Физическое воспитание

Категория: Разное о воспитании детей

Основоположники научного коммунизма К Маркс и Ф. Энгельс справедливо полагали, что физическое воспитание — неотъемлемая часть всесторонней подготовки пролетариата к революционной борьбе, неоднократно подчеркивали необходимость регулярной закалки организма ребенка с самых первых лет жизни или, по крайней мере, с раннего школьного возраста. Своевременно начатое физическое воспитание Ф. Энгельс считал основой, фундаментом хорошей физической подготовки каждого молодого человека. «Не лучше ли систематически и основательно обучать вольной гимнастике и упражнениям на гимнастических снарядах учащихся всех классов, — писал он, — пока их члены еще не утратили своей эластичности и гибкости, чем биться, как это делают теперь, над двадцатилетними парнями в поте их лица — и своего собственного, — тщетно пытаясь вернуть их костям, мускулам и связкам, огрубевшим от работы, прежнюю подвижность и гибкость?»

...Люди обнаруживают, к своему собственному удивлению, как мало требуется времени,
 чтобы из физически развитого молодого человека сделать солдата.
Ф. Энгельс

Польза физической культуры и спорта общеизвестна — ее подтверждают люди разных возрастов и профессий. Думается, вряд ли надо приводить здесь их мысли. Каждому ведь ясно, что здоровье, как говорят в народе, всему голова. А слова «спорт» и «здоровье» неотделимы друг от друга. Единственное, что хотелось бы добавить, — физическая активность развивает не только силу, ловкость, гибкость, выносливость, быстроту. Благодаря ей характер человека обретает смелость и самообладание, решимость и волю. Эти черты, роль которых в жизни поистине велика, особенно по душе ребятам. Сошлемся для иллюстрации на результаты исследования группы ленинградских психологов.

Одновременно в трех общеобразовательных школах учащимся пятых — восьмых классов предложили ответить на один и тот же вопрос: какие люди им нравятся, что они считают в них наиболее ценным для себя? В подавляющем большинстве подростки, прежде всего старшеклассники, среди положительных качеств на первое место выдвинули волевые — решительность, смелость, умение упорно добиваться заветной цели, преодолевать трудности.

В определенной степени узконаправленное, но затронувшее многих школьников анкетирование наглядно выявило тот идеал, которому молодежь стремится подражать. Вот почему, на наш взгляд, ребята охотно занимаются самовоспитанием — надеются в конечном итоге выработать в себе волю. Волю и еще раз волю! Видимо, интуитивно чувствуют: в их годы нужно быть решительнее, тверже.

И представьте, это соответствует истине. Давайте чуть внимательнее присмотримся к поведению собственного сына, его школьных товарищей. Очень скоро обнаружится: подростки (и младшего возраста, и старшеклассники) весьма часто неорганизованны, легко пасуют перед трудностями, сравнительно быстро поддаются чужому влиянию, хотя, казалось бы, по любому вопросу еще вчера имели свое, сложившееся мнение.

Мы, разумеется, не отрицаем, что не все подростки одинаковы — отдельные ребята обладают хорошим волевым началом. Однако, повторяем, оно присуще лишь немногим детям. У основной массы их сверстников волевые процессы довольно слабо выражены. И здесь не улучшает положения даже акселерация, на которую сейчас любят кое-где ссылаться. Напротив, при ускоренном физическом и в известной мере психическом развитии более заметно отставание подростков в волевой закалке. Недаром мальчишки порой пытаются приобретать ее приемами, с которыми вряд ли можно согласиться: стараются терпеть намеренно причиняемую самим себе боль, ходят по снегу босиком, устраивают голодовки и т. д.

Я чувствую после прогулок и плавания, что молодею, а главное,
 что телесными движениями промассировал и освежил свой мозг.
К. Э. Циолковский

Здесь самое время вмешаться нам, родителям. Тактично посоветовать: не лучше ли ввести в свой режим дня обязательный комплекс физических упражнений, специальные тренировки? Для того чтобы глубже уяснить их важность, необходимость, давайте хотя бы фрагментарно познакомимся со статистическими данными.

Итоги исследований гигиенистов и физиологов отнюдь не оптимистичны: практически здоровы у нас сейчас только около 70 процентов школьников. У остальных ребят наблюдаются те или иные отклонения от нормы. Еще непригляднее картина в области физического развития: более 70 процентов мальчиков и девочек в городах страдают гиподинамией, то есть имеют предболезненные или болезненные функциональные изменения.

К сожалению, тенденция эта нарастает. Если в первой половине 70-х годов число школьников с избыточным весом достигало 12 процентов, то в 1986 году их стало 20—22 процента. А увеличение веса против нормы на 15 процентов влечет за собой ряд функциональных изменений. В частности, понижается активность и работоспособность центральной нервной системы. У каждого пятого ученика 7—8-х классов отмечается переутомление.

Малоподвижность отрицательно влияет и на зрение. Почти у каждого выпускника средней школы острота зрения снижена. Основная причина — миобия, ослабление мышц глаза, которая, в свою очередь, связана с общим состоянием. Для физически крепких, здоровых ребят, как правило, недостаток зрения почти не характерен.

Сотрудники Института имени Гельмгольца провели исследования в районах Крайнего Севера, где ухудшение зрения особенно распространено. Оказалось, не все зависит от климата, от продолжительности светового дня. В школах с правильно организованным физическим воспитанием удельный вес патологии зрения значительно меньше. Специалисты советовали шире использовать пришкольные площадки, спортзалы, чаще устраивать спортивные и военно-спортивные игры на воздухе, сокращать пресловутый «отдых» у телевизора.

Последняя рекомендация, согласитесь, относится совсем не к школе. На наших глазах телевизор буквально приковывает к себе ребят. Значит, здесь основное слово за нами, родителями: бесконтрольное сидение перед телеэкраном часами подряд причиняет ребенку только вред. Дорогие папы и мамы, попробуйте увлечь сына или дочь каким-то интересным занятием, с учетом, естественно, их индивидуальных склонностей!

А с чего, собственно, начинается физическое развитие? Пусть вам не покажется банальным привычный для слуха ответ: с физической зарядки. Не зря специалисты едины в своем мнении об обязательности утренней гигиенической гимнастики. Причем в любую погоду — на свежем воздухе. Тогда закаливание организма органично совмещается с укреплением волевых качеств. Скажем, на улице прохладно, вам хочется понежиться в теплой постели. Но нужно перебороть себя, подняться, быстро одеться, выбежать на улицу. Через 20—30 минут вы возвращаетесь домой жизнерадостным, бодрым, с румянцем на щеках. И так изо дня в день.

Подчас мы совершенно упускаем из виду, что для ребенка совсем не безразлично, когда именно приобщится он к физической культуре и спорту. Стоит промедлить чуть-чуть, и многое окажется безвозвратно потерянным. Быстрота или ловкость, к примеру, оптимально нарастают до 12—13 лет. Впоследствии наши дети просто не смогут добиться того, что способны приобрести, если не прозевать благоприятный момент. Систематически вырабатывать силу, выносливость опытные методисты не без основания советуют в 14—16 лет, хотя постепенно формировать эти качества надо конечно же значительно раньше — в процессе игр, увлекательных занятий и т. д.

При организации тренировок ребят важно тщательно отбирать упражнения. Поскольку каждое из них развивает сразу несколько физических качеств, следует предварительно определить их преимущественную направленность на совершенствование той или иной черты. Соответствующие рекомендации можно найти в книгах И. Л. Дударева и И. И, Путивльского «Тренируйся сам» (Киев, 1986), С. А. Полиевского, Е. П. Гука «Физкультура и закаливание в семье» (М., 1984).

Как накапливается сила? Чаще всего практикуется повторное поднимание тяжести, а также так называемый метод динамических усилий, которых требуют прыжковые и метательные движения. Спокойные, объемные, по определению тренеров, занятия весьма эффективны для роста мышечной ткани. У ребят улучшается обмен веществ.

И еще один момент: силовые упражнения целесообразно включать в конце основной части каждого занятия.

Для развития силы очень полезны, разумеется, гантели. Первично их масса должна равняться 50 процентам от массы оптимальной (за оптимальную принимается та, которую можно поднять без особого напряжения 8— 10 раз). В ходе тренировки многие ребята увеличивают массу до восьмидесяти процентов от оптимальной, стараются поднимать такие гантели 4—6 раз, иногда даже 8 раз.

Упражнения, развивающие быстроту, выполняются, как правило, сериями и обычно в начале занятия. Интервалы между повторениями упражнений определяются в каждом случае индивидуально, так, чтобы восстановить работоспособность ребят..

В последние годы появилось немало специальной литературы, из которой можно подобрать комплекс упражнений практически для детей любого возраста. Поэтому мы не излагаем здесь каких бы то ни было комплексов. Выскажем лишь несколько мыслей.

Начнем, пожалуй, с воспитания выносливости. Кто из нас не испытывал белой зависти К людям, умеющим трудиться долгое время не утомляясь? К специальным упражнениям, рассчитанным на формирование, закрепление подобных навыков, вашему сыну лучше всего приступать с 16 лет. Почему? Известно, что любая длительная работа требует значительных энергетических затрат, а у детей они идут на обеспечение роста организма. Поэтому для подростков до 16 лет объем нагрузок, с помощью которых развивается выносливость, предусматривается не очень большим.

Назовем примерные упражнения, способствующие приобретению выносливости (на комплексных тренировках желательно выполнять их в конце основной части занятия):

ходьба в среднем темпе;

длительные ходьба и бег в медленном темпе;

кроссовый бег в переменном темпе (300—1000 метров);

передвижение на лыжах в медленном, среднем и переменном темпе (в зависимости от возраста);

 гребля, катание на коньках, велосипеде;

 спортивные игры.

Если физкультура и спорт, отмечали мы выше, входят в повседневный быт семьи, наши ребята становятся не только быстрыми, сильными, выносливыми, но и ловкими, гибкими. Для выработки ловкости и гибкости используется небольшое количество упражнений, подобранных, безусловно, с учетом подготовленности ребенка. Но вся особенность в том, что ежедневно их надо часто повторять, лучше всего в процессе утренней гимнастики.

Примерные упражнения для развития ловкости (быстрота движений сочетается с их точностью): жонглирование теннисными мячами; всевозможные кувырки (вперед и назад в группировке, боком);

прыжки через скакалку (на одной, двух ногах, со скрещением рук впереди); подвижные игры;

спортивные игры (волейбол, баскетбол, футбол, настольный теннис).

Примерные упражнения для развития гибкости:

из положения стоя (сидя) наклоны вперед, ноги не сгибать; то же с отягощением;

в различных положениях выпада (вперед, назад, в сторону) растягивание в коленных и тазобедренных суставах; то же с отягощением;

из положения лежа сделать «мост»; маховые движения ногами (вперед, назад, в сторону) с максимальной амплитудой;

сидя на пятках, прогнуться назад, стараясь коснуться головой пола.

Каждая тренировка, вернее, каждое занятие, организованное для ребят, по форме должно приближаться к уроку физической культуры: включать три части общей продолжительностью от 20 до 60 минут.

1. Подготовительная часть длится 6—15 минут. Ее цель — разминкой, специальными упражнениями, ходьбой, легким бегом подготовить организм к предстоящей физической нагрузке.

2. Основная часть (12—40 минут) объединяет упражнения, непосредственно развивающие необходимые физические качества.

3. Заключительная часть занимает самое минимальное время: от 2 до 5 минут, в течение которых организм приводится в относительно спокойное состояние. Как правило, применяются медленная ходьба с дыхательными упражнениями, расслабляющие движения и т. д.

Интересное