И песню свою найдем...

Удивительное дело: Алешка, от которого никто ни разу не слышал даже маленького куплета из тех песен, что он знал, неожиданно вдруг запел. Тихо, правда, как бы про себя, но старательно выговаривал слова известной всем нам песни «Алеша». Произошло это три дня назад, когда мама доверила ему включать проигрыватель. Как уж заприметил мальчуган пластинку с «Алешей», трудно теперь сказать, только на ней его словно «замкнуло». Едва открывал проигрыватель, первой непременно ставил полюбившуюся песню и, чуть картавя, начинал тихо следовать за мягкой, проникающей в сердце мелодией.

Вот и сейчас из-за неплотно прикрытой двери в коридор и на кухню вновь долетают перешагнувшие границы многих стран слова:

Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша,
Белеет ли в поле пороша иль гулкие ливни шумят.
Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша,
Стоит над горою Алеша, в Болгарии русский солдат...

Увидев заглянувшую в комнату Ирину Григорьевну, сын забрасывает ее вопросами:

— Мама, кто был этот Алеша? Наш разведчик? Или партизан? Почему он попал туда? Какой подвиг совершил?

Прежде чем ответить, Ирина Григорьевна взвешивает каждую фразу, чтобы глубже затронуть чувства ребенка, а сама удивляется: как же вырос Алешка за последний год! Точнее — повзрослел. В свои семь лет интересуется многим из того, мимо чего раньше проходил совершенно равнодушно. В таком-то возрасте? Похоже, сын-первоклассник всей душой откликнулся на голос далекой войны, которой посвящена песня. Ее содержание не просто говорило мальчику о давно прогремевшей над нашей страной грозе. Песня пробудила у Алешки потенциально заложенный природой инстинкт осмысленной деятельности. Иначе чем другим объяснить, что в эти минуты под рукой сына оказались и купленный три года назад пистолет, и поломанный автомат, и старая отцовская планшетка, разысканные в кладовке среди забытых уже игрушек.

Слова песни, улавливает обострившимся материнским зрением Ирина Григорьевна, ее Алеша воспринимает как нечто особенное, повествующее о самом серьезном для него в жизни. Вслушиваясь в них, расправляет шире плечи, берется за игрушечный пистолет. Сейчас мальчик и впрямь готов рвануться в бой, выполнять свой долг так же самоотверженно, как в свое время сражался с врагами Родины вошедший в легенду его тезка.

Ирина Григорьевна едва сдерживает охватившее ее радостное волнение и, пытаясь успокоиться, механически перекладывает книги в шкафу. Откуда у сынишки, совсем еще малыша, столь серьезное понимание патриотической песни, ее высокого звучания, прекрасно передаваемого солистом? На фоне этих размышлений в материнском сердце рождается озарение: а ведь Алешка всем существом своим, каждой клеточкой проник в дух песни, наверняка постиг сегодня иначе, чем вчера, что такое русский солдат, что такое долг перед Отчизной.

Вот так, думается, и рождается иногда большое, светлое чувство — любовь к своему народу, к Родине.
 Рождается песней, укрепляется ею! До чего же замечательно, что в нашем доме дети слышат
 пронизанные героикой песни, вслед за нами, взрослыми, идут с ними по жизни!
Настоящая музыка всегда революционна, она сплачивает людей, тревожит их, зовет вперед...
Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только передовые гуманные идеи.
Д. Д. Шостакович

Общеизвестна музыкальность многих наших ребят. Но вряд ли можно сразу определить, что особенно привлекает их — ритмическая ли сторона песни, ее слова или все, вместе взятое. Пожалуй, судить о том — дело специалистов. Для нас важнее другое — пробуждающийся музыкальный вкус ребенка должен получить соответствующую огранку нашей патриотической песней. Потому хотелось бы, чтобы почаще раздавалась она в нашем доме.

В методической литературе встречается немало полезных советов, как лучше приобщать ребенка с самого раннего возраста к классике, воспитывать его слух, вкус хорошей серьезной музыкой. Эти рекомендации служат весомым подспорьем для родителей, убеждают их в необходимости знакомить детей с нестареющими произведениями Глинки, Моцарта, Чайковского, Баха, Бетховена... Такие возможности имеются практически в каждой семье. Однако вместе с тем ребенка должны сопровождать наши песни — те, которые строить и жить помогают, вдохновляют советского человека на ратный и трудовой подвиг.

Песня всюду с нами — и в радости, и в тревоге! Согласитесь, это не просто красивые слова. Оглянемся мысленно назад, в годы, опаленные огнем Великой Отечественной. Разве не стала песня с первых же дней войны верной спутницей всех, кто взял винтовку в руки? То за

душевная, лиричная, то грозная, пронизанная ненавистью к врагам Отчизны, она закаляла мужество бойцов, жила рядом в промерзших землянках и окопах, шла вместе с ними в походах и сражениях, вселяла бодрость, негасимую веру в Победу. Песня являлась поистине неразлучным другом советского человека, более того — его оружием.

Так было всегда. Было... А продолжат ли эту замечательную традицию наши дети, когда вырастут? Конечно, очень хотелось бы, но... Если поразмыслить, есть основания и для доли сомнения. Не тревожит ли вас, дорогие родители, музыка, которая чаще всего доносится сегодня из комнаты сына или дочери? Под какие мелодии и ритмы проводят они свое свободное время? Всегда ли близки им песни, способные хоть в малой степени формировать героико-патриотические начала?

Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.

Обновлено: 2019-07-09 23:28:36