В одном боевом расчете

Категория: Разное о воспитании детей

— Саша, ты же обещал еще что-нибудь рассказать об Афганистане. Сегодня у тебя как раз свободный вечер.

— Сашок, ну пожалуйста, а, Саш...

Обычно с такими настойчивыми просьбами обращались к бывшему десантнику, у которого выпадал хотя бы свободный час после работы, его брат Игорь со своим другом Мишей.

Миша и Игорь готовы были слушать, что называется, без конца и края. Но Саша каждый вечер, даже воскресный, расписал буквально по минутам: усиленно готовился к поступлению в институт. Поэтому, изложив одну-две истории из своей боевой службы, обычно решительно говорил:

В одном боевом расчете Фото 1

— Все, ребятки, на сегодня хватит, иначе на потом ничего не останется...

И мальчишки с нетерпением ждали это «потом», когда появится у Саши возможность вновь посидеть с ними, спеть под негромкий перезвон гитары песню, родившуюся где-то там, за далеким Гиндукушем, припомнить несколько боевых эпизодов.

Вчера они «атаковали» Сашу прямо на кухне, едва юноша, возвратившись с работы, сел за стол. Но тут в дверях появился Григорий Иванович, отец Саши и Игоря:

— Вот что, пацаны, сегодня Саша действительно очень занят, а завтра я предлагаю вам сходить на встречу тех воинов, кто служил в Афганистане. Думаю, там будет много интересного для вас. Я тоже пойду. На боевых друзей сына хочу посмотреть. У вас, думаю, нет никаких возражений?

Миша с Игорем от радости даже «ура» прокричали. Какие уж здесь возражения!

Оба считали чуть ли не минуты до заветного «завтра». Когда, наконец, вместе с Григорием Ивановичем пришли на площадь, ахнули: столько собралось народа. Одно дело — чисто теоретически знать, что где-то по соседству с тобой, в том же городе, живут воины-интернационалисты, и совсем другое — одновременно видеть их всех вместе: стройных, подтянутых, с боевыми орденами и медалями на груди.

А вокруг улыбки, цветы, громкая медь оркестра...

Несколько позднее в газете появилась публикация о встрече воинов-интернационалистов в городе Кирове. Миша и Игорь до сих пор берегут вырезку, где есть взволновавшие их строки: «Им было что вспомнить, чем поделиться друг с другом. И звучали названия афганских городов и кишлаков, речек и перевалов... И стояли, обнявшись, и глаза иной раз становились предательски влажными. А рядом с ними, двадцатилетними воинами запаса, были ветераны Великой Отечественной войны. Вместе фотографировались на память. Делились воспоминаниями. Разница в годах не отделяла их друг от друга. Поначалу казалось, что ветераны как-то уж слишком пристально всматриваются в молодых, будто сравнивают их с собой, но потом, особенно к концу встречи, все увидели, сколь крепок и нерушим этот сплав — убеленных сединами и почти мальчишек. Недаром награды и тех и других одинаковы: медаль «За отвагу», орден Красной Звезды. Войсковое товарищество!»

Формирование увлеченности героизмом защитников социалистического Отечества — одна из важнейших проблем идейного воспитания подрастающего поколения. От того, как относится человек в годы своего детства, отрочества, юности к героическим подвигам тысяч и миллионов воинов, борцов, спасших народы мира от угрозы рабства, зависит весь его духовный мир, особенно отношение к людям, к труду, к общественным интересам...

Рассказы о героях учат детей видеть мир глазами патриотов. Героическое не только расширяет горизонт, но и помогает почувствовать, что в жизни всех советских граждан — и тех, кто ушел из жизни, и тех, кто живет ныне,— есть что-то общее — великое, священное, самое дорогое и ни с чем не сравнимое — РОДИНА...

Куда бы ни пошел человек после окончания школы, где бы ни пролег его жизненный путь,
 пусть везде рядом с ним идет вечно живой защитник и спаситель —
герой Советской Армии: все, что человек будет видеть, чувствовать,—
 все должно доходить до его сознания и сердца через огонь Вечной славы и вечной памяти героев.
 В том, чтобы этот огонь никогда не угас, передавался из поколения в поколение,—
 одна из важнейших задач патриотического воспитания детей и молодежи.
В. А. Сухомлинский

Поскольку ребята наблюдали все собственными глазами с первых же минут, они нисколько не сомневались, что в корреспонденции речь идет и о них тоже, об Игоре и Мише. А как же иначе?! Они находились совсем близко от кавалера двух орденов Красной Звезды Сергея Лукова, от Сергея Альчикова, на чьей груди красовался орден Красного Знамени. Они сфотографировались буквально бок о бок с Александром Матушкиным, награжденным за боевые дела орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу». Перед ними в тот день выступал Герой Советского Союза, слушатель Военной академии имени М. В. Фрунзе А. П. Солуянов, тоже «афганец», приехавший из Москвы по приглашению кировчан. Разве такое забывается?!

Да, впечатление от подобных событий у ребят действительно неизгладимое. Даже взрослые надолго сохраняют в душе то, что всколыхнуло, растревожило самые потаенные ее уголки. Особенно если непосредственно соприкоснутся с людьми, проявившими героизм, самоотверженность — думаем, здесь уместны громкие, торжественные слова, наполненные высоким гуманным смыслом,— во имя светлого будущего простого Человека.

О пользе совместного с детьми участия пап и мам в таких мероприятиях, после которых в семье невольно возникает разговор о добре и зле, верности и предательстве, самоотдаче, героизме, трусости, написано немало книг, специальных статей. И тем не менее, к сожалению, не все родители понимают, насколько это важно для социального становления наших детей. Живые беседы с ветеранами войны, с воинами-интернационалистами, яркие примеры беззаветного служения Родине — сами герои говорят о них предельно просто: выполнял воинский долг — воздействуют не только на чувства, эмоциональную сферу ребят, но, главное, на сферу нравственную. Умом и сердцем постигают дети, что даже самые тяжелейшие — подчас до неправдоподобия — испытания не сломили силу духа, воли их родителей, старших братьев. Истинная любовь к Родине преодолевает все преграды.

Трудно судить, то ли из-за нашей педагогической неподготовленности, то ли по каким-то другим причинам, но мы, родители, очень часто мыслим и говорим о своих детях несколько упрощенно. Они, дескать, еще слишком малы, чтобы до конца проникнуться сутью высоких материй, заключенной в словах: «советский патриотизм», «социалистический интернационализм». А ведь мы здесь здорово ошибаемся. Оказывается, наши ребята воспринимают эти понятия абсолютно правильно, в подлинном их смысле. Вот почему — подчеркнем еще раз — велика значимость опыта, когда родители вместе с детьми встречаются с ветеранами-фронтовиками, с воинами, которые ушли в запас сравнительно недавно, выполнив до конца свой патриотический и интернациональный долг.

Кое-кто из читателей, возможно, заинтересуется: чем же все-таки ценен такой опыт?

Вернемся опять на многолюдную площадь в г. Кирове. Словно маленькие телохранители, плотным кольцом окружали вездесущие мальчишки каждого, кто сражался с врагами революции на земле Афганистана. Ходили за ними по пятам, забрасывали десятками вопросов. Особенно хотелось ребятам услышать, что помогало воинам в трудной армейской службе, являлось надежным подспорьем в самой сложной ситуации. Сергей Смирнов, молодой рабочий, ответил искренне и просто:

— Чувство долга перед Родиной. Родина! Для многих детей это слово именно тогда наполнилось конкретным содержанием, обрело почти зримую форму, точно впечаталось в юные сердца.

В самом раннем детстве должны быть уже заложены геройские чувства,
настраивающие душу на подвиги любви и благородства.
Н. В. Шелгунов

А Владимир Шесков, бывший минометчик, откровенно признался:

— Лично для меня самым надежным подспорьем стала физическая выносливость. Без серьезной физической подготовки, которой я раньше в общем-то не придавал особого значения, в армии приходится очень туго. Попробуйте пробежать с полной боевой выкладкой, когда общий вес груза — под сорок килограммов.

Его спросили:

— Сколько же раз вы подтягивались на перекладине до службы?

— Раз двенадцать — четырнадцать.

— А перед тем как уволились в запас?

— Около сорока...

Не один месяц, прошедший с тех пор, не покидает Мишу с Игорем мечта — подтянуться на перекладине сорок раз. И хотя ребята еще очень далеки от заветной цифры, тренируются терпеливо, упорно, постепенно улучшая личные рекорды.

Какой же рождается вывод? Встреча с воинами-интернационалистами не только оставила в памяти мальчишек добрый след. Она, кроме всего прочего, настроила их на физическое совершенствование, подтолкнула к работе над собой, которая ох как пригодится будущим защитникам Родины. Словно от искорки, попавшей на благодатную почву, воспламенились и мысли, и желания ребят, которые уже иными пошли по жизни, почувствовали себя, образно говоря, в одном боевом расчете со своими кумирами. И до чего же обидно, что мы, родители, упускаем иногда благоприятнейшие возможности для огранки личности детей. Сама жизнь нам дает порой сильнейшее воспитательное подспорье, а мы его не видим, не ценим. Обделяем тем самым себя и детей.

 

Интересное