Сила и воля к тебе придут

В жизни встречаются удивительные люди. Казалось бы, обстоятельства окончательно выбили их из привычной колеи: кто-то получил ранение, увечье либо в результате тяжкой болезни оказался беспомощным. Но потом этот человек все же заставил себя вернуться в строй, вновь обрести силу, крепость. Иные из таких людей, даже при весьма строгой медицинской проверке, продолжают службу в Вооруженных Силах. Что здесь сыграло определяющую роль? Огромная сила воли? Целеустремленность? Умение в любой ситуации не падать духом?

В принципе, конечно, и первое, и второе, и третье могут в какой-то мере заявить о себе прежде других факторов. Однако жизненный опыт буквально на каждом шагу подсказывает: очень и очень многое зависит от физического совершенства человека, от той нагрузки, которую он берет на себя, от воли, которая руководит им и подчиняет себе его поступки. Вспомним слова известного советского писателя В. Каверина: «Многое кажется невозможным, пока не докажут обратное человеческий разум и воля».

...Курсанты учебной мотострелковой роты выполняли упражнения по метанию боевых гранат. Вместе с ними идет в «атаку» заместитель командира роты по политчасти лейтенант Александр Киселев. Офицер видит, как в шести

шагах от него курсант Эргали Нуртазин действует по всем правилам: перехватил автомат в левую руку, правой достал гранату, пальцем левой руки захватил кольцо, выдернул предохранительную чеку. Сейчас прицелится и метнет.

Умей властвовать духом, волей над слабостями своего тела. Сила человеческой воли беспредельна.
Упадок духа в тяжелой жизненной ситуации — это твое поражение, гибель.
 В единоборстве с врагом на поле боя могут быть такие обстоятельства,
когда единственным твоим оружием может остаться сила духа, воли,
и если ты сумеешь воспользоваться этим оружием, ты победишь.
В. А. Сухомлинский

Однако случилось совершенно непонятное: курсант вдруг переложил гранату в левую руку, а автомат — в правую. Киселев заметил, как скользнул в траву спусковой рычаг, удерживавший ударник на боевом взводе. Значит, до взрыва — три-четыре секунды. Нуртазин же словно оцепенел: страх сковал мышцы, тело...

Александр не колебался ни мгновения. Конечно, он мог бы упасть на землю, прикрыть голову каской. Но офицером владела лишь единственная мысль — заслонить, спасти подчиненного. Кинулся к Нуртазину, обеими руками схватил судорожно сжавший гранату кулак курсанта, чтобы успеть отбросить ее. Не успел. Перед глазами полыхнуло пламя...

В госпиталь привезли лейтенанта без сознания. Там перенес состояние клинической смерти. И страшное известие: взрывом гранаты ему оторвало кисти рук.

Друзья, многочисленные письма — порой от совсем незнакомых людей — умножали силы Александра в его трудной борьбе за возвращение к активной жизни. На титульном листе книги очерков о мужестве героев Великой Отечественной войны на фронте и в мирные дни, присланной ему бывшим командиром курсантской роты капитаном М. Гайдуком, Киселев прочитал стихи Глеба Пагирева:

 Конечно, верны
Медицинские справки,
Согласно которым
Я числюсь в отставке,
В которых изложена
 Сущность явлений,
Характер контузий
И формы ранений.
 И стало быть, впрямь,
По врачебным канонам,
В бою не командовать
Мне батальоном.
 Но я коммунист!
 Я прошу не перечить:
Нас трудно убить,
 Нас нельзя искалечить.
Так, видимо, врут
Медицинские справки:
Бойцам не бывает
 При жизни отставки.

Часами думал над стихотворением лейтенант Киселев. Понимал: бывший его командир капитан Гайдук хочет, чтобы убеждения поэта Александр воспринял как свои, идущие от собственного сердца.

В решении вернуться в боевой строй укрепило Киселева и письмо его самых юных друзей:

«Здравствуйте, дорогой Саша!

Пишут Вам ученики 6-го класса «А» средней школы № 245 г. Москвы. Мы прочитали в газете про Ваш подвиг. Наш пионерский отряд решил бороться за право называться Вашим именем. В нашем классе учится 38 человек. Наш класс очень дружный. Все мальчики хотят быть такими же, как и Вы... Мы были бы очень рады, если бы Вы приняли наше приглашение и приехали к нам в Москву, в нашу школу».

Министр обороны СССР удовлетворил просьбу Киселева продолжать службу в Вооруженных Силах. Поверил его выстраданным словам: «Не могу без армии». Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга, Александр награжден орденом Красной Звезды. Он вернулся в родной полк, а позже, ни в чем не позволяя себе поблажек, закончил с золотой медалью Военно-политическую академию имени В. И. Ленина, был зачислен в адъюнктуру.

Думается, вряд ли сумел бы успешно справиться с тяжелейшими испытаниями, выпавшими на долю Киселева, тот, у кого спорт не занял прочного места в режиме дня. Ведь еще в госпитале офицер, превозмогая боль, возобновил систематическую утреннюю зарядку, до изнеможения повторял специальные упражнения, чтобы лучше освоить протезы, научиться обходиться без посторонней помощи. Даже лекции в академии конспектировал сам, и если преподаватель, взглянув на него, доброжелательно предлагал: «Может, помедленнее читать?», категорично отказывался: «Нет-нет, спасибо, я вполне успеваю».

К сожалению, пока еще не все молодые люди сознают необходимость закалять себя и физически и морально. Сказывается, очевидно, отсутствие привычки тренировать тело. Если подросток не занимается регулярно спортом, в большинстве случаев виноваты, как это ни печально, мы, родители. В семье, согласитесь, всем хорошо известно, как может пригодиться в жизни тренированность, ловкость, сила. Значит, лишь от нас зависит, насколько увлечем мы своих детей в мир, где не только борются за рекорды спортивного мастерства, но и выдается беспроигрышный билет для той неожиданной ситуации, когда проявляется наше умение противостоять любым невзгодам судьбы и побеждать.

Повторим еще раз: чтобы закалить тело и дух, требуются постоянные физические тренировки. И, конечно же, занятие тем видом спорта, который по душе.

Анатолию Петровичу сейчас за шестьдесят, но он по-прежнему каждое утро выходит на расположенный по соседству школьный стадион, неторопливо отмеряет на нем круг за кругом. Было время, когда ему нередко приходилось бегать в одиночку: ни сын, ни невестка не проявляли особого желания последовать его примеру. Анатолий Петрович терпеливо, постепенно обращал их в свою веру. В последние месяцы, когда радость утренних занятий все чаще и чаще делил с дедом внук, родители Саши тоже «прописались» на стадионе постоянно.

— Деда, мы с тобой от инфаркта убегаем? — пристраивается рядом внук, и тоном своим, и улыбкой повторяя в эти мгновения отца, который вот так же шутки ради иногда задает Анатолию Петровичу подобный вопрос.

— Нет, Сашок. Зачем от инфаркта? Мы просто тренируемся. Я хочу, чтобы ты всегда был сильным, выносливым, как твой папа.

Нам необходимо в воспитательные процессы, кроме элемента физкультурного и элемента художественного, ввести элементы дисциплины.
 Воля человека растет от преодоления препятствий. Мы не можем развивать детей так, чтобы им были предоставлены одни удовольствия.
 В будущем они должны будут преодолевать препятствия, часто с известными усилиями и известными страданиями. Для этого нужна дисциплина,
для этого нужно, чтобы человек держал себя в руках, умел заставить себя подчиниться неприятному ради цели, которую он считает благотворной.
Самая высокая форма дисциплины — это самодисциплина. Когда у человека достаточно твердый характер, то он сам заставляет себя переносить
 известные трудности для того, чтобы добиться цели. Но если у человека не хватает для этого воли, если он оказывается недостаточно
самодисциплинированным... тогда ему нужно помочь.
А. В. Луначарский

Анатолий Петрович нередко ловит себя на мысли, что ему хочется рассказать внуку, почему он сам подружился со спортом. Скрутил его внезапно недуг, на долгие месяцы приковал к кровати. Постепенно болезнь отступила. Однако окончательно здоровым человеком Анатолий Петрович почувствовал себя лишь тогда, когда начал по совету лечащего врача регулярно выполнять специальные упражнения, бегать по утрам. С тех пор вот уже два десятилетия не бросает своего увлечения, ставшего для него жизненно необходимым. Очень доволен, что сумел приобщить к физической зарядке всех членов семьи, которую соседи не случайно называют самой спортивной в доме.

Впрочем, главное Анатолий Петрович видит даже не в этом факте. Для него важнее то, к чему он, собственно, и стремился: его родной сын, в молодые годы занимавшийся спортом не слишком охотно, сейчас далеко не безразличен к физическому развитию Саши. Теперь-то уж никто не переубедит Анатолия Петровича в том, что именно от

главы семьи во многом зависит любовь детей к спорту. От главы семьи!

Интересно все же получается! Когда мы ведем речь о воспитании человека будущего, человека коммунистического завтра, в первую очередь подразумеваем умственное, духовное его богатство. А разве можно забывать, что решение грандиозных задач нашего общественного развития во многом зависит от степени работоспособности, физической энергии, творческого долголетия каждого из нас? С одной стороны, мы вроде согласны — гармонично развитый человек должен сочетать в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство, а вот с другой...

Физическое развитие личности было и остается одним из наиболее важных направлений многогранного воспитательного процесса. Нелишне, думается, напомнить высказывание К. Маркса:

«Под воспитанием мы понимаем три вещи.
Во-первых: умственное воспитание.
Во-вторых: физическое воспитание, такое, какое дается в гимнастических школах и военными упражнениями.
В-третьих: техническое обучение, которое знакомит с основными принципами всех процессов производства и
 одновременно дает ребенку или подростку навыки обращения с простейшими орудиями всех производств».
Обновлено: 2019-07-09 23:28:19