История игрушек

Воспитание детей у древних римлян не отличалось особой нежностью. Но, как всякие заботливые родители, они, конечно, старались порадовать малышей хорошей игрушкой. Обычно игрушки дарят за примерное поведение, но в Риме существовали праздничные дни — сатурналии, в которые игрушки преподносились детям и за плохое поведение — в знак прощения их шалостей и проступков. Много шалостей — много игрушек. А «ассортимент» игрушек к тому времени был уже достаточно большим.

Какая игра на Земле возникла самой первой? Не пытайтесь найти ответ на этот вопрос — его, наверное, нет. Ведь человек начал играть с самых первых дней своего существования. С древнейших времен известны игрушки, копирующие предметы взрослых — лук, стрелы, нарты, лодочки. У маленьких жителей Древнего Египта уже имелись самые настоящие куклы из дерева и ткани, фигурки животных, мячи из кожи. Делали игрушки и из слоновой кости, янтаря, серебра, мрамора. Конечно, у детей из простонародья игрушки были попроще — из дерева, глины, но зато они ярко раскрашивались.

Первое письменное упоминание об игре встречается в древнегреческой мифологии. Согласно одной из легенд, дети царицы Ниобы играли в «камушки». Сохранились рисунки на древнегреческих вазах, на которых изображены женщины, забавляющиеся этой игрой. А в «Илиаде» Гомер, рассказывая о герое Троянской войны Патрокле, говорит, что тот еще мальчиком приводил в гнев своих товарищей, постоянно обыгрывая их в «пять камушков». «Камушки» — игра нехитрая, играть в нее можно везде — дома, на прогулке, на берегу моря или реки. Достаточно найти пять небольших камушков (размером примерно с лесной орех). Смысл игры в том, чтобы, манипулируя камушками, исполнять различные фигуры, например: подбрасывая один, успеть поднять с пола три, четыре оставшихся и т. п. В эту игру сейчас уже почти никто не играет — появились новые, куда более интересные забавы. А вот игрушка для самых маленьких, найденная при раскопках Помпеи, практически не изменилась, без нее не обошлись ни вы, ни ваши родители, ни родители ваших родителей. Это погремушка.

Было бы ошибкой думать, что в те далекие времена существовали только подобные незамысловатые игрушки. Совсем нет. Кто-то очень точно подметил, что хорошая игрушка может возникнуть только в том случае, если мастер, ее создающий, взрослый человек, сам начнет играть, и играть всерьез. Многие древние забавы взрослых часто содержали в себе элементы важнейших открытий, сделанных лишь много веков спустя после создания игрушки. Так случилось с игрушками Герона Александрийского, который прославил свое имя многими чудесными изобретениями. Даты рождения и смерти Герона точно неизвестны. Очевидно, он жил в конце II — начале I века до нашей эры. Герон описал пожарный насос, водяной орган, придумал автомат для продажи «священной» воды (кстати, почти такими же автоматами мы пользуемся и сегодня). И все же наиболее удивительным изобретением, пожалуй, остается эолипил Герона. Он представлял собой большой шар, в который были вделаны четыре изогнутые трубки. Этот шар укреплялся на оси над огнем. Когда Герон наполнял шар водой и зажигал под ним огонь, сперва раздавалось бульканье, затем из трубок со свистом начинал вырываться пар, и шар медленно приходил во вращение. Он вращался все быстрее и быстрее, выбрасывая струи пара, окутывавшие его белым облаком. Люди, видевшие это чудо, но не знавшие его устройства, думали, что в шар вселилась «нечистая» сила.

История игрушек

Механическая игрушка. Конец XIX в.

Старинная игрушка с использованием принципа парового реактивного двигателя.

Сейчас такой игрушкой никого не удивишь, но эолипил — прообраз паровых турбин, которые появились через 2 тысячелетия. Эту игрушку можно считать и одним из первых реактивных двигателей.

Самые затейливые, самые сложные игрушки делали в XVII— XIX веках. Это были настоящие механические чудеса. Вот шустрый заяц грызет морковку и при этом еще поводит ушами. Красавица держит в руке пудреницу и, глядя в зеркальце, прихорашивается. Механический майский жук, равный по размеру живому, ползает, шевелит усиками, поднимает крылышки. А вот целый полк солдат под бой крохотного барабана марширует по крохотной улице...

Игрушки того времени часто служили для украшения комнат и хранились как фамильные драгоценности, их передавали по наследству.

История игрушек

Магазин игрушек. Середина XIX в.

Делали тогда кукольные дома с полной обстановкой, редкую мебель, совсем как настоящую, посуду из серебра, слоновой кости, фарфора. Причем все копировалось с настоящего настолько тщательно, что сегодня историки, художники, искусствоведы часто прибегают к помощи этих своеобразных игрушечных справочников. По нарядам кукол мы можем судить о мастерстве ткачей, швей, кружевниц, о моделях прошлых столетий.

Часто игрушки делались в расчете на то, чтобы удивить, поразить даже не ребенка, а взрослых, подчеркнув богатство и изысканный вкус их хозяина. Вот так (или примерно так) мог выглядеть званый вечер в одном из дворцов Франции, Германии, Италии лет 300 назад. Слуги встречают гостей и проводят их в большой нарядный зал. Горят сотни свечей. В центре зала на большом помосте стоит клавесин, возле которого на стуле в ожидании публики сидит модно одетая девочка. По знаку хозяина она встает, кланяется гостям и, усевшись за клавесин, начинает играть. Играет она превосходно. Правда, ее строгое неподвижное лицо и скованная фигура плохо гармонируют с прекрасной музыкой. Окончив игру, она встает, кланяется слушателям, ожидая аплодисментов. И вдруг замирает. Гул изумления прокатывается по залу. Гости поняли, что «артистка» — всего лишь большая безжизненная кукла. Хозяин доволен своей выдумкой.

История игрушек

Механическая игрушка. Конец XIX в.

Много интересных механических игрушек было и в России. После Отечественной войны 1812 года появляется бесконечное множество деревянных солдатиков — конных, пеших, с пушками, поодиночке и целыми взводами. Самых разных размеров — то крошечные, чуть ли не с кедровый орешек величиною, то в вершок, два, три. Они часто снабжались заводным механизмом, и, например, бравые барабанщики с треском били в свои барабаны.

Как ни странно, но в русской игрушке был воспроизведен и знаменитый Гаргантюа, созданный фантазией французского писателя Рабле. Сначала с иностранной гравюры он попал в русскую лубочную картинку под именем «славного попивалы и объедалы», а затем перекочевал и в игрушку, изображавшую такого же «объедалу» — с огромной головой, выпученными глазами и широко разинутым ртом, в который, если вращать ручку, с тарелки летели соединенные проволокой жареные утки, поросята и прочая еда.

В начале прошлого века в русском обществе господствовали сентиментализм и романтизм. Появились игрушки-птички, нежно и грустно пищавшие при нажимании маленького меха в их подставке, игрушки-птицы, кормившие птенцов. Из-под рук троицких кустарей вышли франт и барышня. Он — в клетчатых брюках, в черном фраке, с начесами на висках и шикарным коком на лбу. Она — в кринолине и розовом платье с диковинной прической и огромным цветком в руке. Поворачивая рукоятку в подставке, можно было приводить щеголя и барышню в движение, и они начинали церемонно раскланиваться согласно этикету, царившему в гостиных наших прабабушек.

Другая излюбленная игрушка того же времени в различных вариантах изображает голубой пруд перед одним или несколькими раскрашенными домиками. По пруду от одного домика к другому или вокруг них плавают приводимые в движение вращающейся рукояткой белоснежные лебеди. Ну разве не встречалась такая же картина и на самом деле в усадьбах помещиков, которые любили устраивать на пруду перед своими усадьбами искусственные острова с птичьим домиком и пускать вокруг плавать лебедей — настоящих и деревянных?

В этих игрушках плавание «гусей-лебедей» сопровождалось музыкой. Рукоятка, приводившая их в движение, вращала и барабанчик с натянутыми струнами, а за них задевало гусиное перышко, и в результате получалось тихое мелодичное треньканье, напоминавшее звуки тех эоловых арф, которые во времена Жуковского ставили на крыши беседок или среди ветвей, окружавших «таинственные» пруды.

Помимо взрослых игрушки мастерили и сами ребята. В русских деревнях еще в начале нашего века самой распространенной игрушкой была самодельная тряпичная кукла. Даже в бедных крестьянских избах, где основным развлечением детей служили лапти, ложки, деревянные яйца, иной раз жили десятки таких кукол. Делались они так: туго сворачивался кусок ткани — это туловище. Верхнюю часть обтягивали белой льняной тряпочкой — готово лицо. Коса заплеталась обычно из кудели. А вот как куклу нарядить — тут-то и требовалась фантазия мастерицы. В дело шли лоскутки ситца, кумача, китайки. Украшались платья вышивкой, тесьмой, даже конфетные обертки шли в ход. Изготовление кукол и игры с ними всячески поощрялись взрослыми, ведь таким образом девочки учились кроить, шить, вышивать, прясть, постигали умение одеваться.

Наступил наш век с его бурным развитием техники, пришло время и новым игрушкам. Во всем мире мальчишки полюбили механический конструктор. Он состоял из дырчатых планочек, миниатюрных гаек и болтиков, с помощью которых можно было сооружать подъемные краны, мосты, тележки. Но мало кто знает, что эта замечательная игра, развивающая воображение и сообразительность, придумана не инженером, а приказчиком из мясной лавки в городе Ливерпуле Ф. Хорнби. Счастливая мысль — просверлить в планках отверстия для болтиков так, чтобы их можно было завинчивать на различном расстоянии и под различными углами, пришла ему ночью 1900 года в поезде. Впоследствии изобретатель нашел для своей игры и удачное название — «механо». С каждым годом новая игра усложнялась, становилась все интереснее и разнообразнее. За механической тележкой последовали паровозы, потом самолеты.

История игрушек

Деревянная игрушка «Сухаревский рынок».

Сейчас в мире насчитываются сотни различных видов конструкторов. Одна итальянская фирма выпустила даже набор, из деталей которого можно сделать машины, изобретенные Леонардо да Винчи, — различные краны, камнедробилку и т. п. «Каждый день у вашего ребенка будет новая игрушка. Причем он сделает ее сам» — таков основной принцип изготовителей конструкторов. Есть наборы, из которых можно собрать что только пожелаешь: от обыкновенного домика до космического корабля. В их основе — разноцветные пластиковые «кирпичики», на которые крепятся различные строительные, отлично пригнанные друг к другу элементы. Такие строительные наборы — игрушка тоже совсем не новая. Они были изобретены еще в прошлом веке немцем Ю. Либихом, которого знают не как игрушечных дел мастера, а как основоположника целой науки — агрохимии.

Какие же игры наиболее популярны сегодня? На смену нехитрым камушкам пришли самые последние достижения «взрослой» техники, и прежде всего электроника. С ее помощью и создано большое количество увлекательных видеоигр, которые быстро развивают практические навыки работы с современной техникой, а раннее освоение вычислительной техники позволяет еще до окончания школы стать квалифицированным программистом. Например, во внеклассных кружках школ различных стран ребята самостоятельно моделируют живое сердце, ядерный реактор, систему управления небольшим предприятием. И дети часто превосходят своих учителей по способности программировать и понимать программы.

Иногда можно слышать утверждение, что электронные игры, дескать, ничего не дают играющему. Действительно, мускулатуру с помощью электронного футбола или хоккея не нагонишь. Но и цель этих игр совсем другая: они развивают быстроту реакции, сообразительность, умение оценивать ситуацию и принимать верное решение.

Во многих странах выпускают специальные игры, которые тренируют скорость реакции. В одной из них львы, изображенные на дисплее, стремятся вылезти из клетки через боковые ворота. Задача играющего — не допустить этого, управляя с помощью кнопок двумя сторожами. Противник игрока — но сути микросхема, управляющая львами. Если вы успешно справляетесь с задачей, микросхема сама ускоряет движение львов, заставляет их совершать ложные ходы, другими словами, это состязание человека с «хитростью» и быстродействием микроэлектронной схемы. И надо сказать, что стиль, варианты, техника игровых ЭВМ практически не ограничены.

Знаешь ли ты?

Какая игра признана «игрой прошлого столетия»?

Кубик Рубика. Он создан в 1974 году венгерским архитектором Эрне Рубиком. 27 миниатюрных кубиков, составляющих большой, заключают 3 миллиарда цветовых комбинаций. Задача играющего — добиться, чтобы каждая сторона большого кубика стала одноцветной. Случайный поиск мало что дает для решения задачи, так как возможны 43·1018 комбинаций положений кубиков. Если осуществлять наугад в секунду по 10 различных комбинаций, то для решения задачи понадобятся миллионы лет. Поэтому надо действовать разумно. Тренировка сообразительности и увлекательность поиска решения задачи сделали эту игру популярной во всем мире.

История игрушек
Обновлено: 2019-07-09 23:52:37