Афинский календарь

«Этот человек добился истины в отношении предсказания явлений звездного неба, ибо движения светил и перемены погоды вполне согласуются с его данными; поэтому большинство греков до моего времени пользуются его 19-летним кругом...»

Так писал о Метоне историк Диодор в I в. до н. э. И в самом деле, новая календарная система была разработана Метоном до мельчайших подробностей, включая и такую ее важную сторону, как правило чередования полных и пустых месяцев. Как свидетельствует Гемин, оно заключалось в том, что сначала теоретически считали все месяцы по 30 дней, потом выбрасывали дни 64-й, 128-й, 192-й, 256-й и т. д. (т. е. каждый 64-й день). Чтобы узнать количество неполных месяцев (по 29 дней), достаточно было их общее число умножить на 30 и результат разделить на 64. Неполными были те месяцы, которые после умножения их порядкового номера от начала цикла на 30 и деления полученного результата на 64 давали остаток меньше 30. Если же остаток оказывался больше 60, то как данный, так и предшествующий ему месяц имели по 30 дней.

И все же создается впечатление, что древние греки то ли не поняли сущности открытия Метона, не научились им пользоваться, то ли сознательно отказались от него. В частности, всего через девять лет после того, как Метон «ввел в действие» свой кален-дарь-парапегму, на сцене греческих театров появилась комедия Аристофана «Облака». Вот что говорят облака афинянам, которые тщетно пытаются упорядочить счет дням по Луне:

«Вам не удастся дни согласовать
С ее веленьями; запутали вы их — и век не разобраться.
И боги все, ложась без ужина в постель,
Согласным хором льют на голову ее
Поток упреков в разочарованье горьком,
Что праздник встретить им пришлося без пирушки..,»

Исследования показали, что как непосредственно после открытия метонова цикла, так и сто лет спустя, да и в середине III в. н. э. греки пользовались менее точным 8-летним циклом... А чтобы как-то все же согласовывать свой гражданский календарь с Луной, они эпизодически добавляли к месяцу или выбрасывали из него один-два дня. Имеются многочисленные свидетельства того, что и после Метона разница в числах месяца по различным лунным календарям достигала даже 8—10 дней...

Оказывается, что 19-летний цикл был для греков неподходящим, так как по нему было неудобно определять время их важнейших праздников, которые, наоборот, удобно укладывались в 8-летнем цикле: олимпийские игры — через каждые 4 года (т. е. два раза в 8 лет), пифийские игры в Дельфах — один раз в 8 лет (то, что в двух четырехлетиях число месяцев было неодинаковым, 49 + 50, особой роли здесь не играло), в Афинах вообще было пять праздников, повторявшихся через четыре года. Вот почему многие выдающиеся греческие астрономы после Метона (в их числе Евдокс и Эратосфен) стремились усовершенствовать именно октаэтериду, разрабатывая, в частности, 16- и 160-летний циклы, хотя все эти попытки были шагом назад по сравнению с циклом Метона. Потому-то римский писатель Цензорин в 238 г. н. э. отметил, что и в его время 8-летний цикл оставался у греков наиболее популярным...

Итог известен: если говорить о IV—I вв. до н. э., то «афинский календарь и в это время, когда лунный год господствовал во всей Элладе безраздельно, подвергался таким колебаниям, что в настоящее время, по-видимому, нет даже возможности установить истинный ход афинского времясчисления в 3 — 1 вв. до p. X». Конкретно об афинском календаре видный специалист по хронологии Э. Бикерман (США) пишет так: «Даже еще во II в. до н. э. добавления месяцев производились так беспорядочно, что в двух годах, следующих один за другим, могли быть дополнительные месяцы... На практике же дни исключались и включались произвольно. Основной причиной такой подгонки календаря было то, что большинство религиозных празднеств было закреплено в официальном календаре». И вот «афиняне могли переименовать месяц Мунихион сначала в Антестерион, а затем в Боэдромион, чтобы дать возможность Деметрию Полиокрету (этот выдающийся полководец, ставший позже правителем Македонии, захватил Афины в 307 г. до н. э.— И. К.) во время его непродолжительного пребывания в городе познакомиться с малыми (празднуемыми в Антестерионе) и большими (празднуемыми в Боэдромионе) элевсинскими таинствами». Поэтому, наконец: «Сопоставить афинскую дату с юлианской можно лишь в исключительных случаях...».

В македонском календаре времен Александра вставки 13-го месяца как будто производились один раз в каждые три года, однако четких правил для этого не было. Вот что рассказывает, например, древнегреческий историк Плутарх (ок. 46—126 гг. н. э.) в «Житии Александра». Перед началом битвы Александра с персидским царем Дарием III под Граником (334 г. до н. э.) должен был наступить новый месяц Десиос, который у греков считался несчастливым. Чтобы выйти из затруднительного положения, Александр решил ... вставить дополнительный 13-й месяц, т. е. повторить еще раз месяц Артемисиос. Конечно, «после этого» он не мог не выиграть сражения...

А все же удивительно, что такое приходится говорить о календарях народа, давшего миру выдающихся астрономов: Аристарха Самосского, Гиппарха и Птолемея... Впрочем, с. 290 по 90 гг. до н. э. вообще данных о древнегреческом календаре немного. Их практически не сохранилось для реконструкции календарей больших восточных городов, покоренных Александром.

«Свободная октаэтерида»

В 86 г. до н. э. греки потеряли свою политическую независимость. После этого исправления в календарь не вносились и начало года стало «плавающим» по отношению к месяцам юлианского календаря. В самом деле, обычно афинский новый год— 1-е число месяца Гекатомвеона начинался в июле (и даже иногда в конце июня). Но в I тысячелетии н. э. чем позже жил автор, описывавший афинский календарь, тем дальше от июля отстояло у него начало года. Так, по данным Плутарха (конец I в. н. э.), афинский новый год начинался около 1 августа, в III—IV вв. н. э. его начало передвинулось уже к сентябрю и даже октябрю, а в IX—X вв.— к январю. Писатели же XIV—XVI вв. отождествляют месяц Гекатомвеон с апрелем. Таким образом, за полторы тысячи лет начало года афинского лунно-солнечного календаря сместилось от летнего солнцестояния к весеннему равноденствию.

Это как раз и соответствует случаю, когда 8-лет-ний цикл не согласовывается с годичным движением Солнца на небе, так как в каждые 157 лет октаэтери-да по отношению к солнечному году запаздывает на 30 дней. И если «плавающая октаэтерида» была допущена в 84 г. до н. э., а начало года тогда приходилось около 1 июля, то около 73 г. н. э. оно пришлось уже на 1 августа, около 235 г.— на 1 сентября, 392 г.— на 1 октября, 554 г.— на 1 ноября, 711 г.— на 1 декабря и т. д. и, наконец, 1344 г.— на 1 апреля.

Во многих городах Ближнего Востока и после принятия ими юлианского календаря удержались македонские названия месяцев. При этом если обычно лунно-солнечный год македонского календаря (1 Диоса) начинался в сентябре, близко к осеннему равноденствию, то в солнечных (юлианских) календарях начало года в большинстве случаев оказалось передвинутым ближе к зимнему солнцестоянию или даже за него. Например, в Эфесе 1 Диоса закрепилось за 23 сентября, но в Дамаске оно приходилось на 18 октября, а в Антиохии и Константинополе—на 1 ноября. Отсюда следует, что в двух последних городах до принятия юлианского календаря около 200 лет использовалась свободная октаэтерида. Позже однако в Константинополе македонские названия месяцев были заменены римскими.

Кстати, обычай вести порядковый счет дней в месяце от 1 до 30 (31) пришел к нам через Константинополь из Антиохии.

В целом, как видно, древних греков их календарь вполне устраивал. Известно, что в Афинах им пользовались еще и в VI в. н. э., а в Византийской империи—до конца VII в. н. э., т. е. на протяжении 600 лет после введения юлианского календаря. Более того, в XIII в. византийский историк Георгий Пахимерес предложил заменить названия месяцев юлианского календаря соответствующими названиями древнегреческого. Уже накануне краха Византийской империи (1453 г.) другой византийский историк Георгий Плетон предлагал вообще возвратиться к лунно-солнечному календарю с началом года от новолуния, которое приходилось бы близко к зимнему солнцестоянию. Такие проекты возникали в связи с неточностью юлианского календаря.

Обновлено: 2019-07-09 23:31:04