Календарь в древнем египте
«Все на Земле боится времени, но само время боится пирамид...». В этой пословице можно усмотреть восхищение цивилизацией, создавшей эти внушительные сооружения, цивилизацией, возникшей на берегах Нила около 6000 лет назад. «Египет — это дар Нила», — писал древнегреческий историк Геродот. И в самом деле, вся жизнь древних египтян была сосредоточена на полоске земли шириной от 8 до 50 км, протянувшейся с юга на север на несколько тысяч километров. Название реки имеет общий корень с таким понятием как «загадочный», «таинственный».
Имеются свидетельства того, что в своей повседневной жизни и, в частности, при определении дат своих праздников древние египтяне пользовались лунным календарем. По-видимому, уже с 2000 г. до н. э. такая календарная система была в определенном смысле упорядоченной. Известно, что в середине I тысячелетия до н. э. для определения дат начала лунных месяцев в гражданском календаре египтяне пользовались 25-летним циклом из 309 месяцев. Но одним из достижений древнеегипетской культуры был именно их гражданский солнечный календарь.
«Сотис... блистает на небе»
Главным событием в жизни древних египтян был ежегодный разлив реки Нил. Его воды с июля до ноября (по нашему календарю) затопляли долину реки, превращая ее в длинное узкое озеро. Уровень воды вблизи города Мемфис повышался на восемь метров. Когда беспокойная река в середине ноября снова входила в берега, египтяне начинали сев ячменя и эмера (пшеницы-двузернянки), а через четыре месяца собирали урожай. С марта же со стороны пустыни Сахары на протяжении около 50 дней дул сухой знойный ветер (позже арабы назвали его хамсин или шамсин, что и означает «пятьдесят»), приносящий с собой темные тучи песка и сжигающий все живое. А вскоре наступал очередной разлив реки...
Таким образом, весь годичный цикл у древних египтян состоял из трех сезонов — «наводнение», «выход» (освобождение земли из-под воды, период земледельческих работ) и «отсутствие» (период низкой воды). На протяжении многих столетий египтяне создали сложную систему орошения, включавшую в себя водохранилища, каналы, плотины, дамбы и шлюзы. Всю эту систему необходимо было каждый раз заблаговременно подготовить к очередному разливу реки. Но когда же наступит этот очередной разлив?
В поисках ответа на этот вопрос египетские жрецы начали сопоставлять начало разлива Нила с видом звездного неба. Было замечено, во-первых, что разлив наступает сразу же после летнего солнцестояния и, во-вторых, что непосредственно перед этим в лучах утренней зари после 70-суточного периода невидимости появляется ярчайшая звезда неба Сириус (Сотис). Заметить это второе явление было гораздо легче, чем определить момент летнего солнцестояния.
Первый (гелиакический) восход звезды Сотис (или Сопт), т. е. «сияющей», «лучезарной», и давал возможность древним египтянам оценить промежуток времени между ежегодными разливами реки Нил. Вначале они определили длину года в 360 дней и соответственно этому разделили пояс небесной сферы вдоль эклиптики на 36 частей, ярчайшие звезды которых, деканы, и должны были указывать время ночи на протяжении календарного года. Жрецы храма в Пилаке каждое утро устанавливали перед «могилой Озириса» 360 бронзовых жертвенных чаш; одна из них, наполненная молоком, знаменовала собой текущий день в году. Год же был разделен на 12 месяцев, в каждом из которых насчитывалось по 30 дней. Вот названия месяцев древнеегипетского календаря:
1.Тот 5. Тиби 9. Пахон
2. Фаофи 6. Мехир 10. Пайни
3. Атир 7. Фаменот 11. Эпифи
4. Хойяк 8. Фармути 12. Месори
Их иероглифические написания приведены на рис.
Рис. Изображение месяцев древнеегипетского календаря
В большинстве случаев месяцы посвящены тем или другим богам: Тот — одноименному богу Луны, «владыке истины», Атир — богине Хатор и т. д. Месяц Пайни посвящен «празднику долины», а Месори — «рождению Солнца». И в зависимости от того что произошло с богами в этот или другой день месяца, день мог быть «счастливым» или же, наоборот, «плохим». Перечень (календарь) счастливых и несчастливых дней был составлен в годы правления фараона Рамсеса II (XIX династия: 1314—1200 гг. до н. э.).
Вот некоторые выдержки из так называемого «Папируса Салье IV»:
«День пятый месяца Фаофи — очень опасный день. Ни под каким видом не выходи в этот день из дома. Не приближайся ни к какой женщине. В этот день свершились все дела в присутствии бога... Всякий рожденный в этот день погибнет, предаваясь любви».
«День шестой месяца Фаофи. Необычайно счастливый день. День праздника Ра в небе... Всякий рожденный в этот день умрет от опьянения».
«День девятый месяца Фаофи. Чрезвычайно счастливый день. Боги торжествуют, предаваясь радости... Тот, кто родился в этот день, умрет от старости».
«День семнадцатый месяца Тиби. Очень несчастливый день. Не купайся в этот день ни в какой воде... Всякий, кто приблизится в тот день к женщине, почувствует дурноту и будет поражен болезнью»...
Каждый месяц египетского календаря делился на три большие недели по 10 дней в каждой, и на шесть малых недель по 5 дней в каждой. Структура такого календаря была четкой и красивой, но, увы, длина самого календарного года оказалась слишком уж короткой...
В результате дальнейших астрономических наблюдений египетские жрецы установили, что продолжительность солнечного года близка к 365 дням. Поэтому и календарь пришлось дополнить пятью днями, греческое название которых — эпагомены, т. е. «те, что над годом» (рис.).
Рис. Изображение эпагомен
Еще позже оказалось, что и этого недостаточно, так как на самом деле через каждые четыре года гелиакический восход Сириуса запаздывал ровно на одни сутки. И если бы древние египтяне приняли длину года равной 365,25 суток, то они без каких-либо вставок поддерживали бы гелиакический восход Сириуса на первом дне первого месяца своего календаря на протяжении тысячелетий!
На этой удивительной, поистине неповторимой ситуации следует остановиться подробнее. В самом деле, древние египтяне определяли промежуток времени между двумя появлениями звезды Сириус при ее гелиакическом восходе. Но в этот момент, казалось бы, из года в год полностью повторяется положение звезды по отношению к Солнцу: звезда видна в лучах утренней зари, если Солнце находится на одной и той же угловой «глубине» в 11° под горизонтом (высота Солнца h——11°). Так, может быть, здесь следует говорить о звездном годе, длина которого, как уже отмечалось, равна 365,26686 суток?
Оказывается, нет! Речь идет именно о «годе Сириуса», продолжительность которого на протяжении многих тысячелетий выдерживалась равной 365,25 суток с точностью до 1—1,5 минуты. Так, по расчетам выдающегося австрийского астронома Теодора Оппольцера (1841—1886), «год Сириуса» был равен
в 4236 г. до н. э. 365 5 59m46s,
в 2776 г. до н. э. 365 6 00 08 ,
в 1318 г. до н. э. 365 6 00 43 ,
в 139 г. н. э. 365 6 01 29 .
И вот тут-то и следует вспомнить о явлении прецессии. За счет передвижения точки весеннего равноденствия (т. е. точки пересечения эклиптики с небесным экватором) угловые координаты всех светил на небесной сфере непрерывно изменяются. В частности, координаты Сириуса, по расчетам выдающегося советского ученого И. Н. Веселовского, менялись следующим образом:
Год 3000 до н. э. 2000 до н. э. 1980 н. э.
Прямое восхождение (α) 3h06m 3h50m 6h44m
Склонение (δ) -22°,5 -19°,4 -16°,7
Как видно, с течением времени угловое расстояние звезды от небесного экватора б (и от Северного полюса мира) уменьшается, поэтому изменяется и ее высота h над горизонтом в верхней кульминации (h = 90° — φ + δ, где φ — географическая широта наблюдателя).
Географическая широта древнеегипетской столицы Мемфис φ = + 30°. Таким образом, в 3000 г. до н. э. в Мемфисе наибольшая высота Сириуса над горизонтом составляла 37°,5, в 2000 г. до н. э. h = 40°,6, т. е. уже на 3° (или на шесть поперечников Луны!) больше. Соответственно и точка восхода звезды перемещалась по направлению к точке восхода Солнца. И вот благодаря этому обстоятельству, этому непрерывному изменению взаимного положения Солнца и Сириуса «год Сириуса» оказался меньше звездного года и, по счастливой случайности, равным 365,25 суток. Поэтому, как видно из приведенных в табл. расчетов Ф. Гинцеля, в Мемфисе на протяжении по крайней мере пяти тысяч лет гелиакический восход Сириуса приходился на 19 июля юлианского календаря.
Таблица. Перемещение гелиакического восхода Сириуса по датам юлианского календаря на различных географических широтах
Географи |
Годы до н. э. |
(-) и н. э. (+) | ||
ческая | ||||
широта |
-4003 |
-2400 |
-800 |
+ 800 |
26° |
13 июля |
14 июля |
15 июля |
17 июля |
30 |
19 июля |
19 июля |
19 июля |
21 июля |
34 |
25 июля |
24 июля |
23 июля |
24 июля |
38 |
1 августа |
29 июля |
28 июля |
28 июля |
Что и говорить, и звезда, и место для ее наблюдений были «избраны» очень удачно...Но год в 365,25 суток больше тропического! в данном случае это означает, что гелиакические восходы Сириуса не могли постоянно, от столетия к столетию, приходиться в одно и то же время по отношению к дню летнего солнцестояния и разлива Нила. Вот даты первого видимого утреннего восхода Сириуса по данным Н. И. Идельсона:
Год до н. э. |
Число дней до (— ) или после ( + ) солнцестояния |
Год до н. э. |
Число дней после (+) солнцестояния |
4000 |
—6,6 |
1500 |
+ 12,3 |
3500 |
-3,2 |
1000 |
+ 16,4 |
3000 |
+0,4 |
500 |
+20,7 |
2500 |
+4,2 |
0 |
+25,2 |
2000 |
+ 8,2 |
500 г. н. э. |
+29,7 |
Как видно, гелиакический восход Сириуса мог быть предвестником разлива реки Нил в годы от 4000 до 3000 до н. э. Позже он мог послужить лишь для определения продолжительности года, хотя и это само по себе очень важно. Это, впрочем, не помешало строителям храма богини Хатор в Дендере, постройка которого была закончена при императоре Тнберии (14—37 гг. н.э.), разместить на его стенах такие надписи (рис.):
Рис. Иероглифическая надпись, означающая «Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из берегов своих»
- «Божественная Сотис вызывает Нил к началу года»,
- «Сотис великая блистает на небе и Нил выходит из берегов своих»,
- «Божественная Сотис производит разлив Нила в его верховьях».
По-видимому, строители храма рассматривали эти надписи как дань древней традиции... Кстати, в наши дни гелиакический восход Сириуса в Египте наблюдается около 4 августа, т. е. спустя 43 дня после летнего солнцестояния..
Великий период Сотис
Еще раз повторим: достаточно было древним египтянам производить вставку одних суток в четыре года и их календарь отличался бы исключительной стабильностью (позже таким календарем на протяжении 1600 лет пользовались европейцы). Но этою египтяне не делали. Вероятно, не последнюю роль здесь сыграли их религиозные представления, в частности, представления о загробной жизни. Ведь вместе с покойником по обычаю в могилу клали 365 ушебти («ответчиков») — глиняных или деревянных фигурок рабов (их также изображали на стенах гробниц). Каждая из этих фигурок и должна была «работать» за покойника один день в году. А как же поступить, если год будет иметь дополнительные четверть суток?
Не исключено, однако, что такие соображения (а их часто упоминают, как только речь заходит о древнеегипетском календаре) играли в установлении продолжительности календарного года египтян такую же роль, как, скажем, козни Соловья-разбойника в истории приднепровских славян. Ведь если бы необходимость такой вставки диктовалась потребностями жизни, то она все же производилась бы, в этом вряд ли можно сомневаться: прибавлены же к 360 дням календаря дополнительные 5 дней, хотя это нарушило стройность календаря. Возможно, на основании многовековых наблюдений древнеегипетские астрономы убедились в том, что и год в 365,25 суток не соответствует промежутку времени между двумя разливами Нила. Ведь примерно через каждые 130 лет этот разлив относительно восхода Сириуса наступал на одни сутки раньше. И они могли пожертвовать точностью ради простоты. В самом деле, взглянув на изображения древнеегипетского календаря (рис.), нельзя воздержаться от предположения, что в далеком прошлом эти месяцы были тесно связаны с определенными сезонами солнечного года.
Рис. Перемещение начала года египетского календаря 1 Тота по датам юлианского календаря
Здесь чувствуется плеск волн разбушевавшейся могучей реки, шелест листьев какой-то экзотической растительности, дыхание раскаленной пустыни...
Если говорить о простоте, то в этом отношении египетский календарь действительно был очень хорошим. Как отметил известный ученый О. Нейгебауер (США), этот календарь, по существу, является единственным разумным календарем во всей человеческой истории, так как он представляет собой строго фиксированную шкалу времени без каких-либо вставок: «Определение числа дней между отстоящими на 50 лет днями нового года по греческому или вавилонскому календарю представляет собой серьезную задачу. В Египте этот интервал просто равен 50 по 365. Неудивительно, что египетский календарь приобрел в астрономии характер стандартной системы измерения и сохранял эту роль на протяжении средних веков вплоть до использования его Коперником в лунной и планетной таблицах».
Но что происходит, если в календарном году насчитывается 365 дней, а «год Сотис» составляет 365-- суток? Предположим, что в какой-то момент времени начала обоих годов (и начало разлива Нила) совпадают: гелиакический восход Сириуса произошел в 1 Тота — в первый день календарного года. Спустя четыре года этот восход Сириуса как бы «задержится» и будет наблюдаться уже не 1, а 2 Тота. За 40 лет, т. е. за время жизни одного поколения, начало года уйдет от гелиакического восхода Сириуса на 10 дней вперед: утренний восход Сириуса будет виден не 1, а 11 Тота. Это можно представить себе так, будто нить времени измеряется двумя линейками различной длины (рис.). И как здесь не вспомнить слова Н. И. Идельсона, что «все системы счисления..; являются только своеобразными сетками, накинутыми на беспрерывно текущую последовательность дней как уже бывших, так и имеющих еще наступить...»
За 400 лет расхождение календаря с гелиакическим восходом Сириуса составит уже 100 дней — этот восход будет наблюдаться 11 Хойяка. За 1460 лет начало египетского Нового года (1 Тота), последовательно пройдя через все времена года, вернется к исходному положению, так как
1460 * 36574 = 1461* 365 = 533 265 суток
Схождение 1-го восхода Сириуса с 1 Тота у греков получило название «апокатастаз» — «возвращение на прежнее место».
Таким образом, 1460 «годов Сириуса» составляли 1461 календарный год. Этот промежуток времени был назван «периодом Сотис», «Великим годом». Его начало отмечали с особой торжественностью как Праздник вечности. А так как «год Сотис» длиннее тропического года, то за этот период 1 Тота по отношению к разливу Нила (летнему солнцестоянию) задержится на 12 суток.
Итак, расхождение между длиной календарного года и «годом Сириуса» на протяжении жизни одного поколения составляет 10 дней. Но стоило ли в связи с этим менять такой календарь? Ведь достаточно об этом знать заранее, чтобы дать все необходимые распоряжения (скажем, о подготовке оросительной системы) применительно к календарной ситуации. В обычной же жизни этот сдвиг вряд ли бросается в глаза. Поэтому, видимо, Геродот, посетивший Египет в V в. до и. э., этого свойства египетского календаря вообще не заметил, а, наоборот, высоко оценил его простоту и постоянство. Впрочем, не исключено, что египетские жрецы не раскрывали всех тонкостей счета времени перед иностранцами...
Любопытно следующее место из «Изиды и Осириса» Плутарха: «В день зимнего солнцестояния они (египтяне) семь раз обводят корову вокруг храма Солнца ..., ища Осириса, ибо богиня зимой жаждет влаги, а семь раз они ведут корову потому, что Солнце завершает переход от зимнего солнцестояния к летнему на седьмой месяц...». Действительно, под конец жизни Плутарха 1 Тота отставало от первого гелиакического восхода Сириуса всего на четыре дня, так что Солнце и в самом деле завершало переход от зимнего солнцестояния к летнему на седьмой месяц.
Около 1700 г. до н. э. северная часть дельты Нила на 130 лет попала под владычество кочевых племен гиксосов, цари которых и составили XV династию Египта. В своем труде «Схолия к Тимею» древнегреческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) упоминает об одном из царей этой династии Салитисе, который будто бы провел календарную реформу, уничтожив блуждающий год. Причина для этого была основательна: ведь гелиакический восход Сириуса к тому времени наблюдался спустя десять дней после летнего солнцестояния и примерно через семь дней после разлива Нила! Но как только гиксосы были изгнаны из Египта, традиционный календарь был восстановлен. С этого времени, вступая на престол, каждый фараон давал клятву не менять длину года. И прошло много времени, пока нашелся человек, осмелившийся нарушить эту клятву. Им был Птолемей III Евергет, По-видимому, здесь сыграло роль то обстоятельство, что для династии Птолемеев, родоначальником которой был один из военачальников Александра Македонского, религия и обычаи египтян были чужими...
В 1866 г. в развалинах одного храма в дельте Нила была найдена плита, на которой иероглифами, более простым египетским шрифтом и по-гречески сделана надпись, в которой говорится следующее: «...Чтобы времена года неизменно приходились как должно по теперешнему порядку мира, и не случалось бы то, что некоторые из общественных праздников, которые приходятся на зиму, когда-нибудь пришлись на лето,— так как звезда [Сириус] за каждые четыре года уходит на один день вперед,— а другие, празднуемые летом, в будущее время не пришлись бы на зиму, как это бывало и как будет случаться, если год будет и впредь состоять из 360 дней и пяти дней, которые к ним добавляют, то отныне предписывается через каждые четыре года праздновать праздник богов Евергета после пяти добавочных дней и перед Новым годом, чтобы всякий знал, что прежние недостатки в счислении времен года и лет отныне счастливо исправлены царем Евергетом».
Этот памятник, получивший название Канопского декрета, датирован так: 17 Тиби 9-го года царствования Птолемея III Евергета, что в переводе на юлианский календарь соответствует 7 марта 238 г. до н. э. Им и предписывалось введение високосного года, в результате чего средняя продолжительность календарного года была бы равной 365,25 суток. Эта календарная реформа в то время так и не была введена в жизнь.