Календарь приднепровских славян

Нашествия кочевых орд, войны и частые пожары привели к потере большинства письменных памятников времен Киевской Руси. Лишь некоторые из них случайно пережили века и сохранились до наших дней, чтобы рассказать о событиях далеких времен, о быте, обычаях и верованиях приднепровских славян. Внимательно читая эти памятники, можно сделать определенные выводы и о летосчислении на Руси в дохристианскую эпоху.

Среди немногих памятников древней письменности особенно интересной является «Повесть временных лет» — свод исторических хроник, актов, поучений и рассказов, составленный около 1113 г. Нестором — монахом Печерского монастыря в Киеве (до нас дошли вторая и третья редакции — Лаврентьевская и Ипатьевская летописи), «Остромирово евангелие», написанное в 1057 г., и несколько более поздних летописных сводов.

Уже задолго до принятия христианства приднепровские славяне выработали свою собственную систему счета времени, названия месяцев, дней недели. В основе этого счета, как и у других народов, лежала ритмичная смена фаз Луны. По тому, как древние летописцы описывали солнечные затмения, как они сравнивали видимый серп Солнца с видом Луны в конкретный день после новолуния, можно сделать вывод, что смены фаз Луны фиксировались на Руси весьма тщательно. В частности, в летописях читаем, что «Солнце акы молод месяц бысть» (1065 г.), «яко млад месяц двою дне» (1321 г.), «яко же бывает месяц 4 днии» (1140 г.), «яко 5 дней месяц», «яко 10 дней месяц» (1460 г.). О солнечном затмении 1230 г. в Лаврентьевской летописи говорится, что Солнце имеет вид «аки месяц 3 дни», тогда как для составителя Новгородской первой летописи оно «аки в 5 нощи месяц». Затмение 1236 г. на Киевщине было кольцеобразным. По Троицкой же летописи Солнце в тот день было как «месяц четири дни», по Новгородской — «акы месяц бысть в 6 ночии». Это, в частности, дало возможность Д. О. Святскому и астроному М. А. Вильеву (1893—1919) установить в каждом конкретном случае место, где была сделана та или другая запись.

О большом внимании, уделявшемся наблюдениям Луны, свидетельствует и наличие древних названий лунных фаз: новолуние называлось «межи», молодой серп — «новец», первая четверть — «новый перекрой», фаза около 10 дней — «подполонь», полнолуние— «полонь», фаза около 17 дней — «ущерб», последняя четверть — «ветхий перекрой», старый серп — «ветох».

Два старославянских названия месяцев встречаем на страницах Остромирова евангелия. Так, на л. 210 (об.) читаем: «Съборъникъ цьркъвьныи начинается от мца септябра до мца авгоста рекомаго зарева». На л. 256: «мца еноуара просиньца рекомааго...». Остальные названия заимствованы из римского календаря. В ряде других древних рукописей приведены славянские названия месяцев, которые частично сохранились в современных украинском и белорусском языках (табл.).

Таблица. Название месяцев на старославянском, украинском и белорусском языках

Наиболее
Современные распространенные Современные Современные
русские старославянские украинские белорусские
названия  названия названия названия
Январь Сечень Очень Студзень
Февраль Лютый Лютий Люты
Март Березозоль Березень Сакавiк
Апрель Цветень Квiтень Красавiк
Май Травень Травень Май
Июнь Червень Червень Чэрвень
Июль Липец Липень Лiпень
Август Серпень Серпень Жнiвень
Сентябрь Вересень Вересень Вёрасень
Октябрь Листопад Жовтень Кастрычиiк
Ноябрь Грудень Листопад Лiстопад
Декабрь Студень Грудень Снежань

 Как видно, эти названия были тесно связаны со сменой времен года и соответствующей ей сменой хозяйственных работ. Так, название месяца «сечень» пошло, по-видимому, от слова «сечь»—рубить лес. Ведь приднепровским славянам приходилось рубить леса зимой, чтобы подготовить новые площади для посевов. Он назывался еще «просинец», по времени появления просини на небе после сплошной осенне-зимней облачности. Лютый — месяц наибольших метелей и морозов, березень, березозоль — время, когда срубленное зимой дерево, в основном береза, сжигалось и превращалось в золу. На севере Руси март назывался «сухий» (имелось в виду время просыхания срубленного леса), а березозолем соответственно назывался следующий месяц — апрель.

Квiтень (цветень) и травень — время цветения и бурного роста трав. Название месяца червень (червец) происходит от слова червь; в это время люди собирали в садах и огородах вредных гусениц. На севере июнь назывался «изок» — порой стрекотания кузнечиков. Липень (липец) — время цветения лип, серпень — время жатвы, когда главным орудием труда был серп. Вересень — время цветения вереска — невысокого вечнозеленого кустарника, распространенного на Полесье, в лесах и частично в лесостепи.

Жовтень и листопад — названия двух месяцев, приходящихся соответственно на время желтения листвы деревьев и ее опадания. Белорусское название «кастрычшк» происходит от костриков (одревесневших частей стеблей) конопли. На севере Руси похолодание наступало быстрее, поэтому уже ноябрь там назывался груднем от замерзших кочек («груд») на дорогах. Название студень говорит само за себя...

Как будет ясно из дальнейшего, эти названия были даны промежуткам времени, отсчитываемым по небесным (лунным) месяцам. Однако вся производственная жизнь людей была связана с сезонной сменой времен года. Поэтому в своих календарных расчетах они были вынуждены регулярно вставлять дополнительный 13-й месяц. Определенные указания на это имеются в труде «Кирса, диакона доместика (т. е. регента) Новгородского Антониева монастыря, учение, им же ведати человеку число всех лет», на писанном в 1136 г. Клирик, в частности пишет: «Вестно да есть, яко в едином лете книжных месяцев 12, а небесных лун исходит 12, а накоеждо лето оставасть 11 дний и в тех днех на 4-е лето приходит луна 13-я...». Отсюда известный исследователь летописей Н. В. Степанов сделал вывод, что вставка 13-го месяца производилась на Руси «на 4-е лето включительного счета», что составляло семь месяцев в каждые 21 год.

Можно полагать, однако, что эта вставка производилась чаще, в соответствии с требованиями 19-летнего цикла. Но производилась она без определенной системы, причем по-разному в различных поселениях на Руси, возможно, зимой, когда связи между этими поселениями практически прекращались. Из-за возникавшей путаницы в счете времени этот 13-й месяц люди не любили (и эта нелюбовь к числу 13 сохранилась и до наших дней), а, возможно, к боялись.

Этот страх, причины которого давно стерлись в памяти людей, пережил столетия.. Так, на Украине из поколения в поколение передавалось поверье, будто месяц «чернец» когда-то должен «родиться и сойти в великий пост». До нас дошла поговорка, что «как будет месяц чернец, то будет миру конец». В 1769 г. на Правобережной Украине началась страшная эпидемия и людей охватила паника: распространился слух, будто именно в этом году и появится месяц чернец...

Из отдаленных времен пришла на Русь седмица — семидневная неделя. Однако названия дней древние славяне связали не с именами богов, а с порядковыми номерами дней в этом промежутке времени.

По-видимому, до XIII в. на Руси не было понятия суток как единицы счета времени. Летописцы считали время днями, ночь разделяла «днесь» и «заутро» и относилась к «днесь», которое прошло. Счет часов начинался с утра, поэтому полдень соответствовал концу 6-го и началу 7-го часа дня, полночь (или «куроглашение») — исходу 6-го и началу 7-го часа ночи.

Известны и такие моменты и интервалы времени! заутреня, заря, ранняя заря, начало света, восход солнца, утро, середина утра, обедня, обед, полдень, уденье, полуденье, паобед, вечер, ночь, полночь.

В заключение отметим, что в Киевской Руси был известен римский календарь с его обратным счетом дней до календ, нон и ид. Например, в «Сказании о Борисе и Глебе» — памятнике второй половины XI в. или первой четверти XII в. говорится, что смерть Бориса наступила «месяца иоулия в 24 день, преже 9 каландъ а (в) густа». В I Новгородской летописи под 6644 г. приезд в Новгород князя Святослава Ольовича датируется так: «месяца июля в 19, преже 14 каланд августа». Календарный термин «каланды» встречается и в «Изборнике великого князя Святослава Ярославовича 1073 г.», в нем январскими календами датировано «рождество Христово».

Был известен на Руси и специальный трактат «Великого книжника антиохийского о колядах, о нонех и о идех възглашение к некыим его другом...», вероятно, это работа константинопольского астролога Ритория (V — VI вв.). Этот труд был включен в Кормчую книгу XI в. и в ее более поздние списки. Распространялось на Руси и сочинение о названиях месяцев различных народов древности, именуемое «Иоанна Дамаскина о македонских месяцах».

Важную роль в древнерусском летописании и хронографии сыграл труд константинопольского патриарха Никифора (758—828) «Хронографикон», или «Летописец вскоре», содержавший краткий хронологический перечень событий всемирной истории «от Адама» до года смерти его автора.

Конечно, одним из важнейших является вопрос о том, когда и как в Киевской Руси начали использовать юлианский календарь и как произошел «перенос» на названия его месяцев их древних народных названий, относящихся к лунно-солнечному календарю. Ведь месяцы этого календаря как бы «плавали» относительно определенных астрономических моментов, в частности относительно начала весны, которое в X в. приходилось на 15 марта по юлианскому календарю. Если бы крещение Руси действительно имело место в 988 г. 1 августа (на которое его относит церковная традиция), то в этот день упомянутого года было полнолуние. Следовательно, на начало августа пришлось 15-е число определенного месяца лунно-солнечного календаря. Если им был «серпень», то это объяснило бы существующий сдвиг традиционных названий месяцев в сторону осени...

Однако имеются серьезные основания полагать, что «крещение Руси» Состоялось не в 988 г., а годом или даже двумя позже или же, наоборот, раньше. Во-вторых, нельзя не принять во внимание, что некоторые народные названия месяцев, например июня — «червень» и ноября — «листопад» совпадают, т. е. одинаковы практически у всех славянских народов. Это, безусловно, свидетельствует об их самых тесных связях в прошлом.

Принимая во внимание, несомненно, существовавшие в долетописный период политические, торговые и другие связи Руси с Византией (а до того — почему бы нет? — с Римской империей), близкое соседство с ними, можно утверждать, что юлианский календарь на землях, получивших позже название «Русь», был известен и мог использоваться задолго до принятия христианства параллельно с традиционным лунно-солнечным календарем. Именно такое предположение и позволило Б. А. Рыбакову вполне однозначно сопоставить символику знаков, изображенных на глиняных сосудах II—IV вв. н. э., которые были найдены на заселенных в указанное время славянами землях, с конкретными датами солнечного (юлианского) календаря.

Обновлено: 2019-07-09 23:30:05