Свистящие звуки

Закрепление звуков с (сь)

•    Попросите ребенка вслед за вами повторить слоги: са, со, су, сы, ся, се, сю, си, ас, ос, ус, ыс, яс, ес, юс, ис, аса, асо, асу, асы, оса, осо, осу, осы.

•    Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звук [с] ([с’]) в начале, середине и в конце слова: собака, сыр, весы, капуста, нос, глобус, селедка, сено, апельсин, гуси, лось, карась. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность и отчетливость произнесения этих звуков.

•    Предложите ребенку повторить шутки-чистоговорки:

са-са-са—бегает лиса,

ас-ас-ас—свет в окне погас,

со-со-со—мне дали колесо,

ос-ос-ос—на палубе матрос,

су-су-су—ягоды в лесу,

ус-ус-ус — на елке много бус,

сы-сы-сы—тикают часы,

ыс-ыс-ыс — кот ловит крыс,

се-се-се—ленточки в косе,

ес-ес-ес—у нас хвойный лес,

си-си-си—подъехало такси,

ис-ис-ис — мама моет рис,    

ась-ась-ась—плавает карась,

усь-усь-усь—к нам подходит гусь,

ось-ось-ось—на поляне лось,

ысь-ысь-ысь—в капкане рысь.

•    Прочитайте чистоговорки и скороговорки (сначала в медленном темпе, потом в умеренном, далее в несколько ускоренном). Ребенок должен повторить их так же:

У Саньки новенькие санки.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Коси, коса, пока роса, роса долой—и мы домой.

Везет Сенька Саньку с Сонькой в санках; санки скок,

Сеньку с ног, Саньку в бок,

 Соньку в лоб—все в сугроб.

Сидел воробей на сосне.

Заснул — и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне —

До сих пор бы сидел на сосне.

•    Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:

Не в свои сани не садись.

Сколько волка ни корми, а он все в лес смотрит.

Сова о сове, а всяк о себе.

Береги нос в сильный мороз.

У кого нет совести—нет и стыда.

Где густо, где пусто, где нет ничего.

•    Загадайте ребенку загадки:

В воде купался, сухим остался.

(Гусь)

Летом вырастают, а осенью опадают.

(Листья)

Кто на себе свой дом носит?

(Улитка)

Кто не лает, не кусает,

А в дом не пускает?

(Замок)

Всегда ходят,

А с места не сходят.

(Часы)

Мету, мету—не вымету,

Несу, несу—не вынесу,

Стемнеет—само уйдет.

(Тень)

Мост—как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

(Лед)

Без рук, без ног Рисовать умеет.

(Мороз)

•    Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

В саду

Костя и Света работают в саду. Они помогают папе строить беседку. Костя носит доски, а Света убирает мусор. К обеду беседка была построена. В беседку поставили стол и две скамейки. Вокруг беседки дети посадили несколько кустов красной смородины. В саду стало уютно и красиво.

Вопросы: где работают Костя и Света? Кому они помогают строить беседку? Что делает Костя? Что делает Света? Когда была построена беседка? Что поставили в беседку? Что посадили дети вокруг беседки? Как стало в саду?

•    Выучите с ребенком стихотворения:

Мороз рисует красками,

Мороз рисует инеем,

Бывают щеки красными,

Цветы на стеклах—синими.

В сугробах звезды ясные Горят, переливаются...

Бывают дни прекрасные,

Зимою называются.

А. Иванов

Кискино горе

Плачет киска в коридоре.

У нее

Большое горе:    

Злые люди    

Бедной киске

Не дают

Украсть

Сосиски.

Б. Заходер

Сосны

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

И. Токмакова

Как-то четверо ребят

С горки покатились.

Двое в саночках сидят,

Сколько в снег свалилось?

Н. Кончаловская

Закрепление звуков з—зь

•    Предложите ребенку повторить слоги: за, зо, зу, зы, зя, зё, зю, зи, зе, аза, азо, азу, оза, озо, озя, ози, озе.

•    Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звуки [з] ([з’]) в начале и середине слова: замок, завод, коза, водолазы; зеркало, зима, корзина, обезьяна. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность и отчетливость произнесения этих звуков.

•    Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки: за-за-за — надвигается гроза,

за-за-за—у Кати карие глаза,

зу-зу-зу— Вова на возу, зу-зу-зу—ручеек течет внизу, зы-зы-зы—вымыли тазы, зы-зы-зы—давно не было грозы, зе-зе-зе—дай воды козе, зе-зе-зе—в клетке шимпанзе, зи-зи-зи — к дому подвези, зи-зи-зи — кубики вези.

•    Прочитайте чистоговорки и скороговорки (сначала в медленном темпе, затем в умеренном, потом быстром). Ребенок должен повторить их так же.

У маленькой Зины бузина в корзине.

К Зайке пришли Незнайка и Зазнайка.

Зинин звонок звенит звонко.

Видит волк козу—забыл и грозу.

У Зои коза под замком.

•    Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значения: Мал золотник, да дорог.

Зима не без морозов.

Одной рукой узла не завязать.

•    Предложите ребенку отгадать загадки и выучить некоторые из них:

Ползун ползет, иглы везет.

(Еж)

Зубы имеет, а зубной боли не знает.

(Грабли)

Зимой и летом Одним цветом.

(Ель)

•    Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

Обезьянка Руза

Папа привез Зое из Африки обезьянку. Зоя назвала обезьянку Рузой. Руза умела забавно прыгать, передразнивать Зоиных знакомых. Зоя научила Рузу открывать на звонок дверь.

Зимой Руза заболела. Зоя возила Рузу к доктору, давала ей разные травы, кормила бананами. Благодаря Зоиным заботам Руза выздоровела.

Вопросы: кого папа привез из Африки? Как назвала Зоя обезьянку? Что умела делать Руза? Чему научила Зоя обезьянку, когда Руза заболела? К кому возила Зоя обезьянку? Благодаря чьим заботам Руза выздоровела?

• Выучите с ребенком стихотворения:

Резиновая Зина    

Резиновую Зину

Купили в магазине,

Резиновую Зину

В корзине привезли,

Она была разиня,

Резиновая Зина

Упала из корзины,

Измазалась в грязи,

Мы вымоем в бензине

Резиновую Зину

И пальцем пригрозим:

«Не будь такой разиней,

Резиновая Зина,

А то отправим Зину

Обратно в магазин!

А. Барто

Зеленая песенка

В зеленом, зеленом, зеленом лесу

Зеленый листок, как флажок, я несу,

Зеленая шишка под елкой молчит,

Зеленая музыка где-то звучит —

Зеленый кузнечик в зеленой стране

Играет зеленую песенку мне.

А. Строило

Закрепление звука ц

• Предложите ребенку повторить слоги: ац, оц, уд, ыц, ец, иц, ца, цо, цу, цы, це, ци, аца, ацо, ацу, оца, оцо, оцу, уца, аци, аце, оце, оци, уце.

•    Подберите картинки с изображением таких предметов, в названиях которых есть звук [ц] в начале, середине и в конце слова: цыплята, цветок, яйцо, курица, колодец, огурец. Предложите ребенку назвать эти предметы. Обратите внимание на правильность и отчетливость произнесения этого звука.

•    Попросите ребенка повторить шутки-чистоговорки:

ца-ца-ца—магазин без продавца,

ца-ца-ца—это комната отца,

цу-цу-цу—дали комнату певцу,

 цо-цо-цо —мы выходим на крыльцо,

цо-цо-цо — знакомое лицо,

цу-цу-цу—мы едем по кольцу,

цы-цы-цы — помойте огурцы,

цы-цы-цы—мы хорошие пловцы,

 це-це-це —много зерен в огурце,

це-це-це — отдыхаем на крыльце,

ец-ец-ец — Вова—молодец,

иц-иц-иц—для уколов нужен шприц.

•    Прочитайте чистоговорки и скороговорки (сначала в медленном темпе, затем в умеренном, потом быстром). Ребенок должен повторить их так же.

Молодец птенец, не боится овец.

Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь.

•    Прочтите пословицы, поговорки, объясните их значения, предложите ребенку повторить их:

Что летом родится, зимой пригодится.

Как аукнется, так и откликнется.

Где тонко, там и рвется.

Не плюй в колодец—пригодится воды напиться.

•    Предложите ребенку отгадать загадки и выучить некоторые из них:

От цветка к цветку порхает,

Утомится—отдыхает.

(Бабочка)

В воде родится,

А воды боится.

( Соль)

Два братца

Пошли в реку купаться.

(Ведра)

•    Прочтите ребенку рассказ и предложите ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.

Нина Цветкова

Дом, в котором живет Нина Цветкова, расположен в центре города. Недалеко от дома находится цирк, где работаем ее папа. Нинина мама работает учительницей в школе. Нина очень любит цветы. Вместе с мамой они выращивают нарциссы, настурции, цикламены.

Вопросы: где расположен дом, в котором живет Нина Цветкова? Где работает папа Нины Цветковой? Кем работает ее мама? Что любит Нина? Какие цветы она выращивает?

Обновлено: 2019-07-10 00:09:14