Общий уход за больным ребенком

Больной ребенок еще больше, чем здоровый, нуждается в свежем воздухе. Нужно систематически хорошо проветривать помещение зимой, тепло укрыв ребенка; летом можно держать окна все время открытыми. Необходимо часто перестилать постель ребенку, вытряхивать одеяло и простыни, особенно если ребенок принимает в постели пищу, следить за тем, чтобы матрац лежал ровно, не образуя бугров и складок. Важно менять белье по мере его загрязнения, но не реже одного раза в неделю. Если ребенок страдает непроизвольным мочеиспусканием, то независимо от возраста ребенка его матрац нужно покрыть клеенкой, на которую кладут простыню. Ребенка надо ежедневно умывать, перед каждой едой мыть ему руки, при потоотделении тщательно вытирать кожу сухим полотенцем и менять белье. У больного ребенка часто бывают сухие, «запекшиеся» или растрескавшиеся губы. Следует несколько раз в день смазывать их сливочным маслом или вазелином.

Уход за полостью рта

Медицинский персонал детского лечебного учреждения ежедневно должен следить за тем, чтобы дети дошкольного и школьного возраста при среднетяжелом и удовлетворительном общем состоянии соблюдали гигиену рта. Утром зубы надо чистить зубной пастой или порошком, а вечером — только мягкой щеткой. После этой процедуры ребенок должен хорошо прополоскать рот. Полость рта необходимо полоскать также после каждого приема пищи. Вымытые после чистки зубов щетки должны храниться в стаканчиках рукояткой книзу.

Тяжелобольные дети при уходе за полостью рта нуждаются в посторонней помощи. После каждого приема пищи медицинская сестра должна протереть ребенку зубы, язык, прополоскать рот. Для этого нужно пинцетом или кохером зажать ватный шарик, смочить его раствором соды (0,5%-ным), буры (5%-ным) или физиологическим раствором и протереть зубы. Затем стерильной салфеткой захватить кончик языка и, слегка вытянув язык из полости рта, другим смоченным тампоном снять налет с его спинки. Полость рта нужно прополоскать с помощью шприца или резинового баллона. Для промывания используют слабый раствор соды (0,5—1%-ный), буры (2— 3%-ный), пероксид водорода (0,6%-ный), раствор марганцовокислого калия (1:10 000) или хлорида натрия (0,9%-ный). Во время промывания полости рта больному нужно придать положение полусидя и наклонить его голову вперед. Грудь и шею закрыть пеленкой или клеенчатым фартуком. Внизу нужно подставить тазик и, оттянув шпателем угол рта, мягкой струей из баллончика или шприца промыть вначале десны, а затем и полость рта. Полоскание полости рта у больных детей раннего возраста производят с помощником. Ребенка нужно усадить на колени помощника, который левой рукой должен держать руки ребенка, а правой, положив ладонь на лоб, прижимать голову. Ноги ребенка необходимо фиксировать коленями помощника. Набрав в прокипяченный резиновый баллон 1%-ный раствор соды или слабый раствор (1:10 000) марганцовокислого калия, медицинской сестре, держа в левой руке шпатель, нужно открыть рот ребенка и направить легкую струю к твердому нёбу. Во время процедуры голову ребенка надо наклонять вниз и вбок в одну и в другую сторону. При этом вода из полости рта должна стекать в подставленный лоток или тазик.

Полоскание зева и глотки допускается детям лишь после 3—4 лет. Для полоскания используют растворы фурацилина (1:5000), риванола (1:2000), марганцовокислого калия (1:5000), щелочные растворы соды и других смесей, растительные настои или отвары (ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта и пр.). Детям дошкольного возраста для полоскания горла не следует назначать раздражающие растворы. Важно научить ребенка во время полоскания удерживать жидкость так, чтобы она частично попадала на заднюю стенку глотки. При ангине желательно полоскать горло 5—6 раз в день, при фарингитах — 2—3 раза. При поносе ребенка нужно часто подмывать.

Больные дети нередко бывают раздражительны и капризны. Проведение гигиенических и лечебных процедур, кормление ребенка бывают затруднены из-за сопротивления ребенка, поэтому медицинской сестре нужно быть терпеливой и ласковой в общении с детьми, стараться как можно меньше травмировать больного.

Питание больного ребенка

Пища больного должна быть полноценной, за исключением отдельных заболеваний, при которых проводятся те или иные ограничения. Во всех случаях пища должна содержать достаточное количество витаминов. Особое внимание следует уделять кормлению детей, страдающих плохим аппетитом. Нельзя перекармливать. Кормить больного ребенка следует неторопливо, с перерывами.

В случае рвоты у больного ребенка его надо посадить и поддерживать ему голову. При рвоте у ребенка первых месяцев жизни его нужно повернуть на бок; маленькому — подложить пеленку, а старшему — подставить таз. По окончании рвоты нужно прополоскать рот и дать выпить 1—2 глотка холодной воды. После рвоты ребенка нужно уложить в кровать и укрыть одеялом. Если требуется, к ногам кладут грелку.

Горшок или подкладное судно

Горшок или подкладное судно, которыми пользуется ребенок, после каждого использования следует тщательно промывать. При инфекционном заболевании или при поносе любой этиологии нужно производить дезинфекцию горшка и выделений больного.

Измерение температуры тела

Больному необходимо два раза в день измерять температуру: утром при пробуждении ребенка и в 16—17 ч (после дневного сна). В случае необходимости (при лихорадке) термометрия проводится чаще. Повышение или понижение температуры тела ребенка ориентировочно можно определить на ощупь путем прикладывания ладони ко лбу или спине. При определении температуры кожи на ощупь важно, чтобы рука была теплой и сухой. В норме температура тела сохраняется в пределах 36,5— 36,8 °С. При подозрении на значительные отклонения температуры от нормы ее необходимо измерить термометром. Температура тела у детей обычно измеряется ртутным максимальным термометром. Для установления столбика ртути на минимальную отметку термометр нужно стряхнуть. У старших детей температуру измеряют в подмышечной впадине или в полости рта, у детей раннего возраста — в паховой складке или прямой кишке, где температура на 0,2—0,4 °С выше, чем в подмышечной впадине. Перед измерением температуры с кожи необходимо удалить влагу. При правильном установлении термометра его конусообразный баллончик со ртутью должен полностью охватываться кожной складкой, а рука или нога ребенка — фиксироваться. Длительность измерения температуры — до 10 минут. В ротовой полости термометр нужно фиксировать между щекой и десной или под языком с сомкнутыми губами в течение 3 минут. Измеренную температуру тела ребенка надо записать. В детских стационарах показатели температуры заносятся в историю болезни, и рисуется температурный график. Для выявления патологического процесса важно не только разовое измерение температуры. Необходимо наблюдать ее динамику, а это можно видеть только при ведении температурного листка. Часто температура несколько повышается только в определенное время суток или имеет регулярный характер. В таких случаях измерения следует проводить в течение суток каждые 3 ч. Температура кожи в разных участках тела неодинакова даже при нормальном состоянии организма ребенка. В верхних частях туловища она обычно выше, чем в нижних, над дистальными отделами конечностей ниже, чем над проксимальными. Для измерения температуры кожи в различных участках тела пользуются электротермометром ТЭМП-60 (термометр электрический медицинский полупроводниковый).

Общая обстановка

В комнате, где лежит больной ребенок, необходимо создать спокойную обстановку. Очень важен достаточный сон в ночное и дневное время. Все наблюдения медицинской сестры должны регистрироваться. В больницах и других детских учреждениях для этой цели на каждого ребенка заводят специальный сестринский лист. В этом листе ежедневно нужно регистрировать температуру тела ребенка, его аппетит, стул, тошноту или рвоту, частоту и характер мочеиспускания.

При поступлении больного ребенка в стационар важно создать спокойную, ласковую обстановку. В приемном покое детской больницы должны быть игрушки, которыми можно привлечь внимание ребенка. Если игрушек в приемном покое нет, допустимо взять чистые и безопасные (без режущих краев) игрушки у матери. Ребенок госпитализируется с матерью или другим близким ему человеком. Для тяжелобольных и очень возбудимых детей необходимо обеспечить покой и тишину. Если к уходу за ребенком допущена мать, надо неукоснительно требовать от нее точного выполнения указаний врача, но в то же время относиться к ней спокойно, по-дружески. Медицинская сестра должна присутствовать при обходе врача, подробно рассказывать ему об итогах своих наблюдений и лично знакомиться с назначениями.

Инъекции и другие проводимые в стационаре процедуры часто пугают ребенка. Ребенка нужно приглашать в процедурный кабинет, когда все подготовлено для инъекции или процедуры.

В палатах выздоравливающих детей необходимо позаботиться об их досуге. По возможности детям предоставляются игрушки, книги, допускается организация спокойных игр и занятий.

Обновлено: 2019-07-09 23:48:32