Сегодня праздник у ребят

Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то,
 что для нас, что это действительное событие в годовой детской жизни и что ребенок считает дни
от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого...
 И как тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники!..
К. Д. Ушинский

Сколько раз в течение года отмечаем мы знаменательные даты, памятные нашему государству, нашему народу? Два? Пять? Семь?

Впрочем, не в количестве дело. Главное в том, какой след оставит торжество в сердцах детей. Не случайно праздники считают одним из наиболее действенных средств воспитания ребят, формирования у них высоких патриотических, гражданских чувств. Продуманный, хорошо организованный в семейном масштабе — разумеется, в соответствии с возможностями — праздник, как правило, затрагивает самые тонкие чувства наших детей, через эмоциональную сферу доносит до них свою историческую окраску, значимость. Вот почему дети, как правило, с таким нетерпением ждут торжества, готовятся к нему, а потом долго-долго горячо обсуждают между собой каждый его штрих.

...День Победы. Тот светлый день мая сорок пятого, когда смолкли залпы орудий, от нас сейчас действительно далек, как поется в полюбившейся всем песне. Далек по времени и до боли близок — всенародной памятью о советских людях, которые не щадили себя в борьбе с врагом, приближая этот радостный час...

Свежим весенним утром в семье москвичей Масловых царило оживление. Ждали дедушку с бабушкой, чтобы всем вместе отправиться в Парк культуры и отдыха имени А. М. Горького на встречу с бывшими дедушкиными однополчанами.

А пока — в который уж раз — Сергей и Маринка вычитывали очередной номер семейной стенгазеты «Звонок» в честь Праздника Победы. На шкафу под листом оргстекла лежали более тридцати таких самодеятельных газет, приуроченных и к большим, общегосударственным праздникам, и к семейным торжествам. Каждый номер готовился коллективно, с рисунками, юмором, с напутствием на будущее, с добрыми пожеланиями членам семьи и друзьям, которым, случалось, тоже посвящались специальные выпуски.

На этот раз речь в газете шла в основном о дедушке с бабушкой. Дедушка — участник войны, орденоносец. Бабушка в те годы за самоотверженный труд в тылу была награждена медалью. Их фотографии помещены на самом видном месте. Под ними — два столбца стихотворного текста, который целую неделю шлифовали Маринка с папой.

Едва гости появились на пороге, им тут же вручили памятный альбом о городах-героях. Ребята в свою очередь получили по красочной книге с произведениями на военную тему.

В семье так уж заведено: в праздничные дни подарки обязательны. Они бывают разными. Но особенно любят здесь книги. Любят все — и дети, и родители, и дедушка с бабушкой. Книга потом очень долго напоминает им о том событии, которое отмечалось в семье.

Дедушка перелистывает альбом, ласково лохматит Сережкины волосы.

— Удружили вы мне сегодня, ребята. Очень удружили. Право же, давно мечтал о такой книге, да все что-то мешало приобрести ее. Спасибо! — После небольшой паузы словно для себя произносит: — Не случайно в народе говорят, что большое видится на расстоянии. За годы войны появились города-герои, вон их сколько в этом альбоме. А героев среди людей и вообще не счесть. Вот, ребятки, какими были те 1418 огненных дней.

Фраза сказана совсем не громко. Тем не менее каждое слово ее откладывается в сознании ребят. Может, сам того не ведая, ветеран войны в этот миг невольно затронул, пожалуй, одну из самых благодатных, самых высоконравственных тем семейной педагогики...

А позже в парке Масловы встретились с боевыми друзьями дедушки, которых жизнь разбросала в послевоенные годы по разным уголкам страны. Воспоминания, шутки, смех, песни. Подлинным уроком памяти стала для ребят минута молчания. Для Сергея с Маринкой часто слышимые слова «победу ковали наши дедушки и бабушки» превратились из весьма абстрактного утверждения в мысли, наполнились новым, конкретным содержанием. Дедушки-то эти не где-то там, за порогом видимости. Вот они, совсем рядом, с орденами на груди, со шрамами на руках и лицах — горькой отметиной войны для цих на веки вечные...

* * *

Есть немало семей, где утвердилась хорошая традиция: в День Победы в присутствии детей делиться с друзьями и родственниками не просто общими рассуждениями «о делах давно минувших дней», а подробно воспроизводить, скажем, наиболее памятный для себя эпизод борьбы против фашистов, читать партизанские или фронтовые стихи, исполнять песни военных лет. Одному из авторов этой книги довелось однажды побывать на таком домашнем празднике, и его поразило, с каким живейшим интересом дети, в том числе и дошколята, реагировали на рассказы взрослых, ловили буквально каждую фразу. Но больше всего бросилось в глаза то, как ребята, да и взрослые тоже, рассматривали пожелтевшие вырезки из газет военной поры, сохранившиеся кое у кого и принесенные сюда благодарственные грамоты Верховного Главнокомандующего, фронтовые треугольники, наспех написанные, подчас в перерыве между боями, обычным карандашом.

Солдатские письма, фотографии огненных лет, медали и ордена, что вынимаются сегодня из шкатулок разве что по большим праздникам. Все это — наше богатство, семейные реликвии. Не в каждой семье, к сожалению, используется их огромная воспитательная сила. Но они должны заговорить в полный голос везде. Во имя настоящего и будущего!

Обновлено: 2019-07-09 23:29:13