Лоцманы книжного моря

Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.
Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы,
 живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа,
 его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому,
что она — творение народа. Когда мы смотрим на дивные фрески Киевской Софии,
 мы воспринимаем их как частицу жизни народа, творение его могучего таланта,
и в нашей душе пробуждается чувство гордости за его творческий дух, мысль, мастерство.
В. А. Сухомлинский

Ни кино, ни радио, ни телевидение не вытеснили книгу из числа любимых детворой занятий. Чем шире кругозор человека, тем больше его потребность в чтении. Те, кто знал Владимира Ильича Ленина, рассказывали, что Ильич никогда не расставался с книгой, отводил ей огромную роль в росте культуры, образованности народа. Самым мощным орудием духовного развития человека называл книгу Максим Горький.

Культура чтения... Понятие это многогранное. Важнейшим его слагаемым является умение выбрать нужную, хорошую книгу. Согласитесь, круг чтения ребенка зависит главным образом от родителей. Первые купленные малышу книги, первые услышанные им сказки, первые заученные стихи... Воспитать у ребенка любовь к чтению мы можем и должны.

С малышом просто. Мы показываем ему красочные рисунки, объясняем, о чем они повествуют, обращаем внимание на то, какую мысль хотел выразить автор. Благодаря сказке ребенок сердцем усваивает серьезные понятия, учится откликаться на события окружающего мира, получает первые представления о справедливости. Именно сказки для малышей, подчеркивал Сухомлинский,— источник воспитания любви к Родине. Потому мы стараемся читать им о Красной Шапочке и Сером Волке, о храбром Иванушке и царе Салтане, о любимых зверятах. Позже — книги, где действуют герои-пограничники, отважный Гаврош... Все это влияет на чувства ребенка, распахивает ему окно в большой мир, знакомит с историей Родины, с героями — защитниками Отчизны.

Нужно ли уделять такое внимание художественной литературе, искусству в наш век техники, космоса, выдающихся научных открытий? Иные считают — нет, не надо. Однако, лишив человека чтения, мы обедним его, нарушим гармонию ума и сердца: ничто так, как литература, не пробуждает чувства.

Разве малыш вырастет настоящим человеком, если не прочтет «Слепого музыканта», «Белого пуделя», стихов и сказок Пушкина, если в дальнейшем не встретится с маленьким героем парижских баррикад — Гаврошем, потом — с Павкой Корчагиным, если не полюбит героев Кассиля, Льва Толстого? Литература о гражданской войне, о Великой Отечественной — не просто книги об истории страны, написанные художественно, ярко, впечатляюще. Это знакомство с подвигом. Воспевание мужества, героизма во имя Родины буквально завораживает юного читателя, вызывает горячее желание быть таким же несгибаемым патриотом.

А если мальчишка не тянется к книге? Если с большим удовольствием играет в «войну» с товарищами, считает выдумкой, «мурой» все, о чем рассказывается в увлекательной повести? Тогда родителям придется потрудиться, чтобы пробудить в подростке интерес к чтению. Значит, допустили пробелы в его воспитании раньше. Нехватка времени для занятий с ребенком ни в коей мере не может оправдать отца, мать, которые годы спустя разводят руками: «Ну кто виноват? Такой вырос...» За то, что сын «такой вырос», конечно же, в ответе они — никто иной.

Даже краткие минуты общения с детьми дают им очень много.

При любой служебной загруженности Сергей Павлович Ковров выкраивал час-другой для сына. Приобщил его к игре в шахматы, к чтению. Петя полюбил книги не сразу. Школьные уроки выполнял прилежно, а другую литературу лишь листал да картинки рассматривал.

Однажды Сергей Павлович спросил:

— Слышал ли ты, Петя, о ком-нибудь из пионеров, награжденных медалью или орденом за подвиги на войне?

Мальчик напрягся, пытаясь вроде бы вспомнить, потом удивленно пожал плечами:

— Так ведь только взрослых награждают.

— А вот и нет. О сыновьях полков тебе что-нибудь известно?

— Нет,— честно признался Петя.

Сергей Павлович рассказал сыну о пионере-герое Косте Кравчуке, кавалере ордена Красного Знамени, спасшем два Боевых Знамени частей Красной Армии. О юном разведчике Вите Комарове, удостоенном за подвиги ордена Красной Звезды, о сыне полка Сереже Алешкове... Отец приносил Пете небольшие, но интересные книги, потом вместе обсуждали их. Постепенно школьник так пристрастился к чтению, что Сергей Павлович еле успевал менять ему книги.

...Детская книжка — одно из могущественнейших орудий социалистического воспитания подрастающего поколения.
 Не надо забывать также, что книга повышает до чрезвычайности качество школьной учебы.
Сравните успешность учебы детей, много читающих, с успешностью детей,
не берущих в руки никакой книги, кроме учебника. Вы увидите очень большую разницу в грамотности.
Читающие дети привыкают самостоятельно учиться из книг, лучше ориентироваться в них,
 находить в них ответы на интересующие их вопросы. Книга нужна подрастающему поколению не меньше, чем школа.
 
Н. К. Крупская

Сын тянется к отцу, словно растение к свету. Это естественно. Именно отец способствует развитию в мальчике качеств, необходимых будущему мужчине, формирует мужской характер. Сердцем уяснив свою святую обязанность воспитателя, Сергей Павлович часто обращался к произведениям известного педагога А. С. Макаренко, слушал радиопередачи «Родителям о детях», разыскивал материалы о психологии ребенка.

Трудно переоценить роль книги в семье. А. И. Герцен называл ее духовным завещанием одного поколения другому, советом умирающего старца юноше, начинающему жить. Потому крайне важно, чтобы хорошая книга попадала в руки вашим детям. Не с литературных ли героев многие ребята начинают делать жизнь? Не книга ли прививает подросткам умение мыслить, понимать долг, помогает раскрыться богатству чувств человека?

Часто ли вы беседуете с сыном или дочерью о событиях, описанных автором, о поступках героев? Ландыш Галимжановна говорила с ребятами о книгах постоянно. Ее отец называть детей обычными именами не захотел: их определял мулла, а в аллаха красный командир Га-лимов не верил. Не верил с той поры, как, покинув дом, ушел воевать за землю, за волю, за власть народную. Дать русские имена не решился, поскольку татары тогда держались обособленно. Выбрал книжные, загадочные, рожденные эпохой революции: старший сын — Январь — в память о жертвах 9 января, средний — Динамо, младший получил имя в честь известного полководца Блюхера. А дочь звали нежно — Ландыш.

Татарская пословица гласит: чему научился в гнезде, то будет и в полете. Многое переняли дети Галимжана Галимова от отца.

Галимжан погиб во время Великой Отечественной войны у стен Москвы. Похоронен на высоте 242. Вскоре смертью храбрых пал подводник гидроакустик Январь Галимов, нашедший могилу в студеных водах Баренцева моря. Красный командир и матрос, отец и сын, отдали жизнь в боях за Родину.

Ландыш вышла замуж за русского юношу Сергея Горева, ставшего офицером.

Самое большое богатство в доме Горевых конечно же книги. Их библиотека является поистине сокровищницей духовной мудрости. Собрания сочинений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Некрасова, Горького, Чехова, Блока, Куприна, Толстого. Отважный сын татарского народа — Муса Джалиль. Зарубежные классики — Гашек, Бальзак, Уэллс. Антология «Русские поэты». Почетное место занимает Краткая литературная энциклопедия.

Без книг Ландыш Галимжановне, воспитательнице в детском саду, никак нельзя. И муж — преподаватель, занимался в институте заочно. Самостоятельно изучал иностранные языки. Кстати, брат Ландыш Галимжановны — Блюхер защищал дипломную работу в военной академии на немецком языке. Другой брат, Динамо, тоже с отличием окончил академию.

А самое главное — Горевы приучают к чтению своих ребят. Они хорошо понимают, насколько важно для каждого человека знать литературу. Любая истина, изложенная в художественном произведении, усваивается легче. И Евгения и Сергей полюбили книгу.

Нередко мать делает замечание весьма своеобразно:

— Сережа! Ты не знаешь, куда руки деть? Давайте вместе прочтем «Юности честное зерцало». Еще наши предки определили правила поведения в обществе.

Читают. Оживленно смеются. Думают.

Подросток — не чистая доска, до блеска протертая въедливым дежурным: бери мел и пиши. Многое приходится стирать, заново создавая то, что нужно. Как привить детям интерес ко всему богатству человеческой культуры? Ландыш Галимжановна подробно рассказывала им о спектаклях, которые смотрела, о картинах, музеях, расположенных вдали от гарнизона, объясняла, что люди часами стоят в любую погоду в очереди у Третьяковки, Эрмитажа.

Книги — это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше,
 начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.
А. И. Герцен

Мать говорит о баснях Крылова, о гражданской поэзии Державина, разбирает с сыном сложносочиненные предложения, объясняет дочке, что такое синонимы и афоризмы. У нее твердая цель, возвышенная, благородная,— вырастить гармонично развитых людей. Занимаясь с детьми грамматическими правилами, тщательно подыскивает примеры. Каждая фраза для нее — словно зерно, которое бросают в почву, думая о будущем урожае. Ребятам отлично известно, каких современных писателей ценит мама, какие события ее волнуют, какой фильм понравился.

Пробуждать светлые чувства, учить размышлять, добиться, чтобы дети видели в родителях своих старших друзей,— вот к чему стремятся Горевы. «Душа ребенка,— предупреждал В. Сухомлинский,— не должна быть холодным хранилищем истин». Прежде чем вручить сыну или дочери очередную книгу о войне, о героях-фронтовиках, Ландыш Галимжановна напоминала им о родных, погибших в борьбе с гитлеровцами.

В беседах с сыновьями и племянниками во время прогулок выдающийся революционер Михаил Сергеевич Кедров часто обращался к Дарвину. Книгу ученого о путешествии на корабле «Бигл» ребята еще не читали, и отец пересказывал им ее содержание. Мальчишки уносились мысленно в далекие прерии, на острова Океании, в знойную пустыню. И всякий раз разговор словно невзначай касался подвига. Подвига ученого, человека, солдата...

— Что такое подвиг?— спрашивали дети.

— Его совершают те, кто всегда непреклонен в борьбе за свои убеждения,— отвечал Михаил Сергеевич. И старался раскрыть разноплановую природу подвигов: Дарвина как ученого, русских революционеров, выступивших против царского самодержавия. Советовал, какие книги прочесть, заострял внимание на тех или иных эпизодах. Юноше нельзя начинать жизнь, считал Кедров, без чтения Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого, Чехова, Шекспира, Гете... Никто не имеет права пройти мимо романа Э. Войнич «Овод». Михаил Сергеевич, по словам его дочери Сильвы, был убежден, что «из человека, которого не волнуют переживания Печорина, страдания Отелло, который равнодушен к судьбе Лизы Калитиной и Наташи Ростовой, ничего путного получиться не может».

Отношение в пору детства и отрочества к героическому подвигу старших поколений в той или иной степени обусловливает гражданскую позицию личности. Пожалуй, художественная литература наиболее полно, глубоко воссоздает величие подвига, прослеживает его истоки. А если вместе с ребенком читает такую книгу кто-то из взрослых — отец, дедушка, брат,— ее воспитательное влияние многократно возрастает.

Чтение художественных произведений — неоценимый источник познания жизни и законов ее борьбы.
К. Маркс

Возьмем еще один исторический факт. Агент ленинской «Искры», соратник В. И. Ленина Виктор Павлович Ногин, избранный после революции председателем Московского Совета, в выходные дни любил отдыхать с детьми, читать им вслух. Вопреки возражениям друзей — охоту, мол, к чтению у ребят отобьешь,— твердо верил: никакой мудрец не изобретет более надежного пути к сближению с детьми, чем коллективное чтение. Иногда переводил сыну и дочери английские книги прямо с листа. Сказки Киплинга про Рикки-Тикки-Тави, про Маугли, приключения Тома Сойера...Виктор Павлович привил своим детям не только любовь к литературе, но и умение анализировать ее содержание. Особенно ему нравилась «Легенда об Уленшпигеле». Неназойливо Ногин помог ребятам постичь глубокий смысл, высокую поэзию этого романа. Книга о борце за народ стала для них, как и для отца, настольной.

Никакое дружное сидение у телевизора, коллективные походы в кино не могут заменить душевного единения в семье во время громкого чтения за общим столом.

А если приучить ребенка выписывать из произведения наиболее интересные места, заносить в специальную тетрадь взволновавшие его мысли — тем самым мы сделаем серьезный шаг к формированию личности. Поспорить, поделиться с детьми впечатлениями о книге, помочь разобраться в том, что хотел сказать автор,— посильная задача для каждого из нас. Ведь наше заветное желание — воспитать сына, дочь настоящими людьми, патриотами Родины.

Разве для осуществления этой мечты жаль времени?

Обновлено: 2019-07-09 23:28:42