Одиночество: беда или вина!

— Скажите, почему общество во всем отдает предпочтение семейным гражданам. Ведь уже доказано: жить семьей трудней, но и счастливей, чем в одиночестве. Надо ли еще досаждать всяческими ограничениями тем, кто и так обделен судьбой?

Действительно, статистика последних лет убеждает: бессемейные мужчины несут на себе тяжкий груз напастей. Они умирают от болезни сердца в 3,5 раза чаще, чем живущие в кругу родных людей. Дорожные катастрофы с первыми случаются в 5 раз чаще. Самоубийством кончают холостяки и разведенные вкупе чаще семейных в 6 раз! Еще 150 лет назад было зафиксировано: ни один холостяк не попал в число долгожителей. Даже в сравнительно молодом возрасте, 20—30 лет, смертность среди холостых мужчин на 25% выше, чем среди женатых.

Удивительные эти цифры наводят на мысль: широко бытующее представление, будто семья больше всего нужна женщине, не подтверждается жизнью. Одинокие женщины менее драматично переживают свое положение. Средняя продолжительность их жизни не на много отличается от имеющих семью. Выходит, для мужчины бессемейное положение куда тяжелей, чем все семейные тревоги и труды.

А впрочем, что же тут удивительного? Мужчина, который нужен многим, от здоровья, труда и благополучия которого зависит благополучие любимых им людей, ведет себя по-иному, нежели «перекати-поле». Он и осторожней в рисковых ситуациях, он и строже в нравах, наконец, ему есть на кого опереться в трудную минуту.

Но, несмотря на очевидные преимущества семейного бытия, и прежде немало людей оставалось холостыми и незамужними, а в последние годы число таких заметно возросло. Можно ли считать, что нынешние молодые люди готовы столь дорогой ценой оплатить свою «свободу»? Или их к тому вынуждают объективные причины?

Проблема эта не раз обсуждалась массовой аудиторией, поскольку не может быть счастливым все общество, когда значительная часть населения страны лишена необходимейшего для Человеческого счастья достояния — семьи.

Были раскрыты такие причины бессемейности молодых людей, как наличие у нас городов и сельских мест, где остро не хватает мужчин и «незамужние ткачихи (доярки, птичницы, учителя, врачи и т. д.) составляют большинство». Одновременно растет число новостроек, где чрезвычайно низок процент молодых женщин в сравнении с количеством мужчин — строителей, лесорубов, моряков... Существуют в старых городах преимущественно мужские или женские производства: металлургические комбинаты, шахты или предприятия легкой промышленности. Там встретить будущего супруга или супругу чрезвычайно трудно, а то и невозможно. Значит, встретиться потенциальные женихи и невесты могут лишь на досуге. А для этого нужны молодежные клубы, танцевальные залы, туристские базы, которых и в столичных центрах меньше, чем требуется, про небольшие городки и новостройки и говорить не приходится.

Мешают созданию молодых семей и материальные трудности, и нехватка жилья. Возникла и такая причина роста холостяков: экономическая и моральная независимость женщин, что обеспечивает тем, кто прежде непременно стремился бы укрыться за мужниной спиной, возможность выбора образа жизни и стиля поведения.

Как мы говорили выше, холостыми остаются и мужчины, для которых супруга всего лишь универсальная прислуга. Такие девушки ныне редкость, зато к услугам холостяка множество всяческих ателье, столовых, контор, которые позволяют ему вести собственный дом и без женской помощи.

Однако стоит приглядеться повнимательней, как заметишь: в абсолютно одинаковых условиях одни молодые люди создают семью, преодолевая все объективные сложности, другие — так и остаются неприкаянными, ходят греться к чужому огню. Значит, существуют и какие-то субъективные, личностные причины, приводящие к одиночеству. Наверное, нам полезно осмыслить именно это явление.

— У моих родителей есть родственники и приятели, которые не имеют семьи, однако не производят впечатления больных, несчастных, тем более обреченных. Напротив, многие из них преуспевают во всех делах и выглядят энергичными, жизнерадостными. Мои мама и папа порой даже завидуют их вольной жизни,— как-то возразила одна старшеклассница во время беседы на эту тему.

Тут требуется уточнение: кого мы именуем одинокими, бессемейными. Нередко в эту категорию мы заносим людей, имеющих множество разнообразных родственных связей. Знакомые и родственники, про которых говорила девочка, вполне может статься, сами имели родителей, к которым были очень привязаны и чье внимание, забота питали их сердце любовью и кому они платили тем же чувством. Были у них и сестры-братья с детьми, кого они воспринимали столь горячо и заинтересованно, как иные не принимают и собственных детей. Конечно, такого рода связи не могут в полной мере заменить настоящую семью и кровных детей, но все же в определенной степени снимают остроту чувства неустроенности и неприкаянности, которое переживает вовсе одинокий человек.

Известны и такие случаи, когда лучшие друзья семейного дома становятся почти родичами: в радости ли, в беде — они тут как тут. И берут на себя ношу потяжелее, а награду находят в успехах своих приятелей. И тем самым обретают самый ценный статус — дорогого, необходимого человека. А это очень важно для внутренней устойчивости, для того чтобы не сетовать на судьбу.

Еще одна категория одиноких, не испытывающих душевного дискомфорта: люди, одержимые какой-то страстью, которая заполняет сердце, помыслы, стремления. Иногда это деятели просвещения, науки, культуры, искусства, исследователи, путешественники, военные. Они ясно сознают, что не могут совмещать два ответственных занятия: любимую профессию и воспитание детей. И честно делают свой выбор. Успехи в работе придают им силы, бодрости, жизнерадостности. Однако разбитые профессиональные надежды переживаются ими куда тяжелее, чем семейными людьми. Опереться-то, кроме дела, не на что.

Есть большая категория женщин, которая обзаводится всеми хлопотами родной матери, так и не создав собственной семьи. Это — бездетные и незамужние няни, воспитательницы чужих детей. Литература всех времен и народов запечатлела доброе тепло, сердечную мудрость нянюшек, выпестовавших многих великих людей, и те обессмертили некоторых из них своей любовью и признанием. Например, А. С. Пушкин именно Арину Родионовну звал мамушкой и ей, не матери посвятил самые проникновенные и ласковые строки:

Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя...

Марина Цветаева признавалась, что хотела бы быть для Поэта тем, чем была ему Арина Родионовна, и лучшей доли не пожелала бы: не матерью, не возлюбленной, не женой, а именно няней-подружкой.

Приведенные примеры и те, которые вы отыщите в своем окружении, лишний раз подтвердят, что к любому явлению нужно подходить не шаблонно, а вдумчиво. Дальше мы будем анализировать состояние и поведение людей, несчастливых в своем одиночестве.

Попробуем разграничить их по особенностям характера и по отношению к семье.

К первому типу одинокого человека можно отнести тех, кто хочет завести семью, но не может.

Второй в принципе не прочь обзавестись семейным кругом, но может обойтись и без него. Семья для него «меньшее зло», чем одиночество, но отнюдь не желанное благо.

Третий принципиальный противник семейной жизни, хотя имеет все объективные и субъективные возможности для ее создания.

Четвертый не хочет обзаводиться семьей и не может.

Четвертый из обнаруженных типажей, по всей вероятности, нам здесь придется обойти молчанием. За невозможностью и нежеланием создать семью кроются чаще всего серьезные невзгоды, болезни тела и души, может, даже трагические обстоятельства. По крайней мере, это единичные случаи.

Первый типаж очень распространен среди одиноких. Главным образом его составляют люди застенчивые, робкие, скромные по природе и воспитанию. Поскольку этими свойствами бывают наделены в первую голову девушки, поговорим именно о них, хотя все сказанное юноши легко могут перевести на свой счет, как и последующие примеры, когда поведение представителей разных полов мало отличается.

В любом зале, где шумно веселится молодежь, легко заметить девушек, которые жмутся к стенке, прячутся за колонны, весь вечер, наблюдая за чужим весельем и успехом. Они уходят в тень, чтобы скрыть свои истинные или, что чаще всего, вымышленные и уж, конечно, преувеличенные недостатки, внешние и внутренние. Оттого, действительно, остаются в тени своих более бойких подруг, которые ни в чем прочем их не превосходят.

То, что незамеченными и отвергнутыми остаются нередко девушки, обладающие свойствами исконно женскими, что предпочтение оказывается их антиподам, заставляет некоторых усомниться: так ли уж ценны эти свойства? Иначе самыми желанными невестами оказались бы как раз они: застенчивые, скромные. А какими добрыми и верными женами, наверное, стали бы многие из них!

В таком же положении нередко оказываются и более энергичные, самостоятельные, даже деловые девушки и женщины, но имеющие вполне определенный идеал возможного друга и супруга. Нередко его портрет «срисовывают» с отца или брата — мужчин, горячо любимых и чтимых. Они видят, что большинство подружек, некогда тоже мечтавших о рыцарях без страха и упрека, мирятся с реальностью и, выйдя замуж, потом всю жизнь старательно воспитывают своего мужа по собственному представлению о должном. Но бескомпромиссное сердце не откликается на зов человека, далекого от намеченного образца.

Если подобные «идеалистки» и отваживаются на замужество без высокой страсти, то, неспособные к компромиссу, а точнее, не готовые к трудам по перевоспитанию себя и других, нередко разводятся и снова остаются в одиночестве.

Когда же грядет сорокалетие, многие из них охотно начинают участвовать в клубах «Кому за 30», обращаются в службу содействия созданию семьи («службу знакомств») с просьбами о помощи.

Обратите внимание, и здесь мы встречаемся с благородными характерами и установками. Такие девушки и женщины не кидаются на шею первому встречному и поперечному. Они не смиряются с прозябанием в браке без любви и уважения. При этом Они готовы истово трудиться на благо близких, любимых людей, тоже будут преданными женами и самоотверженными матерями. За малым дело встало: найти идеального мужа. А ими — увы! — не рождаются, ими становятся в процессе совместного духовного творчества.

К этому же типу относятся и женщины бесхитростные, простые, но постоянные в своих чувствах и поступках. Психологи про таких говорят, что у них основные нервные процессы довольно устойчивы, даже инертны. Одинокими они остаются, потеряв мужа, возлюбленного, сохранив в душе вечную к ним привязанность (и при этом не всегда бывает и важно: умер ли он, ушел к другой). Не предпринимают повторных попыток создать семью, когда обожглись на совместной жизни с пьяницей, грубияном.

Встречаются среди одиноких единственные, неповторимые мамины и папины любимицы. Им хорошо, уютно под родительским кровом. И так не хочется от него отрываться, хотя они не мыслят свою взрослую жизнь без дружной собственной семьи. Но при этом чтобы в привычном укладе ничего не менялось. Когда же они все-таки выходят замуж, то редко становятся самостоятельными хозяйками и мужу не позволяют обрести независимость от родительской воли и опеки. Для них муж — мамин зять. Оттого случается возвращение в родные пенаты без вины виноватых, разобиженных на всех мужчин маменькиных дочек.

Точно такая же ситуация складывается и у многих единственных маменькиных сынков. Если же под общей крышей сходятся двое единственных и неповторимых, то удержать их друг около друга может разве что тесная спайка старшего поколения, занимающего вокруг юной четы круговую оборону и защищающего взрослых детей от любой непогоды.

Представительниц первого типа можно узнать по внешности. Они, как правило, редко отзываются на «крик моды», ждут, когда модель войдет в разумное русло. И так приспособят ее к себе, что она будет выглядеть вполне для них обычной. Косметика у них сдержанных тонов. Они никого не поразят неожиданной окраской волос, стрижкой, прической. Так же как и в собственной внешности, они не терпят резких перемен во всем прочем: в литературных увлечениях и развлечениях, в еде, в месте обитания. Инерция, т. е. постоянство, во всем. Она их доблесть и... помеха в создании семьи.

Пока их энергичные сверстницы дали исходят, семь башмаков истопчут в поисках суженого, подобно Василисе Премудрой, девицы-скромницы и идеалистки семь платков исплачут в ожидании, когда к ним в окошко постучится добрый молодец. Им бы выбраться из теплого обжитого угла, сменить работу, а то махнуть на новостройку либо в растущую деревню перебраться, где, слышно, нынче в избытке незамужних мужчин-механизаторов. Но... инерция, робость: что скажут другие? Вот, мол, за женихами подались! Неловко, неудобно, неприлично. Так в нашей жизни все переплетено: что мы считаем добродетелью, может оказаться и недостатком, если взглянуть с другой стороны.

Второй типаж одиноких, как мы уже условились, представляют мужчины и женщины, которые выбирают брак как меньшее, чем одиночество, но тоже зло, пусть и общепринятое. Значительное число в этом ряду составляют молодые люди, выросшие в так называемых неполных или полных, но неблагополучных семьях. К семье осознанно стремятся прежде всего те, кто знает ее истинную и высокую ценность, кто привык находиться с детства под ее теплым и добрым крылом и просто не мыслит себе иного образа жизни.

Описываемый здесь типаж объединяет людей вовсе самых разных. Тут встретятся и инертные, и энергичные, и какие угодно. Общее у них — неумение жить семейным кругом. В последнее время ученые получили достаточно убедительные доказательства того, что даже инстинкт материнства в женщине, отцовства в мужчине проявляется сильнее, если в детстве перед ними представал зримый пример любви и заботы о детях со стороны обоих родителей.

К данной категории тяготеют и те, у кого матери прожили свой век без мужа. Нынче это прежде всего дети и внуки вдов военной поры. Вон где еще достает нас война! Миллионы девочек, родившихся в конце 30-х — первой половине 40-х годов видели отцов лишь на пожелтевших фотографиях, на память заучивали слова скупых солдатских писем-треугольников. Они не знали, как можно и нужно строить отношения в семье, где рядом с матерью есть муж и отец. Потому и копировали стиль и поведение мам. Такими же беспомощными и неумелыми женихами и мужьями нередко оказывались молодые парни, выросшие в подобных домах. И те и другие потом воспроизвели свое неведение уже в собственных детях.

Третий типаж — это те, кто имеет все возможности и условия для создания семьи, но принципиально отвергает такую перспективу. Это, так сказать, «идейные холостяки», как правило, преуспевающие в делах, умеющие обставить свой быт с комфортом и вкусом, любящие путешествовать, интересующиеся литературой и искусством, следящие за своей внешностью и здоровьем. Иногда они уверяют, что не горевали бы о своем положении, если бы не досаждающие им сожаления родных и знакомых по поводу их одиночества.

Принципиальное неприятие семейного образа жизни в последнее время находит немалое число сторонников, более того — делаются попытки подвести под него теоретическую базу. Иные спешат объявить именно таких людей подлинно современными, чуть ли не «знамением прогресса», соответственно зачисляя антиподов в разряд «традиционалистов», отсталых элементов.

Первый довод, который очень часто приводится в их пользу: они, мол, более добросовестные, толковые и энергичные работники, чем их семейные и «детные» коллеги. Потому государству более выгодны. Утверждения такого рода обычно не опираются на официальную статистику. Поэтому и мы с вами имеем основание оперировать собственными наблюдениями и данными, тем более что мы уже сопоставили семейных и одиноких, стоящих ближе к пенсионному возрасту, по их должности, квалификации, заработку. И убедились: в подавляющем большинстве одинокие ничего не выигрывают в этом состязании. Кроме того, материально-экономическая и оборонная мощь страны все-таки зависит от числа рожденных и воспитанных граждан.

Второй довод иного, нематериального свойства: дескать, «принципиальные холостяки» являются аккумуляторами духовных ценностей, они приобщаются к достижениям культуры, искусства, на освоение которых у загруженных бытовыми заботами семейных ни сил, ни времени нет.

О количестве прочитанных книг, просмотренных фильмов, посещений выставок и фестивалей до последнего времени никто не спорил. А теперь, социологи ставят под сомнение это соотношение. И то, что именно холостяки имеют основание именоваться носителями духовных ценностей, требует доказательств. Разве что принять за истину бытующий среди полуобразованных людей предрассудок: ставить искусственную, т. е. отраженную жизнь выше подлинной.

По этому канону действительно читать о чужой любви более «возвышенно» и «духовно», нежели самому испытывать глубокую любовь. Восторгаться мадоннами Рафаэля и Леонардо «благородней», чем самой быть матерью-мадонной. Сочувствовать трудам и подвигам, самоотверженности театральных и киногероев «предпочтительней», чем самой переживать тревоги и волнения, преодолевать трудности и невзгоды. Рассуждать о чьих-то судьбах, кем-то пережитых, затем осмысленных художниками, и бежать от своей собственной.

Все это почему-то именуется интеллигентностью. Хотя само слово «интеллигент» означает «понимающий сущность бытия». Оттого встречаются подлинные интеллигенты не очень-то образованные. И напротив, бывают бездуховные, поверхностные книгоглотатели, что заставляют дивиться: как же все великие и мудрые слова о Матери человеческой могли оставить сердце холодным, а ум настроить на отрицание, неприятие этой высочайшей женской миссии?

Из числа опрошенных 85% замужних женщин заявили, что для них семейные обязанности и производственная деятельность представляются одинаково главными. Вот это воистину знамение времени!

Какой вывод можно сделать из всего сказанного об одиноких женщинах и мужчинах? Можно ли и нужно ли отвечать на поставленный вопрос: беда или вина — одиночество? Вроде бы виноватых тут нет, есть только потерпевшие: от войны ли, от условий быта, от недальновидного воспитания, от врожденных свойств характера... И все же это не совсем так: фатальность вполне могут преодолеть те, кто сердцем прочувствует, умом поймет свое земное назначение — любить дорогого человека, дать жизнь, свет и радость новому существу. Тогда и воля обнаружится, и умение отыщется. Было бы желание, будет и счастье.

Обновлено: 2019-07-09 23:25:49