. Дети выполняют упражнения, а родители выступают в роли тренеров.

    Стать тренером своего ребенка — ответственная задача. Не забывайте постоянно ободрять и поощрять своего маленького спортсмена.

    Сначала ему будет нужна ваша физическая помощь. Потом, когда он уже научится делать все самостоятельно, вы будете наблюдать за ним, обеспечивая безопасность.

    После окончания активной программы равновесия ваш ребенок сможет заниматься фигурным катанием, балетом, гимнастикой и прыжками в

    Читать дальше

    Переход от обычной ходьбы к гимнастике

    В институте Глена Домана разработали целый ряд специальных упражнений, с помощью которых ребенок начинает осваивать элементы гимнастики.

    Выполняем упражнения

    Упражнение 1. Перекатывание

    Ваш ребенок уже готов к самостоятельному выполнению этого упражнения, поскольку вы помогали ему совершать нечто подобное при выполнении программы равновесия для новорожденного. Все упражнения на вращение из пассивной программы должны были его к этому подготовить. С того момента как ребенок не зависимо от возраста научился перекатываться с живота на спину и обратно, его можно считать готовым к самостоятельному выполнению данного упражнения. Малышу осталось делать это как можно чаще.

    Доман рекомендует действовать следующим образом.

    1. Когда ребенок научится перекатываться самостоятельно, опуститесь на колени рядом с ним.

    Читать дальше

    Переход к сложным гимнастическим упражнениям

    Ваш ребенок уже приступил к выполнению данной программы, и теперь настало время перейти к более сложным гимнастическим упражнениям. Конечно, кроме тех упражнений, которые перечислены ниже, существуют и многие другие, поэтому можете смело добавлять их по собственному усмотрению, учитывая при этом интересы и желание ребенка.

    О некоторых упражнениях, которые служат как для развития подвижности, так и для развития вестибулярного аппарата, мы уже рассказывали. Начните именно с тех упражнений, которые больше всего нравятся как вам, так и вашему маленькому спортсмену.

    Выберите из приводимого списка те 10 упражнений, с которых бы вы хотели начать. Выполняйте каждое из них как минимум один раз вдень.

    Сначала ваша задача состоит в том, чтобы помочь своему ребенку научиться выполнять данные упражнения самостоятельно.

    Читать дальше

    Развиваем ребенкаот рождения до 1 месяца

    Положение на животе. В течение дня приучайте младенца лежать на большом матраце или просто на полу. Положение на животе предпочтительно как для сна, так и для бодрствования на ковре в окружении различных предметов, стимулирующих зрение (яркие игрушки, кусочки ткани, различные предметы).

    Положение на спине. Это положение позволяет малышу исследовать свои руки и развивает хватательный рефлекс, но лучше класть ребенка на спину лишь тогда, когда вы хотите с ним поиграть.

    Наклонная плоскость. Это гладкая доска (150x100 см), один конец которой на высоту 20 см приподнят от пола. Доман называет это приспособление треком для ползания. Посадите ребенка на высокий край доски и дайте ему съехать вниз. Упражнение делается под наблюдением взрослого.

    Гимнастика. Начните выполнять первые гимнастические упражнения.

    • Скрестите

    Читать дальше

    Как научить ребенка читать

    Маленькие дети могут и должны учиться читать слова, предложения точно так же, как они учатся понимать устную речь.

    Методику Глена Домана по обучению детей можно сравнить с настоящей революцией в области педагогики. Вам не потребуется усаживать своего непоседу за стол и заставлять водить пальчиком по значкам-буквам, складывая вечное «Мама мыла раму». Вам также не придется долго ждать результата, уговаривать маленького ученика прочитать еще слово или строчку, настаивать и, давайте будем честными, иногда укорять в лени и бестолковости.

    Глен Доман убежден: обучение чтению может быть радостным для детей и родителей, интересным и быстрым.

    Обучение чтению по Доману происходит так.

    Вы показываете ребенку карточки со словами. Не с буквами, слогами, а именно с целыми словами. Читать буквы очень сложно, считает автор

    Читать дальше

    Как научить ребенка считать

    Всего за 5-6 месяцев, следуя методике, утверждает Доман, вы сможете обучить маленького ребенка (начиная с 4-6 месяцев) математике в объеме двух классов начальной школы. Малыш научится очень быстро производить в уме все математические действия, освоит элементы алгебры и научится решать уравнения.

    Существуют две важные причины, почему детей следует учить математике. Во-первых, математические вычисления — одна из высших функций человеческого мозга. Только человек обладает способностью к счету. Кроме того, это умение очень пригодится в жизни, поскольку в цивилизованном обществе его приходится использовать практически ежедневно. Мы считаем с детства и до самой старости. Считают школьники и домохозяйки, ученые и бизнесмены.

    Вторая причина гораздо важнее. Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку

    Читать дальше

    Как дать ребенку энциклопедические знания

    Несомненно, что интеллектуальный человек — это человек, обладающий широким кругозором, умеющий сопоставлять факты, делать выводы.

    Знания основаны на информации, а получение информации происходит через факты. Каждый факт представляет собой один бит информации. Когда такой факт правильно предъявляется ребенку, то его можно назвать битом интеллекта. Этот факт не только будет способствовать развитию детского мозга, но и ляжет в основание всех его будущих знаний.

    Приготовьте калькулятор — он вам наверняка пригодится!

    По Доману, расширение кругозора, подача энциклопедических знаний происходит тоже по системе показа карточек — «битов интеллекта».

    Эти карточки содержат один бит информации. На них наклеен аккуратный рисунок, иллюстрация или фотография.

    Каждая карточка должна быть посвящена только одному факту.

    Читать дальше

    Сесиль лупан

    В 80-х годах XX века француженка Сесиль Лупан, будучи молодой мамой, познакомилась с методикой Глена Домана, посетила его семинары в Филадельфии и даже пробовала обучать своих детей по его методике. Но, увы, ей не удалось следовать четким правилам, и она не получила таких результатов, которые демонстрировали дети в Институте Домана.

    Лупан много раз обращалась к идеям о развитии и обучении маленьких детей, искала свои ошибки и недостатки в методике. Постепенно на основе метода Глена Домана Лупан создала свою так называемую систему раннего обучения и развития детей. Система Лупан частично построена на принципах Домана, но большая ее часть — это опыт и наблюдения самой мамы — Сесиль Лупан.

    Сесиль Лупан не ставила экспериментов с детьми, не работала в садах и медучреждениях, а просто с любовью воспитывала двух своих

    Читать дальше

    Зрение ребенка

    Положение. Когда вы играете с грудным малышом, держите его почти вертикально, поддерживайте головку, чтобы малыш мог рассматривать ваше лицо или предмет, который вы ему показываете.

    Гримасы. Человеческое лицо очень интересует новорожденного. Когда вы держите младенца лицом к себе, делайте движения, которые ребенок мог бы наблюдать (например, открывайте рот, высовывайте язык, закрывайте глаза), и сопровождайте все это смешными звуками. Они могут заинтересовать кроху.

    Одноцветные предметы. Предметы, с которыми малыш чаще всего играет, должны быть ярких цветов. Показывайте их ребенку по очереди. Руководствуйтесь своими внутренними ощущениями и реакцией малыша. Обязательно разговаривайте с ним, комментируйте все действия. Ваши беседы с ребенком должны войти в привычку.

    Украшение кроватки. Прикрепите к стенкам

    Читать дальше

    Стимулирование слуха ребенка

    Звуковые контрасты. Показывайте малышу, что звуки бывают разные: громкие и тихие, резкие, звонкие, глухие. Как можно больше пойте ребенку, не стесняясь отсутствия голоса и даже слуха. Подбирайте не только тихие, медленные, но и громкие, веселые мелодии. Разговаривая с малышом, почаще меняйте интонацию. Не стесняйтесь заниматься звукоподражанием: мяукать, лаять, хрюкать, мычать... Одним словом, подойдите к этому процессу творчески.

    Высокие и низкие звуки. Показать ребенку разницу между ними довольно просто. Позвоните сначала в маленький колокольчик, а затем в колокол побольше; ударьте по хрустальному бокалу, а потом стукните по кастрюле; свистните, после чего постучите в дверь, и т. п. Переходите от одного звука к другому много раз и объясните малышу, какой звук называется самым высоким, а какой — самым низким. Чтобы

    Читать дальше

    Стимулирование осязания и хватания ребенка

    Тактильные ощущения. Дотрагивайтесь до ручек и ножек малыша различными по фактуре тканями (бархат, атлас, шелк, хлопок и т. д.) Вырежьте полоски или квадратики из этих тканей и вкладывайте в ручку ребенка, проводите по ножкам, животику. При этом обращайте внимание младенца на его части тела.

    Детям постарше можно дать ворох лоскутков. Обычно малышам нравится перебирать кусочки тканей, вынимать и складывать их в сумку.

    Лоскутное одеяло. Сесиль Лупан предлагает сшить одеяло (коврик) из кусочков ткани разной фактуры и выкладывать на него малыша, чтобы он «тренировал» свое осязание. Если шитье вам не под силу, воспользуйтесь готовыми изделиями. Сейчас в продаже есть несколько видов развивающих ковриков, в которых есть не только различные ткани, но и «пищалки», кольца, различные виды застежек, шуршащие элементы.

    Кроме

    Читать дальше

    Стимулирование вкуса и обоняния ребенка

    Домашние запахи. Возьмите малыша с собой на кухню, когда там готовится еда, дайте ему познакомиться с ароматами ванной комнаты.

    Запахи растений. Лупан предлагает сделать маленькие мешочки из ткани и наполнить их травами и веществами с характерными запахами (ваниль, морские водоросли, анис, лаванда, базилик и т. п.), а затем плотно завязать. Дайте ребенку понюхать мешочек и назовите то, что в нем лежит. Возможно, вы удивитесь, когда увидите, что малышу больше нравится запах морских водорослей, чем ванили. Не бойтесь подбирать для таких занятий запахи, которые вам кажутся неприятными.

    Однако с такими экспериментами будьте осторожны. От резких запахов у малыша может разболеться голова, к тому же многие травы вызывают аллергию. Об

    этом же следует помнить и в том случае, если вы даете нюхать ребенку различные цветы.

    Можно

    Читать дальше

    Двигательная активность ребенка

    Полное развитие двигательной активности может наступить у ребенка при ускоренном развитии в три года, при обычном — в шесть лет, при позднем — в девять.

    Сесиль Лупан придает большое значение двигательной активности малыша и вслед за Гленом Доманом говорит о ее влиянии на интеллект ребенка.

    Двигательная активность ребенка развивается поэтапно. Очень важно побуждать малыша переходить от одного этапа к другому. Контрольный возраст для всех этапов разный.

    Используйте в качестве игрушек различные вещи. Для игры ребенку можно предложить какие-нибудь предметы домашнего обихода — чайную ложку, сито, пластмассовый стаканчик, небольшую кастрюлю, пустую катушку, носок, шапочку и т. п. Но не давайте одновременно больше трех-четырех предметов и меняйте их, когда увидите, что они малышу надоели.

    Упражнения, которые

    Читать дальше

    Развитие речи ребенка 1 года

    Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который вы можете ускорить или замедлить.

    С малышами не только можно, но и нужно разговаривать с самого рождения, объяснять им, в какой среде они живут, не заботясь о том, что младенцы еще не понимают того языка, на котором с ними говорят. Общение совершается за пределами речи, но при помощи слов!

    • Объясняйте ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т. п.

    • Делая массаж, во время купания, называйте малышу его части тела, дотрагиваясь до них.

    • Показывайте знакомые предметы и называйте их.

    • Показывайте картинки, обязательно называя, что на них изображено.

    • Рассказывайте короткие

    Читать дальше

    Развитие логики и кругозора ребенка

    Вот некоторые упражнения, приводимые С. Лупан, для развития и понимания логики.

    Исчерпывающие ответы. Разговаривая с ребенком, просите его ответить на поставленный вопрос исчерпывающим образом. Например:

    Чем корова отличается от курицы?

    Корова покрыта шерстью, она дает молоко, у нее есть рога, четыре ноги...

    Курица покрыта перьями, она несет яйца, у нее есть крылья, две ноги...

    Продолжите этот список, пока все различия не будут исчерпаны.

    Положение в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, над, под, на, в и т. д. Что касается понятия «слева» и «справа», говорите об этом во время одевания малыша. Говоря «справа», сожмите его правую руку или ногу; произнося «слева», дотрагивайтесь пальцем до тех частей его тела, которые расположены слева. Чтобы объяснить ему другие случаи расположения предметов в пространстве, возьмите

    Читать дальше

    Счет

    Числа от 1 до 10. Считайте вслух (громко и четко), прежде чем что-либо сделать: потушить свет, включить телевизор, открыть дверь. Старайтесь делать это хотя бы раз в день. Скоро ребенок сможет назвать числа от 1 до 10. Но это вовсе не означает, что он научился считать. Просто, когда он поймет, что такое счет, он сможет сконцентрировать все внимание на сути выполняемых действий, не слишком напрягая память, так как цифры он уже запомнил.

    Считать что-либо должно стать для вас обычным делом. Считайте тарелки, ножи, кусочки мяса, ложки каши, ступеньки на лестнице... Видя, как считаете вы, малыш захочет последовать вашему примеру. Как только он проявит такое желание, поощряйте его попытки считать вместе с вами. А чтобы он лучше понял, что счет — не просто забавная абракадабра, поставьте перед ним тарелку и положите рядом с ней три

    Читать дальше

    Большие альбомы

    Эти альбомы очень удобны тем, что их можно использовать в качестве дополнительного пособия по обучению чтению, а также просто рассматривать картинки и расширять кругозор малыша, систематизировать его знания. Активно их используют для занятий с детьми и первых двух лет жизни, и старше.

    Постепенно в продаже начинают появляться похожие тематические альбомы. Вы можете купить их и использовать целиком или частично, выбирая иллюстрации для своих альбомов.

    Если готовая книга-альбом вас полностью устраивает, обратите внимание на подписи к картинкам. Они должны быть четкими, напечатанные большими буквами, желательно красным или черным цветом. Скорее всего, вам придется выполнить подписи самостоятельно, закрыв или замазав корректирующим средством напечатанный вариант.

    Из чего сделать большой альбом?

    Первый вариант.

    Читать дальше

    Маленькие альбомы

    После года, пишет Л. Данилова, можно использовать не только большие альбомы (формата А4), но и меньшего размера. Подойдут обычные фотоальбомы для фотографий размером 10x15 с мягкой обложкой. Они представляют собой маленькую книжечку с прозрачными кармашками и стоят очень дешево.

    Принцип размещения картинок и подписей в них такой же, как и в больших альбомах.

    Так же нужно и показывать их.

    Менять картинки в этих альбомах не очень удобно, так как от многочисленной смены картинок кармашки рвутся, поэтому Данилова советует просто добавлять еще альбом.

    Темы маленьких альбомов могут быть самыми разнообразными. Вы можете воспользоваться подборкой тем из методики Домана в категории «Энциклопедические знания», делать альбомы-путешествия и изучать географию.

    Автор идеи предлагает включать:

    • виды городов;

    • интерьеры

    Читать дальше

    Плакаты-« объяснялки »

    Плакаты-«объснялки» нужны для создания ситуаций вынужденного чтения.

    Плакат рисуется на бумаге для черчения формата A3 или больше.

    Чем удобны плакаты? Представьте себя в роли ребенка. Перед вами висит большая картинка, на ней все подписано. Картинку можно долго рассматривать. Мама несколько раз прочитала подписи. Слова стали уже знакомы. Смотришь на текст и понимаешь смысл написанного. Это уже чтение «про себя».

    Плакаты отличаются от книг крупным размером рисунков и шрифта (не будем забывать и о зрении ребенка) и тем, что они все время на виду: хочешь не хочешь, а читаешь и заодно запоминаешь.

    Кроме того, пишет Данилова, плакаты удобно использовать для изучения отдельных частей какого-то предмета или объекта. Например, если малыш учится играть на скрипке, повесьте изображение скрипки и подпишите все ее части.

    Читать дальше

    Книги-«объяснялки»

    Делать их можно из обычных тетрадей, блокнотов, альбомов для рисования, фотоальбомов, вставлять в папку с файлами. Главное условие — чтобы бумага не просвечивалась, тогда текст с одной страницы не будет виден на другой.

    Первую книгу-«объяснялку» можно показать тогда, когда малыш в состоянии четко сказать несколько слов, содержание которых можно изобразить рисунком. Если же ваш малыш говорит уже довольно много слов, выберите те, которые будут ему наиболее интересны.

    Как оформить обложку? Данилова советует назвать просто по имени ребенка (Сашина, Машина книжка), так как никакой конкретной темы у книги не будет.

    Писать слово и размещать картинки лучше на правой половине разворота.

    Итак, напишите слово, переверните страницу. Здесь будет картинка. Ее вы можете нарисовать, вырезать и наклеить, распечатать на принтере.

    Читать дальше

    Теория раннего развития ребенка

    Несколько лет назад многих родителей потрясла небольшая книга, которая называлась «После трех уже поздно». Ее автор — президент компании «Сони» Масару Ибука. Предисловие к английскому изданию было написано Гленом Доманом.

    Приведем основные советы и рекомендации Масару Ибука по раннему развитию ребенка. Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка. Все они направлены на то, чтобы заставить мозг ребенка как можно больше работать, а значит, развиваться.

    ГЛАВНОЕ — СРЕДА, А НЕ ГЕНЫ

    В своей книге Масару Ибука рассматривает крайне важный и принципиальный вопрос: что является более важным и определяющим в судьбе ребенка — гены или среда, в которой он растет, и воспитание. Он пишет:

    «С древних времен считается, что выдающийся талант — это прежде всего наследственность, каприз природы.

    Читать дальше

    Уход за вашим ребенком

    Двадцать лет назад, когда я начал педиатрическую практику, мне уже довелось пройти стажировку в двух самых престижных в мире детских больницах, и казалось, что я знаю о детях все. Наши друзья даже частенько говорили моей жене, что ей очень повезло выйти замуж за педиатра, на что Марта парировала так: «Он знает только о больных детях». Первая неделя моей педиатрической практики в действительности была шоком. Мамы задавали мне всевозможные вопросы, не имеющие никакого касательства к медицине: «Может быть, нужно давать ребенку

    плакать?», «Не избалуем ли мы ее, если будем слишком часто брать на руки?», «Не страшно, если мы спим вместе с нашим ребенком?». Я не знал ответа ни на один из этих вопросов, но родители уповали на меня как на специалиста. Это были не медицинские вопросы, а вопросы,

    Читать дальше

    Пять инструментов формирования привязанности

    Есть три цели, которые мы считаем важными для начинающих родителей:

    • узнать своего ребенка;

    •  помочь своему ребенку чувствовать, что все хорошо и правильно;

    • получать удовольствие от родительских обязанностей.

    Подход к взаимоотношениям с ребенком, который мы обсуждаем, поможет вам достичь этих целей. Существует пять правил, обеспечивающих возникновение привязанности как основы родительской заботы.

    1. Познакомьтесь со своим ребенком как можно раньше

    То, как ребенок и родители начинают свое общение, обычно задает тон всем их дальнейшим взаимоотношениям. Сделайте все возможное, чтобы организовать себе такие роды, какие вы хотите. Подойдите к своим родам со всей ответственностью, займитесь своим обучением и выработайте родовую философию вместе со своим акушером-гинекологом или акушеркой. Родовая

    Читать дальше

    Любящей заботы без отцов не бывает

    Пять секретов формирования привязанности срабатывают лучше, если есть отзывчивый и заботливый папочка. Хотя в первые годы жизни ребенка для него естественно отдавать предпочтение матери, отцы просто необходимы. Отец обеспечивает поддержку, что позволяет матери отдавать всю свою энергию ребенку. Сильно привязанные матери склонны кидать такие фразы: «Мой малыш так нуждается во мне, что у меня нет времени даже душ принять». Это обязанность папы — холить и лелеять маму, чтобы она могла холить и лелеять ребенка. Мать одного особенно требовательного ребенка, вытягивающего неимовер-


    Папы тоже хорошие няньки.

    но много энергии, как-то призналась мне: «Я бы не выжила, если бы не помощь мужа». Взять грудное вскармливание, к примеру, — единственное, что не могут делать отцы. Однако они опосредованно

    Читать дальше

Интересное