Календарь майя

Испанцы, которые первыми начали «осваивать» Центральную Америку, подсчитали, что здесь было около 40 000 каменных пирамид, причем некоторые из них достигали высоты 60 м (т. е. высоты 20-этажного здания). Да, на американском континенте существовали самобытные цивилизации, после которых остались пирамиды, увенчанные храмами и площадками для астрономических наблюдений. Эти цивилизации не знали домашних животных, не знали колеса, железа, меди, бронзы. И все же в своем умении они ненамного отстали от мастеров с берегов Нила.

Потомки народа, строившего пирамиды в Центральной Америке, главным образом на полуострове Юкатан (Мексика) в I и II тысячелетиях н. э., и сейчас живут в Мексике, Гватемале и Британском Гондурасе. Это — майя, которых насчитывается 2,6 млн. человек. Однако немногое знают сегодняшние майя о своем величественном прошлом, начавшемся во всяком случае за 1000 лет до н. э. и закончившемся в середине XV в., когда города майя, ослабленные междоусобной борьбой, стали добычей их соседей —ацтеков.

Но больше всех в гибели культуры майя виновны испанские завоеватели — конкистадоры, которые на протяжении XVI в. порабощали этот свободолюбивый народ, уничтожая его памятники архитектуры, сжигая рукописи, написанные своеобразными иероглифическими знаками. Конкистадоры отличались исключительной жестокостью. Известно, что губернатор Юкатана, начавший завоевание этого полуострова в 1526 г., имел обычай кормить своих собак мясом убитых индейцев... Уничтожали памятники культуры майя и священники во главе с первым архиепископом Мексики доном Хуаном де Сумарага. По приказу Диего де Ланда, который позже стал вторым архиепископом этой страны, в 1562 г. все собранные рукописные книги майя были сожжены во время торжественного аутодафе, как об этом писал сам Ланда: «Мы нашли у них большое количество книг этими буквами. И так как у них не было ничего, в чем не имелось бы суеверия и лжи демона, мы их все сожгли».

Со временем, по-видимому, у монсеньера да Ланда проснулась совесть и он в своей книге «Сообщения о делах в Юкатане» привел много сведений о культуре и истории майя, описал элементы их письменности, привел несколько иероглифов и дал их перевод.

Случайно сохранилось всего три рукописи майя, видимо, подаренные первыми завоевателями испанскому королю Карлу V. Одна из них находится в Дрезденской библиотеке, вторая — в Париже, третья — в Мадриде. В результате археологических раскопок открыто около 150 городов майя. Оказалось, что майя по тому или другому случаю устанавливали стелы — каменные столбы, испещренные иероглифами (их обнаружено около 1500). Иероглифические надписи обнаружены также на колоннах, на стенах зданий, сосудах и предметах прикладного искусства. Уже известно более 5000 таких надписей. Лишь на одной «лестнице иероглифов» в Копане запечатлено свыше 2000 знаков.

 

Месяцы и годы майя

Как и другие народы мира, майя нуждались в календаре для установления сроков своих земледельческих работ, особенно посева, от своевременности которого зависел урожай. Известно, что вначале майя делили год на две части — сезон засухи (которым управлял бог Солнца) и сезон дождей (которым «правил» бог дождя). Майя дожидались майского (по нашему календарю) полнолуния и, когда скопления темных облаков предвещали дождь, начинали посев, главным образом кукурузы: заостренной палкой делалась ямка, в которую бросали несколько семян. За четыре года почва истощалась, так что приходилось старые участки земли забрасывать и искать новые, часто на большом расстоянии от прежнего места жительства.

В основе календарного счета майя лежит день— кин. Они объединялись в «блоки» и таких «блоков» было несколько:

1) девятидневка, каждый день которой имел свое собственное название;

2) тринадцатидневка — «неделя» из 13 кинов; каждый день «недели» обозначался своим порядковым номером в ней;

3) двадцатидневка, или виналь — «месяц» из 20 кинов. Слово «виналь» означало также «человек». Таким образом, когда майя хотели сказать «двадцать», говорили — «один человек» (имеющий 20 пальцев на руках и ногах). Каждый день в месяце имел свое название (рис.).

Рис. Иероглифы названий дней майя

Кроме того, дни обозначались числами от 0 до 19. Как будет видно из дальнейшего, при счете дней в году происходил разрыв между порядковым номером дня (числом) в месяце и его названием. Поэтому можно говорить на самом деле о существовании двух 20-дневных месяцев, т. е. о независимом счете дней «двадцатками» (с числами от 0 до 19) и непрерывной смене 20 наименований при переходе от одного года к другому (аналогично тому, как в нашем календаре идет непрерывная смена названий семи дней в неделях).

Двадцатидневный месяц является, по-видимому, промежутком времени от посева до прополки посевов. И названия его дней, по замечанию Ю. В. Кнорозова, как бы напоминают о самом важном в это время. Эти названия и их значения приведены в табл.

Таблица. Название дней месяца календаря майя

Номер

Название

Его

Номер

Название

Его

дня

дня месяца

значение

дня

дня месяца

значение

1

Имиш

семена

11

Чуэн

изделие

2

Ик

ветер

12

Эб

туман

3

Акбаль

дождь

13

Бен

побеги (сорняка)

4

Кан

пища

 

5

Чикчан

облачный змей

14

Иш

ягуар

 

15

Мен

работа

6

Кими

гибель

16

Киб

клевать

7

Маник

поедание

17

Кабан

землетрус (от грозы)

8

Ламат

сияющая звезда

 

 

18

Эсанаб

кремневый нож

9

Мулук

вода

 

10

Ок

собака

19

Кавак

ненастье

20

Ахау

владыка

Удивление вызывает то, что майя пользовались не одним, а несколькими календарями сразу, тесно переплетая их даты. У них был год продолжительностью в 260 дней (его условное наименование «цоль-кин»), год в 360 дней («тун») и год в 365 дней («хааб»). Как полагают исследователи культуры майя, 260-дневный период вначале был промежутком времени от посева до сбора урожая. Он состоял из тринадцати 20-дневных «месяцев» и... двадцати 13-дневных «недель». Поэтому в таком году числа недели и названия дней повторяются в определенной закономерности, образуя законченный цикл. В далеком прошлом весной день 1 Имиш (такое обозначение говорит: в первый день 13-дневной недели, в первый по названию день 20-дневного месяца) был праздником, которым отмечалось начало земледельческого сезона. Позже, после реформы календаря, счет дней по 260-дневному циклу стал вестись непрерывно, и связанные с ним праздники потеряли свое соответствие сезонной смене полевых работ.

Год тун состоял из восемнадцати 20-дневных месяцев (360 = 18*20). Не исключено, что такой представляли себе древние майя продолжительность солнечного года. И если даже со временем им пришлось убедиться, что это не так, от туна как единицы счета времени, из-за его исключительного удобства, майя уже отказаться не смогли. Наоборот, как мы увидим далее, этот год стал основой счета дней от исходной даты, основной единицей хронологии майя.

Почти в каждом названии месяцев майя содержится определенный намек на конкретный земледельческий сезон, на ту или другую работу, которую следует выполнить в этом сезоне. Так, в календаре майя были месяцы Поп —«циновка правителя», Во — «лягушка», Сип — «грех (пролить кровь на охоте)», Соц — «летучая мышь», Сек — «сгибание початков (кукурузы)», Шуль — «конец», йашкин — «новое солнце», Моль — «сбор урожая», Чен — «колодец», Наш — «новый (подготовка к новым посевам?)», Сак — «белый (поле после сбора урожая?)», Кех — «олень (сезон охоты?)», Мак — «прекращение (сжигания деревьев на новых участках?)», Канкин — «желтое солнце (сквозь дым лесных пожаров?)», Муан — «облачный», Паш — «барабан», Кайяб — «большой дождь», Кумху — «шум грозы».

К сожалению, трудно установить, когда по нашему календарю в том или другом веке начинался Новый год майя — нулевое Попа. Диего де Ланда, приводя в своей книге названия месяцев и их изображения иероглифическими знаками, сообщает, что к моменту завоевания Юкатана испанцами начало года майя приходилось на 16 июля.

Конечно, солнечный год больше 360-дневного туна. Следовательно, названия месяцев могли правильно отображать сезонные изменения в природе, если их использовать не в 360-, а в 365-дневном году. Именно таким годом — хааб — и пользовались майя в своей повседневной жизни. С этой целью они в конце года в 18 месяцев по 20 дней добавляли 5 дней, которые назывались «Ваайеб хааб», т. е. «дух [знамение] года», или «Ишма каба кин» — «дни без имени». В эти праздничные дни происходила смена правителя и, по верованиям майя, на небе также власть на целый год переходила к другому богу.

Календарный круг майя

Через каждые четыре года хааб (т. е. через каждые 365X4= 1460 дней) дни месяца снова повторялись, т. е. приходились на те же числа месяца. Поэтому Новый год хааб начинался в один из четырех дней: Кан, Мулук, Иш или Кавак, после чего четырехлетний цикл повторялся сначала.

В календаре майя был еще и другой очень важный цикл —52-летний. В самом деле, 365 X 52 = = 18 980 дней. В этот промежуток времени укладывается и 73 цолькина, так как 73X260 = 18 980. Таким образом, спустя 52 года хааба полностью повторяются как дни и числа месяца, так и числа 13-дневной недели. Это позволяет построить своеобразный вечный календарь майя, который называется «календарным кругом» (табл.).

Годы Название Числа 13-дневной недели
I дня
II III IV 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
17 12 7 2 Имиш 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7
18 13 8 3 Ик 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8
19 14 9 4 Акбаль 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9
0 15 10 5 Кан 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10
1 16 11 6 Чикчан 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11
2 17 12 7 Кими 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12
3 18 13 8 Маник 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13
4 19 14 9 Ламат 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1
5 0 15 10 Мулук 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2
6 1 16 11 Ок 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3
7 2 17 12 Чуэн 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4
8 3 18 13 Эб 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5
9 4 19 14 Бен 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6
10 5 0 15 Иш 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7
11 6 1 16 Мен 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8
12 7 2 17 Киб 3 10 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9
13 8 3 18 Кабан 4 11 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10
14 9 4 19 Эсанаб 5 12 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11
15 10 5 0 Кавак 6 13 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12
16 11 6 1 Ахау 7 1 8 2 9 3 10 4 11 5 12 6 13

Таблица. Календарный круг майя

В нем числа 13-дневной недели отсчитываются сверху вниз, колонки от 1 до 13 соответствуют тринадцати 20-дневным месяцам цикла цолькин. Для счета дней в году хааб следует еще раз использовать первые пять колонок (от 1 до 5). Кстати, чтобы Новый год действительно начинался в один из четырех упомянутых выше дней (Кан, Мулук, Иш и Кавак), числа в колонках «Годы» таблицы передвинуты по сравнению с их положением в таблице из книги С. И. Селешникова «История календаря и хронология».

Проверим эффективность этого своеобразного табель-календаря. Пусть 0 (дата) месяца Поп (т. е. Новый год) пришлось на день Кан (на начало 4-летнего цикла) и на 4-е число 13-дневной недели. По принятой у майя традиции эту дату записывали так: 4 Кан 0 Поп. Колонкой «Годы I» можно пользоваться для датирования всех 18 месяцев года, так как все они имеют по 20 дней. Однако обозначение дня в 13-дневной неделе все время меняется от месяца к месяцу. Поэтому для второго месяца Во используем вторую колонку «чисел 13-дневной недели» и т. д., для 14-го месяца (Кан-кина)—снова первую и для 18-го месяца Кумху — пятую. Этот месяц заканчивается 19-м числом в колонке «Годы I», а в шестой колонке—12-м днем недели, Акбаль, что запишется так: 12 Акбаль 19 Кумху. Далее в году хааб идет пятидневка Ваайеб. Эти пять дней и отсчитываем, переходя дальше вниз, но уже в колонке «Годы II», до числа 0, соответствующего дню Мулук и дате 5 в той же колонке чисел 13-дневной недели. Таким образом, Новый Год (0 Поп) наступит при дате 5 Мулук 0 Поп. Третий Новый год находим в колонке «Годы III» — 6 Иш 0 Поп; четвертый — в колонке «Годы IV» — 7 Кавак 0 Поп, пятый — 8 Кан 0 Поп. Как видим, название дня повторилось, однако полностью день недели совпадает с названием дня и числом месяца лишь спустя 52 года.

Хронология майя

Здесь прежде всего необходимо заметить, что для изображения цифр майя использовали три знака: точку для единицы, тире — для пяти и изображение раковины для нуля. Как и европейцы, майя использовали позиционную систему изображения чисел, но на двадцатеричной основе, и писали их снизу вверх. На первой снизу «полке» такой «этажерки» записывались единицы (от 1 до 19), на второй — двадцатки (числа от 20 до 359), на третьей — числа от 360 до 360 * 19, число 360 * 20 = 7200 занимает свое место на четвертой «полке» как первоначальное число 4-го порядка и т. д. В соответствии с этим для счета больших промежутков времени использовался год тун в 360 дней и циклы высшего порядка:

1 катун = 20 тунов = 7200 дней,

1 бактун = 20 катунов = 144 000 дней,

1 пиктун = 20 бактунов = 2880 000 дней.

Сами названия «бактун», «пиктун» (как и последующих единиц — калабтун, кинчильтун и алаутун) созданы искусственно исследователями культуры майя.

Надписи, сделанные майя на стелах, колоннах и стенах зданий, обычно начинаются датой. Согласно Ю. В. Кнорозову классическая дата майя включает следующие компоненты:

1. Вводный блок, смысл которого все еще остается неизвестным.

2. Блок, вписанный в середину вводного блока (так называемый «покровитель месяца»). Каждому из 18 месяцев соответствует один блок.

3. Число 360-дневных лет (тунов) и дней, прошедших от начальной даты.

4. Дата 260-дневного цикла: число 13-дневки и название дня 20-дневки.

5. Название дня 9-дневки и блок «девятидневка».

6. Лунная дата: число лунного месяца, номер и название лунного месяца, количество дней в лунном месяце (29 или 30).

7. Дата 365-дневного года: число и название одного из 18 двадцатидневных месяцев или пяти добавочных дней.

Вот один из примеров — надпись на притолоке 21 в Йашчилане. После вводного блока и «покровителя месяца Иаш» идет дата, при записи которой циклы высшего порядка в подсчете дней принято разделять точкой: 9.0.19.2.4 2 Кан — II день 9-дневки — 27 число 3-го лунного месяца такого-то, состоящего из 29 дней — 2 Йаш. Это значит, что от начальной даты 0.0.0.0.0. прошло 9 бактунов 0 катунов 19 тунов 2 виналя и 4 дня или 9* 144 000 + 0 * 7200 + 19 * 360 + 2 * 20 + 4 = 1 302 884 дня.

В качестве начальной даты майя приняли: по 260-дневному циклу — 4 Ахав, по девятидневке—1, по 365-дневному году — 8 Кумху. Таким образом, эта начальная дата записывается в виде 0.0.0.0.0. 4 Ахав 8 Кумху, что соответствует 3113 г. до и. э.

Проверим, правильно ли записана исходная дата в 52-летнем цикле. Для этого найденное число дней сначала разделим на 260: 1 302 884:260=5011, остаток 24; через 24 дня после 4 Ахау, как это видно из колонки 10 таблицы 21, будет 2 Кан. Разделив 1 302 884 на 365, находим 3569 и в остатке 199 = =9*20+ 19 — это 9 полных месяцев и еще 19 дней. К этому остатку необходимо прибавить 12 дней для полноты месяца Кумху, далее 5 дней — на пятидневку Ваайеб, следовательно, на последующие месяцы

года остается 9 полных месяцев и 2 дня. Из таблицы находим, что 10-м месяцем и является Йаш.

Если полученное число дней 1 302 884 разделить на 9 и сложить остаток с 1, то получим также день 9-диевки. Лунную же дату установить практически невозможно, так как в каждом городе майя был свой лунный календарь.

Кстати, после деления числа 1 302 884 на 365,25 получаем 3567. Следовательно, рассмотренная выше надпись сделана в 3567 — 3112 = 455 г. н. э.

Что же касается вопроса о точности календаря майя, то вот что об этом говорит Ю. В. Кнорозов: «Астрономы майя знали, что действительная продолжительность солнечного года больше приблизительно на четверть суток (в связи с чем в современном григорианском календаре добавляется лишний день каждые четыре года). Однако в календаре дополнительные дни не предусматривались. Без поправок 365-дневный год должен был опережать фактический солнечный год и постепенно смещаться по сезонам. Таким образом, по дате майя точно известно, сколько прошло дней, но неизвестно, сколько прошло фактических солнечных лет».

Но если дело было так, то за каждые 40 лет начало Нового года смещалось назад на 10 дней, за 400 лет — на 97 дней по отношению к определенному астрономическому моменту (например, весеннему равноденствию).

Вот один из примеров того, как создаются мифы о точности календаря майя. На стенах царской гробницы в пирамиде Паленке указано: «81 Луна составляет 2392 дня». Известный норвежский этнограф и археолог Тур Хейердал, разделив 2392 на 81, получил результат, который «дает им (майя) месяц из 29,53086 суток, лишь на 24 секунды отличающийся от реальной его длины». Но свидетельствует ли это на самом деле о высоком уровне астрономических знаний майя? Вовсе нет. Ведь, как отметил Дж. Хокинс, в результате деления нельзя получить больше значащих цифр, чем их содержится в наиболее точном числе, участвующем в вычислениях, а поэтому в вычисленной продолжительности лунного месяца точными можно считать лишь четыре цифры (т. е. 29,53 суток).

Почти в точности такой же календарной системой пользовались и соседи майя — ацтеки. Любопытно, что в конце цикла из 52 лет ацтеки ожидали «конца света». Как рассказывает М. Стингл в своей книге «Индейцы без томагавков» (М.: Прогресс, 1971), в последние пять дней цикла ацтеки держали детей и беременных женщин взаперти, все огни гасились, всю без исключения домашнюю посуду полагалось разбить, все жители собирались на холмах. Как только зенита достигали Плеяды, верховный жрец зажигал новый огонь. Вслед за этим огни вспыхивали по всей стране, начиналось празднование Нового года...

Обновлено: 2019-07-09 23:30:50