Сила и воля к тебе придут
В жизни встречаются удивительные люди. Казалось бы, обстоятельства окончательно выбили их из привычной колеи: кто-то получил ранение, увечье либо в результате тяжкой болезни оказался беспомощным. Но потом этот человек все же заставил себя вернуться в строй, вновь обрести силу, крепость. Иные из таких людей, даже при весьма строгой медицинской проверке, продолжают службу в Вооруженных Силах. Что здесь сыграло определяющую роль? Огромная сила воли? Целеустремленность? Умение в любой ситуации не падать духом?
В принципе, конечно, и первое, и второе, и третье могут в какой-то мере заявить о себе прежде других факторов. Однако жизненный опыт буквально на каждом шагу подсказывает: очень и очень многое зависит от физического совершенства человека, от той нагрузки, которую он берет на себя, от воли, которая руководит им и подчиняет себе его поступки. Вспомним слова известного советского писателя В. Каверина: «Многое кажется невозможным, пока не докажут обратное человеческий разум и воля».
...Курсанты учебной мотострелковой роты выполняли упражнения по метанию боевых гранат. Вместе с ними идет в «атаку» заместитель командира роты по политчасти лейтенант Александр Киселев. Офицер видит, как в шести
шагах от него курсант Эргали Нуртазин действует по всем правилам: перехватил автомат в левую руку, правой достал гранату, пальцем левой руки захватил кольцо, выдернул предохранительную чеку. Сейчас прицелится и метнет.
- Умей властвовать духом, волей над слабостями своего тела. Сила человеческой воли беспредельна.
- Упадок духа в тяжелой жизненной ситуации — это твое поражение, гибель.
- В единоборстве с врагом на поле боя могут быть такие обстоятельства,
- когда единственным твоим оружием может остаться сила духа, воли,
- и если ты сумеешь воспользоваться этим оружием, ты победишь.
- В. А. Сухомлинский
Однако случилось совершенно непонятное: курсант вдруг переложил гранату в левую руку, а автомат — в правую. Киселев заметил, как скользнул в траву спусковой рычаг, удерживавший ударник на боевом взводе. Значит, до взрыва — три-четыре секунды. Нуртазин же словно оцепенел: страх сковал мышцы, тело...
Александр не колебался ни мгновения. Конечно, он мог бы упасть на землю, прикрыть голову каской. Но офицером владела лишь единственная мысль — заслонить, спасти подчиненного. Кинулся к Нуртазину, обеими руками схватил судорожно сжавший гранату кулак курсанта, чтобы успеть отбросить ее. Не успел. Перед глазами полыхнуло пламя...
В госпиталь привезли лейтенанта без сознания. Там перенес состояние клинической смерти. И страшное известие: взрывом гранаты ему оторвало кисти рук.
Друзья, многочисленные письма — порой от совсем незнакомых людей — умножали силы Александра в его трудной борьбе за возвращение к активной жизни. На титульном листе книги очерков о мужестве героев Великой Отечественной войны на фронте и в мирные дни, присланной ему бывшим командиром курсантской роты капитаном М. Гайдуком, Киселев прочитал стихи Глеба Пагирева:
- Конечно, верны
- Медицинские справки,
- Согласно которым
- Я числюсь в отставке,
- В которых изложена
- Сущность явлений,
- Характер контузий
- И формы ранений.
- И стало быть, впрямь,
- По врачебным канонам,
- В бою не командовать
- Мне батальоном.
- Но я коммунист!
- Я прошу не перечить:
- Нас трудно убить,
- Нас нельзя искалечить.
- Так, видимо, врут
- Медицинские справки:
- Бойцам не бывает
- При жизни отставки.
Часами думал над стихотворением лейтенант Киселев. Понимал: бывший его командир капитан Гайдук хочет, чтобы убеждения поэта Александр воспринял как свои, идущие от собственного сердца.
В решении вернуться в боевой строй укрепило Киселева и письмо его самых юных друзей:
«Здравствуйте, дорогой Саша!
Пишут Вам ученики 6-го класса «А» средней школы № 245 г. Москвы. Мы прочитали в газете про Ваш подвиг. Наш пионерский отряд решил бороться за право называться Вашим именем. В нашем классе учится 38 человек. Наш класс очень дружный. Все мальчики хотят быть такими же, как и Вы... Мы были бы очень рады, если бы Вы приняли наше приглашение и приехали к нам в Москву, в нашу школу».
Министр обороны СССР удовлетворил просьбу Киселева продолжать службу в Вооруженных Силах. Поверил его выстраданным словам: «Не могу без армии». Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, Александр награжден орденом Красной Звезды. Он вернулся в родной полк, а позже, ни в чем не позволяя себе поблажек, закончил с золотой медалью Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, был зачислен в адъюнктуру.
Думается, вряд ли сумел бы успешно справиться с тяжелейшими испытаниями, выпавшими на долю Киселева, тот, у кого спорт не занял прочного места в режиме дня. Ведь еще в госпитале офицер, превозмогая боль, возобновил систематическую утреннюю зарядку, до изнеможения повторял специальные упражнения, чтобы лучше освоить протезы, научиться обходиться без посторонней помощи. Даже лекции в академии конспектировал сам, и если преподаватель, взглянув на него, доброжелательно предлагал: «Может, помедленнее читать?», категорично отказывался: «Нет-нет, спасибо, я вполне успеваю».
К сожалению, пока еще не все молодые люди сознают необходимость закалять себя и физически и морально. Сказывается, очевидно, отсутствие привычки тренировать тело. Если подросток не занимается регулярно спортом, в большинстве случаев виноваты, как это ни печально, мы, родители. В семье, согласитесь, всем хорошо известно, как может пригодиться в жизни тренированность, ловкость, сила. Значит, лишь от нас зависит, насколько увлечем мы своих детей в мир, где не только борются за рекорды спортивного мастерства, но и выдается беспроигрышный билет для той неожиданной ситуации, когда проявляется наше умение противостоять любым невзгодам судьбы и побеждать.
Повторим еще раз: чтобы закалить тело и дух, требуются постоянные физические тренировки. И, конечно же, занятие тем видом спорта, который по душе.
Анатолию Петровичу сейчас за шестьдесят, но он по-прежнему каждое утро выходит на расположенный по соседству школьный стадион, неторопливо отмеряет на нем круг за кругом. Было время, когда ему нередко приходилось бегать в одиночку: ни сын, ни невестка не проявляли особого желания последовать его примеру. Анатолий Петрович терпеливо, постепенно обращал их в свою веру. В последние месяцы, когда радость утренних занятий все чаще и чаще делил с дедом внук, родители Саши тоже «прописались» на стадионе постоянно.
— Деда, мы с тобой от инфаркта убегаем? — пристраивается рядом внук, и тоном своим, и улыбкой повторяя в эти мгновения отца, который вот так же шутки ради иногда задает Анатолию Петровичу подобный вопрос.
— Нет, Сашок. Зачем от инфаркта? Мы просто тренируемся. Я хочу, чтобы ты всегда был сильным, выносливым, как твой папа.
- Нам необходимо в воспитательные процессы, кроме элемента физкультурного и элемента художественного, ввести элементы дисциплины.
- Воля человека растет от преодоления препятствий. Мы не можем развивать детей так, чтобы им были предоставлены одни удовольствия.
- В будущем они должны будут преодолевать препятствия, часто с известными усилиями и известными страданиями. Для этого нужна дисциплина,
- для этого нужно, чтобы человек держал себя в руках, умел заставить себя подчиниться неприятному ради цели, которую он считает благотворной.
- Самая высокая форма дисциплины — это самодисциплина. Когда у человека достаточно твердый характер, то он сам заставляет себя переносить
- известные трудности для того, чтобы добиться цели. Но если у человека не хватает для этого воли, если он оказывается недостаточно
- самодисциплинированным... тогда ему нужно помочь.
- А. В. Луначарский
Анатолий Петрович нередко ловит себя на мысли, что ему хочется рассказать внуку, почему он сам подружился со спортом. Скрутил его внезапно недуг, на долгие месяцы приковал к кровати. Постепенно болезнь отступила. Однако окончательно здоровым человеком Анатолий Петрович почувствовал себя лишь тогда, когда начал по совету лечащего врача регулярно выполнять специальные упражнения, бегать по утрам. С тех пор вот уже два десятилетия не бросает своего увлечения, ставшего для него жизненно необходимым. Очень доволен, что сумел приобщить к физической зарядке всех членов семьи, которую соседи не случайно называют самой спортивной в доме.
Впрочем, главное Анатолий Петрович видит даже не в этом факте. Для него важнее то, к чему он, собственно, и стремился: его родной сын, в молодые годы занимавшийся спортом не слишком охотно, сейчас далеко не безразличен к физическому развитию Саши. Теперь-то уж никто не переубедит Анатолия Петровича в том, что именно от
главы семьи во многом зависит любовь детей к спорту. От главы семьи!
Интересно все же получается! Когда мы ведем речь о воспитании человека будущего, человека коммунистического завтра, в первую очередь подразумеваем умственное, духовное его богатство. А разве можно забывать, что решение грандиозных задач нашего общественного развития во многом зависит от степени работоспособности, физической энергии, творческого долголетия каждого из нас? С одной стороны, мы вроде согласны — гармонично развитый человек должен сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, а вот с другой...
Физическое развитие личности было и остается одним из наиболее важных направлений многогранного воспитательного процесса. Нелишне, думается, напомнить высказывание К. Маркса:
- «Под воспитанием мы понимаем три вещи.
- Во-первых: умственное воспитание.
- Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.
- В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и
- одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств».