Счет времени в древнем китае

Лунно-солнечными календарями уже в глубокой древности пользовались народы Китая и Индии. Люди, селившиеся у берегов великих рек Хуанхэ, Инда и Ганга, вели счет дням по сменам фаз Луны. Но их ежедневные потребности, весь уклад их жизни, их земледельческий цикл работ вынуждали как можно тщательнее определять наступление тех или других годичных сезонов, т. е. согласовывать свою жизнь с Солнцем.

В книге «Кайюаньчжандан», содержащей описание истории Китая с древнейших времен до IX в. н. э., упоминается о календаре, составленном во времена полулегендарного императора Хуанди 1(2696—2597 гг. до н. э.). Известно, что при китайском императорском дворе были специальные чиновники, в обязанности которых входило составление календарей и наблюдения за небесными светилами. В результате регулярных и продолжительных наблюдений было установлено, что появление на небе вечером или утром определенных ориентировочных звезд — «чэн» повторяется в ритме с наступлением того или другого земледельческого сезона. Это давало возможность решать обратную задачу: по наблюдениям «чэн» сообщать земледельцам о предстоящем наступлении того или другого сезона.

Такими ориентировочными звездами для древнекитайских астрономов были: звезда «Дахо» (Антарес, а Скорпиона), созвездия «Цан» (Орион) и «Бэйдоу» («Северный Ковш» — Большая Медведица). Так, акронический (вечерний, сразу после захода Солнца) восход Антареса происходил около момента весеннего равноденствия, прохождение этой звезды через меридиан вечером сразу после захода Солнца указывало на середину лета. Как заметил советский исследователь П. А. Старцев, эта звезда в конце концов стала считаться божеством — святым небесным драконом, покровителем китайской нации. Появление же на востоке вечером сразу после захода Солнца созвездия «Цан» означало середину зимы.

Но, по-видимому, наиболее четко о времени года древние китайцы судили по положению ручки Ковша Большой Медведицы. Так, в одной древнекитайской записи эпохи Ся (2205—1766 гг. до н. э.) говорится: «В 1-м месяце рукоятка Ковша обращена вниз, в 6-м месяце в сумерках можно увидеть, что рукоятка Ковша повернута вверх...».

Древнекитайские астрономы установили продолжительность синодического месяца в 29,5 дня и солнечного года в 366 дней. Так, в книге «Шуцзин», в главе «Яо-дянь» («Устав владыки Яо»), в записи, относящейся к периоду времени между 2109 и 2068 гг. до н. э., говорится: «широко известно, что три сотни дней и шесть декад и шесть дней составляют полный год». А так как солнечный год несоизмерим с лунным месяцем, то «четыре времени года сочетаются вставным месяцем».

Обращает на себя внимание (с точки зрения его ценности для нужд земледелия и скотоводства) календарь «Ся-сяо-чжень», использовавшийся в эпоху Ся. В нем указаны сезоны года и месяцы в соответствии с положением на небесном своде того или другого созвездия, а также с состоянием животных, птиц, деревьев, трав и т. д. Вот его фрагменты:

«I месяц. В начале ночи созвездие «Цан» бывает в середине неба, хвост Большой Медведицы обращен книзу. В начале года земледельцы приготавливают сохи и выходят для размежевания полей; приносят жертву изобретателю сохи... После морозов греет Солнце и все оттаивает. Выходят из нор полевые крысы... Опушаются ивы. Куры садятся на яйца и выводят цыплят. В это время бывает большой ветер...

III месяц. В начале ночи созвездие «Цан» скрывается на западе. Молятся об урожае пшеницы, так как в этом месяце бывают небольшие засухи. Цветут тополя..., подрастают ягнята. Полевые крысы превращаются в перепелок...

IX месяц. Высевают озимую пшеницу. Воробьи, скрываясь в море, превращаются в устриц».

Издавна в Китае было принято делить месяц на «три декады («сюнь»), Порядковые обозначения дней декады или, как их называют китайцы, «десять небес-«ых пней» (или «ветвей») таковы: цзя, и, бин, дин, y, цзи, гэн, синь, жень, гуй. Для обозначения месяцев года использовались 12 символов («двенадцать земных ветвей»): цзи, чоу, инь, мао, чэнь, сы, у, вэй, шэнь, ю, сюй, хай, которые соответствовали названиям созвездий (цзи—Овен, чоу — Телец и т. д.), Каждому из этих символов соответствовало название животного: цзи — шу (мышь), чоу — ню (корова), инь — ху (тигр) и т. д. Ими также обозначалось время суток: цзи — с 23 до 1 часа, чоу — от 1 до 3 часов и т. д. Таким образом, сутки, начинавшиеся от полуночи, делились на 12 двойных часов, каждый двойной час—на восемь частей «кэ», каждый «кэ» — на 15 «хуби». Следовательно, наименьшая единица времени равнялась нашей минуте.

От цикла к циклу

Рядом с календарями, в которых как число месяцев в году, так и количество дней в месяце были различными, в Древнем Китае примерно с XXVI в. до н. э. существовал счет времени по циклам. Сначала он использовался лишь для счета суток, несколько позже его стали применять и для счисления годов. Возможно, исходным здесь было представление о том, что мир состоит из пяти первоэлементов («стихий») — воды, огня, металла, дерева и земли, которые будто бы находятся в движении, взаимосвязи и циклическом соподчинении: вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево растет в земле, земля родит воду. Каждая из стихий объединяла два «небесных пня» (или же была представлена в двух состояниях — мужском и женском).

Десятичный цикл «небесных ветвей» и двенадцатеричный цикл «земных ветвей» и составляли 60-летний цикл, как это показано в табл.

Таблица. 60-летний китайский циклический календарь

Периоды

Циклический знак

«Небесные ветви»

Животные

My (Дерево)

Хо (огонь)

Ту (земля)

Цзинь (металл)

Шуй (вода)

Цзя

и

2

Бин

Дин

У

5

Цзи

Гэн

Синь

Жень

Гуй

1

3

4

6

7

8

9

10

1

Цзи

1

13

аз

37

49

Шу

(мышь)

II

Чоу

2

14

26

38

50

Ню

(ко

рова)

III

Инь

51

3

15

27

39

Ху

(тигр)

IV

Мао

52

4

16

28

40

ту

(заяц)

V

Чэнь

41

53

5

17

29

Лун

(дра

кон)

VI

Сы

42

54

6

18

30

Шэ

(змея)

VII

У

31

43

55

7

19

Ма

(конь)

VIII

Вэй

32

44

56

8

20

Ян

(овца)

IX

Шэнь

21

33

45

57

9

Хоу

(обезь

яна)

X

Ю

22

34

46

58

10

Цзи

(ку

рица)

XI

Сюй

11

23

35

47

59

Гоу

(со

бака)

XII

Хай

12

24

36

48

60

Чжу

(сви

нья)

Каждый день (или год) в этом цикле имел название, состоящее из сочетания двух циклических знаков. Считая дни по 60-дневным циклам, древние китайцы готовились к началу земледельческого сезона, приносили жертвы в честь усопших предков и т. д.

Найдены кости животных и панцири черепах с вырезанными на них знаками 60-летнего цикла, которые относятся к эпохе Шань-Инь (1766—1122 гг. до н.э.). За начало такого циклического счета принят 2397-й (по другим данным — 2697-й) г. до н. э.

Для перевода какого-либо года нашего летосчисления на китайский 60-летний цикл необходимо к номеру года прибавить число 2397 и полученую сумму разделить на 60. Так будет найдено число полных циклов и в остатке — порядковый номер года в цикле. Определим, например, какому году цикла соответствует 1980 г.: 2397 + 1980 = 4377; 4377:60 = 72 и в остатке 57. Следовательно, 1980 г. соответствует 57-му году 73-го цикла и называется (см. таблицу) годом Гэн-Хоу, т. е. «металла и обезьяны». 1981 год называется Синь-Цзи— «металла и курицы» и т. д. Новый 60-летний цикл начался в 1984 г. нашего летосчисления.

Реформы, реформы...

На протяжении столетий китайский календарь непрерывно совершенствовался. Уже 2000 лет до н. э. месяцы в этом календаре начинались с новолуния,

начало нового года приходилось между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием. В этом вопросе, однако, приходится быть осторожным, так как начало года неоднократно переносилось то ближе к первому, то ко второму моменту.

В VII—III вв. до н. э. началось бурное развитие китайской астрономии. Появились новые приборы для определения координат небесных светил — армиллярные сферы (рис.), в VII

Обновлено: 2019-07-09 23:31:01