Календари соседей китая

60-летняя система счета лет, хотя и с некоторыми изменениями, распространилась из Китая и на соседние страны — Монголию, Вьетнам, Корею, Японию. В частности, у монголов вместо пяти стихий употреблялись цвета: синий, красный, желтый, белый и черный, причем для четных годов в форме «синеватый», «красноватый» и т. д. В основе 60-летнего монгольского цикла также лежал 19-летний цикл. Был принят, однако, и другой, сокращенный способ счета лет: 12-летними циклами, в которых каждый год носил название определенного животного, как это видно из табл.

Таблица. Названия лет 12-годичного животного цикла монгольского календаря

Порядковый номер года

Монгольские названия

Русские названия

Остаток от деления на 12

1

хулгана жил

год мыши

4

2

ухэр жил

год коровы

5

3

барс жил

год тигра

6

4

туулай жил

год зайца

7

5

луу жил

год дракона

8

6

могой жил

год змеи

9

7

морин жил

год лошади

10

8

хонин жил

год овцы

11

9

мечин жил

год обезьяны

0

10

тахиа жил

год курицы

1

11

нохой жил

год собаки

2

12

гахай жил

год свиньи

3

Летосчисление по такому календарю ведется в Монголии с 1027 г. н. э. Месяцы этого календаря названий не имеют. При датировке указывается число, порядковый номер месяца и номер года с прибавлением его названия в 12-летнем цикле. Это последнее находим, разделив число года по григорианскому календарю на 12; остаток от деления, в соответствии с табл. 16, и дает название года: «10-го числа 5-й луны (т. е. месяца) 953 года тигра».

Во Вьетнаме начала 60-летних циклов совпадают с китайскими (1924, 1984 и т. д. годы). Десять названий «небесного цикла» здесь таковы: Зап, Ат, Бынь, Дынь, May, Кии, Кань, Тан, Ням, Куй, «земного цикла» — Тый (мышь), Шиу (буйвол), Зан (тигр), Мао (кошка), Тынь (дракон), Ты (змея), Нго (лошадь), Муй (коза), Тан (обезьяна), Зау (курица), Туат (собака) и Хой (свинья). И здесь 1981 год — это год «металла и курицы». В наше время, однако, официальным календарем во Вьетнаме является григорианский.

Население современной Индии говорит более чем на двухстах языках. Понятно, что в прошлом каждое племя разрабатывало свой собственный календарь. Поэтому еще до недавнего времени для определения дат праздников в этой стране использовалось около 35 различных календарей, преимущественно лунно-солнечных.

Об одном из наиболее оригинальных календарей, использовавшихся в отдельных районах Индии на протяжении более чем 1500 лет, стоит упомянуть особо. В основу его была положена продолжительность звездного года, т. е. промежуток времени, по истечении которого Солнце, двигаясь по эклиптике, возвращается к той же звезде. Но звездный год на 0,01416 суток = 20,4 мин длиннее тропического года. Это значит, что за время 1 : 0,01416 = 60,3 года в таком календаре начало истинного, тропического года смещалось на одни сутки назад. И наоборот, календарный год, который 1500 лет назад начинался в день весеннего равноденствия (21 марта), теперь наступает на 22—23 дня позже (около 12—13 апреля). Этот год делился на шесть сезонов, каждый сезон — на два месяца, причем продолжительность двух летних месяцев достигала 32 дней, тогда как двух зимних— по 29—30 дней. Тем самым отображалась давно замеченная индийскими астрономами неравномерность движения Солнца по эклиптике.

В 1957 г. в Индии для гражданских и общественных целей принят Единый национальный календарь (табл.), в котором продолжительность года принята равной длине тропического года.

Номер месяца

Название месяца

Число дней в месяце

Начало месяца по григорианскому календарю

1

Чайтра

30 (31)

22 (21) марта

2

Ваисакха

31

21 апреля

3

Джаиштха

31

22 мая

4

Асадха

31

22 июня

5

Сравана

31

23 июля

6

Бхадра

31

23 августа

7

Азвина

30

23 сентября

8

Картика

30

23 октября

9

Аграхайяна

30

22 ноября

10

Пауза

30

22 декабря

11

Магха

30

21 января

12

Пхалгуна

30

20 февраля

 Календарный год делится на 12 месяцев по 30 и 31 дню и состоит из 365 дней. В високосном году 366 дней и месяц Чайтра в нем имеет 31 день. Новый год (1 Чайтра) начинается со дня, следующего за днем весеннего равноденствия. В простом году он совпадает с 22 марта, в високосном — с 21 марта. Счет лет в этом календаре начат с 78 г. н. э. (так называемая эра Сака). Для определения високосного года к году эры Сака прибавляют число 78, и если полученная сумма делится без остатка на 4, то год високосный. Если же после прибавления к году эры Сака числа 78 сумма окажется кратной 100, год будет високосным лишь в том случае, если эта сумма делится без остатка на 400. Другими словами, чередование простых и високосных годов в этом календаре полностью совпадает с их чередованием в григорианском.

Григорианский календарь используется в Индии с 1757 г. В настоящее время почти все выходящие в Индии книги, газеты и журналы датируются по григорианскому календарю. Применяется также двойная датировка: по григорианскому календарю и по месткому, гражданскому. В Японии григорианский календарь введен в 1973 г.

Рис. Армиллярная сфера древней Пекинской обсерватории

Был составлен каталог звезд, установлена продолжительность солнечного года в 365,25 суток. В середине эпохи Чунцю (722—481 гг. до н. э.) была проведена календарная реформа, узаконившая вставку семи месяцев в 19 лет. Таким образом, «метонов цикл» был открыт китайскими астрономами значительно раньше. В 366 г. до н. э. с новолуния, совпавшего с первым днем «Цзя-цзи» по циклическим таблицам, был введен календарь «Чжу-ань-сюй ли», в котором год начинался с зимнего солнцестояния, месяц— с новолуния, сутки — с утренней зари. Начиная с середины III в. до н. э. вставка 13-го месяца проводилась не после 12-го, а после 6-го месяца в году. Примерно в это время известный китайский философ Мэн-цзы (372—289 гг. до н. э.) сказал: «...хотя небо высоко и звезды далеки, но, исследуя их проявления, мы можем, сидя у себя дома, определить, в какой день тысячу лет тому назад было солнцестояние».

Непрерывно совершенствовался счет времени по сезонам. В период династии Цинь (246—201 гг. до н. э.) солнечный год был разделен на 24 сезона в зависимости от положения Солнца на эклиптике. По этому календарю определялись сроки посева и сбора урожая, проведения других земледельческих работ.

Чтобы не опоздать с проведением весенних полевых работ, жители китайских деревень придумывали различные способы для определения начала весны. Например, начиная со дня зимнего солнцестояния составляли девять иероглифов по девять черточек в каждом (эти иероглифы могли означать такую фразу; «перед окном дерево ждет весеннего ветра») и проводили по одной палочке в день. Когда все иероглифы были нарисованы, это означало, что пришла весна...

В 104 г. до н. э. в Китае была принята новая календарная система «Тайчу ли», известная под названием «саньтунской». В ней продолжительность синодического месяца была принята равной 29-суток, количество суток в 19-летнем цикле, составлявшем 1 «цан»,— 6939,753. Отсюда следовала продолжительность года 365,2502 суток. Годы со вставными месяцами были 3-й, 6-й, 9-й, 11-й, 14-й, 17-й, 19-й. Время вставки 13-го месяца определялось на основе астрономических наблюдений, так как должны были выполняться следующие условия: зимнее солнцестояние всегда должно было приходиться на 11-ю луну, летнее — на 5-ю, осеннее равноденствие— на 9-ю и весеннее — на 2-ю. Месяцы 11-й, 12-й и 1-й не удваивались.

Конечно, и этот календарь был далек от совершенства. Но, как отмечает П. А. Старцев, каждая новая императорская династия в Китае, а иногда и отдельные князья считали своим долгом предложить новую календарную систему или внести те или другие изменения в уже существующую в целях увековечения своего имени (календарь носил имя предложившего его императора). А это часто приводило не к улучшению, а к ухудшению календаря. Так, в 9 г. н. э. один из князей «в целях ускорения движения времени» приказал не вводить в текущем году дополнительный месяц, хотя действовавшими правилами такая вставка была предусмотрена. В 84 г. н. э. император Чжен-ди, чтобы получить благоприятные астрологические предсказания, приказал ввести «поправку» в ... движения планет. В целом, лишь на протяжении тысячелетия до 1100 г. н. э. реформы календаря в Китае проводились 70 раз, 13 раз менялись системы летосчисления.

В XI в. н. э. астроном Шэнь Ко (1031—1095) сделал попытку ввести чисто солнечный календарь, в котором продолжительность месяцев определялась исключительно движением Солнца по эклиптике. Это предложение, однако, вызвало яростные нападки на астронома, а сам календарь был отвергнут. В 1281 г. известный китайский астроном Го Шоуцзин (1231—1316) составил календарь «Шоуши ли», в котором продолжительность тропического года принята равной 365,2425 суток, т. е. всего на 26 с больше ее истинного значения. Точность этого календаря была такой же, как и григорианского, введенного в Европе тремя столетиями позже.

В 1670 г. в Китае было введено деление суток на 24 часа, каждого часа — на 60 «фынь» (минут), каждой минуты — на 60 «мяо» (секунд). Григорианский календарь начали применять в Китае с 1 января 1912 г.; с 1949 г., после образования Китайской Народной Республики этот календарь стал употребляться в стране как официальный, хотя и сейчас многие газеты и журналы выходят с двойной датой — по григорианскому календарю и по 60-летнему календарному циклу.

Обновлено: 2019-07-09 23:30:59