И помнит мир спасенный...

Сразу после школы Виталик обычно минут двадцать играл на скрипке. Он любил этот инструмент, занимался охотно, и то, что в часы отдыха скрипка была у него всегда на первом плане, радовало Надежду Николаевну, мать Виталика.

Однако сегодня, едва переступив порог и мельком взглянув на уже приготовленный заботливыми руками мамы инструмент, сын заявил:

— Мам, играть некогда. Я должен в газетный киоск сбегать. Дай, пожалуйста, денег.

— В киоск? Зачем?— удивилась Надежда Николаевна.— Я пойду после обеда в магазин и загляну туда. Что тебе нужно?

— «Комсомольскую правду» надо купить. Сегодня на сборе отряда мы узнали от старшей вожатой, что там опубликовано обращение советской молодежи к американскому президенту. Мы решили — пусть каждый подпишет обращение и пошлет его в Америку. Вожатая сказала, что это будет нашим вкладом в борьбу за мир.

Виталик говорил горячо, громко, словно находился сейчас не дома, а по крайней мере на собрании своего отряда. Таким не в меру возбужденным Надежда Николаевна никогда еще не видела его и, может, потому решительно прервала сына:

— Ладно, успокойся, малыш. Никуда не денется твой президент. Ничего не случится, если ты не пошлешь ему свое послание. Лучше поешь вначале и садись за музыку.

— Мам, но мне очень нужна газета. Очень! И почтовые марки на тридцать копеек.

— Оказывается, еще и на марки придется деньги тратить. Разве они лишние у нас? Раздевайся и садись за стол. Слышишь, что говорю?— повысила голос Надежда Николаевна, поскольку сын не собирался менять своих намерений.

— Мама, но я должен...

— Ты никому ничего не должен. А если и должен, то сесть за стол, после — за скрипку. Думаешь, твоя учеба в музыкальной школе дешево нам обходится?

У Виталика на глазах проступили слезы.

— Если я сейчас не куплю газету, потом ведь поздно будет. Что я скажу ребятам?

— Ничего не скажешь. Отчета от тебя они не потребуют. Садись за стол!

Виталик сник. Опустив голову, вышел в прихожую...

Дорогие мамы и папы, как бы вы отнеслись к подобной просьбе сына? С серьезным пониманием? С насмешливой снисходительностью? С безразличием?

Этот вопрос задан нами не случайно. Беседуя с ребятами во многих школах, мы убедились, что позиция некоторых родителей весьма часто напоминает ту, которую заняла мать Виталика. Подчеркивая слова «некоторых родителей», мы тем не менее отмечаем, что за ними стоит в общем-то внушительная цифра. И это сам по себе, думается, факт печальный.

Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах,
без влияния чувств, пробуждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действия,
в которой вращаюсь я, исключены идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу,
 т. е. исключены гражданские мотивы, что останется наблюдать мне? В чем остается участвовать мне?
Н. Г. Чернышевский

В общественно-политическом плане каждый школьник сегодня информирован сравнительно неплохо. Газеты, радио, телевидение ежедневно приносят в наш дом массу фактов о событиях в мире. Кто-то более детально, кто-то похуже, но все знают: на Ближнем Востоке напряженное положение. В Ливане не прекращаются кровопролитные стычки. На улицах городов звучат выстрелы, льется кровь, гибнут люди, в том числе дети. Неспокойно и в далекой Никарагуа, где засылаемые из-за рубежа банды наемников сеют смерть, разрушения.

Подобного рода информацию школьник, правда, воспринимает по-своему. Но она все же проникает в его сознание. И вот представьте, что до поры до времени многие реальные картины, рожденные информационными сообщениями, жили для него отдельной, обособленной жизнью, которая никоим образом не переплетается с его собственной, не мешает ему по-прежнему гонять на велосипеде, заучивать отрывок из поэмы, готовиться к сочинению, идти на экскурсию... Образы той далекой действительности и личная жизнь нашего ребенка существовали как бы изолированно, в разных плоскостях, не соприкасаясь даже в малом друг с другом. На сборе отряда старшая пионервожатая сумела найти слова, чтобы совместить эти плоскости. И мальчишке неожиданно открылась пронзительная истина о сложностях сегодняшнего мира: автоматные очереди, горящие дома, смерть детей и мирная велосипедная прогулка существуют, оказывается, в одно и то же время. На одной и той же Земле. В его время! В его жизни! На его Земле!

Основной виновник всей этой трагедии, разъяснила вожатая,— американский империализм. И тогда мальчуган вместе со своими одноклассниками горячо поддерживает предложение направить свой голос протеста американскому президенту. В этот день, может, впервые в жизни он увидел себя совершенно по-иному, словно с той стороны, на которую ему никогда не доводилось ступать. Спешил домой с поднятой головой. Ощущение окрыленности, причастности к чему-то большому, важному сохранилось бы и завтра, но...

Вот так иногда совершаем мы, родители, промашки. Притом непростительные, чреватые самыми нежелательными последствиями, если вести речь о формировании у детей основ гражданственности, чувств патриотизма и интернационализма.

...Нужно старательно внушать юношеству назначение нашей жизни, а именно,
 что мы рождаемся не только для себя самих, но и для... ближнего, т. е. для всего человеческого рода;
 исходя из этого убеждения, каждый уже с детства пусть привыкает...
делать и стараться оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей.
Ян Амос Коменский

Пионерские законы (мы ведь сами когда-то жили по ним!) учат наших сыновей и дочерей смело отстаивать правду, добиваться справедливости, быть верными, надежными друзьями всем трудящимся земного шара, всем угнетенным, обездоленным. Да и весь строй нашей жизни воспитывает ребят в убеждении, что советский человек никогда и ни при каких обстоятельствах не бросает в беде друзей, советского человека самым непосредственным образом касается все происходящее на свете, он неизменно находится в первых рядах борцов за мир, за свободу, как в годы далекой уже войны. Не случайно нашего человека, поется в песне, «помнит мир спасенный»...

Именно это служит одной из главных причин, вызывающих огромный поток пионерских писем в защиту справедливости на земле, которые ежедневно получают редакции наших газет и журналов. Когда читаешь их, поверьте, душа радуется: ребята не просто сочувствуют чему-то, не просто негодуют. С детской непосредственностью, горячностью предлагают они свою помощь в разрешении самых серьезных конфликтов даже мирового масштаба.

На первый взгляд, конечно, наивно. Но ведь ребята совершенно искренне убеждены, что к ним обязательно прислушаются, хотят наравне со взрослыми вносить свой вклад в улучшение жизни на всей планете. И главным образом потому, что наши дети, дети первой в мире многонациональной страны социализма, растут в атмосфере духовного родства, взаимопомощи со всеми народами, что им небезразличны судьбы других людей. Разве это не прекрасно?! Надо ли кому-нибудь доказывать, что такими воспитали их наш общественный строй, наша система жизни, нравственных ценностей? Подобного явления никто из нас никогда (даже при самом тщательном поиске) не встретит ни в одном капиталистическом государстве.

Социальная активность наших детей имеет и более глубокую основу. Вершиной достижений воспитательной работы советского многонационального общества без всяких условностей можно назвать то, что ребята наследуют те идеи, которыми мы живем, которые утверждались кровью и потом наших отцов, дедов.

Во многих школах действуют клубы или кружки интернациональной дружбы. Некоторые школы носят имена героев дружественных нам стран и народов. Ребята встречаются со своими зарубежными сверстниками в пионерских, трудовых лагерях, переписываются с ними. Все это направлено прежде всего на то, чтобы у сегодняшних мальчишек и девчонок, которые в общем-то весьма скоро займут в различных сферах общества наше место, уже теперь складывался мир широких, благородных интересов. В процессе постепенного познания нынешней неспокойной действительности у них крепнет, расширяется понимание очень важного факта: трудящихся всех стран, независимо от цвета кожи и национальности, должна объединять общая борьба за свободу, за справедливость.

Как нам, родителям, оценить эту сторону жизни наших детей? Согласитесь, они вправе рассчитывать на наше заинтересованное отношение к их гражданской позиции, на нашу, наконец, помощь.

...Школу, где учится ваш сын, собираются посетить представители никарагуанской молодежи. Совет отряда поручил ребятам, в том числе вашему сыну, своими руками изготовить сувениры и сказать несколько приветственных слов зарубежным друзьям. Вы знаете, что дарить собственные поделки сын стесняется, считает их не слишком удачными. Знаете, что он никогда не отличался особым красноречием, а здесь ведь требуется связно, толково произнести емкие, созвучные именно данному моменту фразы. Вот почему ваш сын сегодня взволнован.

Как поступите вы в создавшейся ситуации? Задумайтесь, пожалуйста, захватит ли вас мысль о том, что сыну в эти минуты крайне необходимы ваше поощрение, поддержка? Найдет ли мальчик в вас опору? И не случится ли ситуации, о которой написала в «Пионерскую правду» Лена Н. из Якутска?

Чем встревожена девочка? В школе дети восторженно встречают предложение проявить солидарность со своими зарубежными сверстниками. Лена испытывает те же чувства, под влиянием нашей повседневной реальности в ней уже сформировалась такая внутренняя готовность. Однако дома, от мамы, очень часто слышится:

— Чего ради мы всем помогаем? Что у нас, своих забот мало? Каждый о себе сейчас должен думать. Нам это слишком дорого обходится...

Девочке хочется всей душой откликнуться на то, к чему призывают в школе. Но почему мама говорит совсем другое, противоположное? В смятении Лена просит редакцию пионерской газеты объяснить маме ее неправоту.

Надо научиться смотреть на ребенка как на человека, пусть еще слабого, нуждающегося в помощи,
 защите, пусть не могущего еще быть борцом и строителем, но все же человека, притом человека будущего.
 Надо научиться видеть в нем будущего товарища по борьбе.
Н. К. Крупская

Что бы вы ответили Лене? Нам думается, разумно прежде всего убедить и маму девочки, и других родителей, какой огромный урон причиняют подобного рода внушения в первую очередь их же собственному авторитету в глазах сына или дочери. Сегодня даже в младших классах кругозор школьников достаточно развит — тому способствуют дисциплины, предусмотренные программой, активность детей в общественной жизни, то есть в жизни октябрятской звездочки, позже — пионерской, комсомольской организаций. Волнующим ощущением личной сопричастности со всем тем, что рождает горячие проблемы современности, спешат они поделиться с близкими, которых, казалось бы, должно непосредственно затрагивать то же самое. Возможно, дети стремятся получить от родителей более четкое толкование каких-то вопросов, но вдруг наталкиваются на полное равнодушие. Не потому, что папы и мамы не разбираются в этих проблемах — тогда, подтверждает сама жизнь, пионер с радостью рассказал бы о том, что сам узнал, и отцовское или материнское внимание послужило бы ему величайшей наградой,— нет, взрослые попросту и разбираться в них не желают, они им, простите за крайность суждения, абсолютно безразличны. Надо ли добавлять, насколько зыбка почва, на которой зиждется в семье уважение пока еще маленького гражданина к таким родителям.

Нельзя недооценивать вреда и другого явления. К сожалению, иногда необдуманная фраза, сгоряча произнесенная под сиюминутным настроением, оставляет трудно стираемый след в сердце подростка. У него постепенно укрепляется привычка во всем искать неправду, растет недоверчивость ко всему или — еще хуже — цинизм.

Думается, полезно с особой силой подчеркнуть бесспорную вроде бы мысль: ясен, прочен и уже потому прекрасен внутренний мир детей, когда дома понимают их, поддерживают все лучшие стремления юного патриота, интернационалиста. Сегодня наши дети только учатся постигать жизнь, сложности связей огромного, неспокойного мира. Наш долг — помочь им, усилить гражданские мотивы, зазвучавшие в детской душе под влиянием школы, общественной работы, всего образа нашей жизни.

Обновлено: 2019-07-09 23:28:52