Календари у древних людей

В результате археологических изысканий, проведенных в различных уголках земного шара, установлено, что древние люди использовали для календарных расчетов и такие непримечательные предметы, как куски мамонтовых бивней, кости, камни, различные украшения или просто глиняные сосуды. Мы ограничимся здесь всего несколькими примерами.

Так, на Украине около деревни Гонцы найден слоновый клык, на котором резцом с ювелирной точностью нанесены насечки. По их числу можно установить, что речь идет о фиксации изменения фаз Луны на протяжении четырех месяцев. Возраст образца —12—17 тыс. лет.

Еще более интересны браслеты из бивня мамонта, найденные в палеолитической стоянке Мезин у р. Десны близ Чернигова. Один из них состоит из пяти прилегающих одна к другой пластин, на которых в виде узора расположены группы одинаковых коротких параллельных прямых черточек, причем направление черточек в каждой группе меняется на 90°. Из 24 уцелевших групп 17 содержат по 14 черточек, 3 — по 13 и 4 — по 15. Всего на пяти пластинках насчитывается примерно удвоенное число дней (фактически же — дней и ночей) в десяти лунных месяцах — около 280 суток.

А вот орнаменты на глиняных сосудах для воды, изготовленных во II—IV вв. н. э. и найденных при раскопках на Украине, содержат совершенно определенную информацию о чередовании земледельческих работ и важнейших праздников древних людей. Так, в древнем святилище, найденном в селе Лепесовке на Волыни, были обнаружены осколки больших глиняных чаш. Венчик одной из них, составляющий полный круг, разделен на 12 частей, на каждой из них имеется почти прямоугольный рисунок, по-видимому, это символы календарных месяцев. В частности, трижды в рисунке повторяются изображения косых крестов. Согласно Б. А. Рыбакову (СССР) их можно сопоставить со сроками солнечных праздников древних язычников — 25 декабря, 25 марта, и 24 июня. На других рисунках изображены: земледельческое орудие (соха), колосья и плетенки льна. Первый из них может соответствовать апрелю, второй — августу, третий — октябрю. Предполагается, что такая чаша могла служить сосудом для новогоднего гадания об урожае.

Еще богаче символика знаков на кувшине IV в., найденном в селе Ромашки Киевской области. В данном случае рисунки сделаны двумя горизонтальными поясами. На верхнем последовательно изображены: 1) волнистые вертикальные струи, напоминающие дождь, 2) знак дерева, 3) кресты — символы огня и Солнца, 4) колесо с шестью спицами — символ молнии, знак бога Перуна и 5) изображения двух серпов и снопов. Ниже расположены два ряда квадратиков (всего их 96), прерывающихся у знаков дерева, крестов и колеса. По Б. А. Рыбакову, каждый из квадратиков представляет собой знак отдельного дня, разрывами же обозначены даты древнеславянских праздников в честь бога Солнца и плодородия Ярилы, божества растительной силы Купалы и Перуна-громовержца. Как полагает Б. А. Рыбаков, счет дней здесь начинался 2 мая и заканчивался 7 августа и охватывал важнейший промежуток в годичном агротехническом цикле — от восхода яровых культур и до конца жатвы. Весьма правдоподобным будет утверждение, что люди, использовавшие эти рисунки для своих календарных расчетов, знали и пользовались солнечным календарем...

Здесь будет уместно вспомнить и о так называемых рунических календарях, появившихся в Скандинавии и соседних с ней странах где-то в XIV в. и бывших в употреблении до XIX в. «Рунами» назывались специальные знаки для обозначения звуков, дней недели и др. Рунические календари были самой разнообразной формы — в виде шестигранного длиной около одного метра посоха или деревянного также шестигранного меча, деревянной книги (рис.) и т. д. На этом же рисунке приведен один из вариантов дневных и лунных рун.

Рис. Календарный орнамент на кувшине (IV в. н.э.)

Смысл этих знаков очевиден. Семь дневных рун, повторяющихся циклически на протяжении 365-дневного года,— это вруцелетные буквы, о которых говорилось выше. Проставленные возле них лунные руны (их всего 19 по числу годов а метоновом цикле!) указывают день новолуния и конкретном году 19-летнего лунного цикла (это те же золотые числа). «Привязка календаря к конкретным числам месяцев юлианского календаря осуществлялась при помощи дополнительных знаков, которыми обозначались церковные праздники. Различные типы рунических календарей подробно описаны в работах Л. Е. Майстрова.

Этими всего лишь несколькими примерами мы стремились проиллюстрировать тот, впрочем, очевидный факт, что свою потребность в учетё времени древние люди удовлетворяли самыми разнообразными способами. Интересующимся литературой о народных календарях из дерева и кости, советуем обратиться к книге: Буткевич А. В. и Зеликсон М. С. Вечные календари.— М.: Наука, 1984.

 
Обновлено: 2019-07-09 23:31:11