HE ОТБИРАЙТЕ У РЕБЕНКА МОЛОТОК!

Категория: Разное о воспитании детей

HE ОТБИРАЙТЕ У РЕБЕНКА МОЛОТОК!

Многие городские и сельские дети домашним трудом почти не занимаются. Виноваты в этом родители, которые не позволяют детям трудиться. Нельзя, дескать, лишать ребятишек детства. Мы воспринимаем детей как прекрасные, нежные создания, которые нужно беречь. Слов нет: беречь нужно, но оберегать от труда нельзя.

Если пройти по селу, детей на приусадебных огородах почти не увидишь. Огороды сегодня — удел взрослых. А ведь раньше было иначе. Я рос в деревне, умел колоть дрова, сарай починить, сена корове дать. Всему этому меня научил отец. Мы, дети, соревновались друг с другом, кто быстрее и лучше вскопает огород. А как завидовали нашему сверстнику Леньке Титаренко, когда он раньше всех научился косить!

У меня есть внучек Игорь. Ему скоро исполнится два года. Но он уже любит помогать деду, когда я что-нибудь пилю, строгаю, сколачиваю. Естественно, помощь внука для меня пока только помеха. Но я не прогоняю его. Игорек уже научился забивать небольшие гвозди. Когда мама приводит его к нам в гости, мальчик первым делом обращает внимание на косяк двери. Если забитый там гвоздь выступает, просит молоток. И стучит по шляпке, пока гвоздь не войдет в доску. Закончив работу, довольный, идет к своим игрушкам.

Надо поощрять стремление детей к труду. Не отбирайте у ребенка молоток!

В. К у р а по в,

поселок Лазо Приморского края

 ТРУД ПО СИЛАМ

Как приобщить ребенка к труду? Сейчас об этом много говорят и пишут. Хочу высказать свою точку зрения.

У меня два сына. Старший служит в армии, младшему шесть лет. Значительная разница в возрасте имеет и свои плюсы. Накопленный опыт в воспитании старшего сына помогает в отношениях с младшим.

Старший сын рос, как нам казалось, трудолюбивым мальчиком. Добросовестно справлялся с постоянными поручениями: купить хлеб, вынести ведро с мусором, убрать свою комнату. Сын взрослел, а обязанности по дому у него не менялись. Мы предъявляли к нему заниженные требования, жалели его. Особенно не нагружали — мальчик учился в музыкальной школе.

После окончания школы сын пошел работать на завод к станку, по той специальности, которую получил в школьном УПК. Как же тяжело давались ему первые месяцы работы! Выяснилось, что наш сын ни физически, ни морально не готов к серьезным трудовым нагрузкам. Постепенно освоился, стал выполнять и даже перевыполнять норму. Но трудности первых дней сказались отрицательно, помешали ему почувствовать вкус к профессии, полюбить ее. Выходит, наша жалость обернулась во вред сыну.

Теперь я вижу: нужно с малых лет приучать ребенка к работе, необходимой семье. Иначе в дальнейшем дети будут избегать, бояться трудных дел. Свои искания направят на то, чтобы найти себе занятие полегче, почище. Мы часто недооцениваем возможности ребят. У них хватит сил для настоящих, серьезных дел. Именно настоящих, реальных. Думаю, в этом направлении семья и школа должны идти в ногу.

Е. Егорова, Саратовская область

БЕРЕГИТЕ ХЛЕБ!

У разных людей разные пристрастия: в одной стране любят рис, в другой предпочитают маисовые лепешки. А вот нам хлеб подавай. Черный, белый, ржаной, пшеничный... До чего же вкусно! Душистый, мягкий, красивый! Хлеб всегда красив — ив колосьях, и в булке.

Хлеб — наше богатство! Примелькалась эта фраза, уже не воспринимаем ее, не чтим хлеб.

...Помню, в войну мы ходили с матерью на базар. Она продавала вещи, чтобы на вырученные деньги купить хлеб. И как-то раз купила целую буханку! Какие мы были счастливые, когда несли эту буханку домой! По дороге мать приговаривала: «Не споткнись, не урони, смотри под ноги!» Будто я не хлеб несла, а хрупкую вазу!

Да, сейчас другое время, хлеба у нас вдоволь и на любой вкус. Но разве от этого он утратил подлинную цену? И в наше время хлеборобы много работают, чтобы собрать большой урожай, чтобы не знали мы нужды в хлебе. И если с малых лет не учить детей беречь и уважать чужой труд, то вряд ли из них вырастут защитники общественного достояния...

В. Гельфанд, г. Кривой Рог

ДОБРАЯ ИГРА

Игра, если ее хорошо организовать, может стать не просто забавой — она развивает фантазию, речь, память ребенка, а самое главное — воспитывает ребят. Поэтому так важно, чтобы игры детей были гуманными, умными.

...Во дворе трехлетний мальчишка стянул веревкой руки старой кукле. Рядом на скамеечке оживленно беседует с соседками его мама. Она спокойна: сын играет. Как? Для нее не имеет значения.

— Почему ты связал куклу?— спросила проходившая мимо женщина.

— Я разбойник,— ответил малыш.

— А знаешь, был такой разбойник Робин Гуд — очень сильный, смелый человек. Он не обижал слабых, помогал им.

— И я помогу. Я помогу кукле убежать из плена, — с радостью откликнулся малыш.

Произошло чудо: злой разбойник превратился в отважного рыцаря. Только жаль, что мама, занятая разговорами, этого не заметила.

А. Котов а, г. Биробиджан

МАЛЬЧИШКА С РОГАТКОЙ

Вы видели их, наверное, немало — этих юных «охотников». Жертвами развлекающихся стрельбой из рогаток подростков частенько становятся беззащитные птахи, соседские кошки, чьи-то окна, уличные фонари, лампочки в подъездах домов.

Спросим себя честно: пытался ли кто-то из нас остановить, схватить за руку такого озорника? Пожалуй, очень редко. У хулиганов даже находятся сердобольные защитники: «Уж и побаловаться нельзя. Будто сами маленькими не были. Все мы в таком возрасте с рогатками бегали».

Давайте задумаемся, насколько безнравственна, вредна, опасна подобная позиция. Как убедить мальчишку, что нужно беречь народное имущество, если он с удовольствием разбивает фонари в парке?

Слова об опасности увлечения рогатками не пустая фраза. Однажды потрясенный горем отец восьмиклассника Андрея Балакшина поведал такую историю.

Андрею попал в глаз из рогатки одноклассник. Стрелял он почти в упор, с полутора-двух метров, и, может, вовсе в глаз не целился. Но схватился за рогатку без колебаний, по привычке, как за надежный аргумент в мелкой мальчишеской ссоре. А другой ученик, который стоял поблизости, не задержал руку с рогаткой.

Андрей Балакшин получил тяжелое повреждение глаза, долго лечился. В конце концов ему вернули зрение. Но далеко не всегда «баловство» заканчивается благополучно. Во многих случаях «невинная» рогатка приводит к трагедиям.

«Мне, к сожалению, с подобными фактами часто приходится сталкиваться,— написала в редакцию дефектолог Сакского городского отдела народного образования С. Шпаковская.— Уже не один слепой ребенок состоит по вине рогатки у меня на учете».

Выходит, не правы те, кто снисходительно относится к рогатке.

Б. Матвеев, журналист, Крымская область

КАК В ЗЕРКАЛЕ

— Нет, коричневый!

— Нет, желтый!

В трамвае спорили мама с сыном о цвете платья сидевшей неподалеку девочки. Когда у мальчика не хватило аргументов, он выкрикнул:

— Замолчи! Ты ничего не понимаешь!

Мама покраснела, папа заерзал на сиденье и начал стыдить сына:

— Разве так можно?

— Тебе можно, а мне нельзя?— вопросом ответил сын.

Мальчик с детским простодушием представил всем пассажирам своих родителей, которые, видно, в общении друг с другом далеко не образец для подражания.

Все начинается с примера родителей. Как бы мама ни наказывала дочери: «Будь аккуратна!»— ничего не получится, если сама она неряшлива. Дети все подмечают.

На первых порах, когда ребята еще малы, родители не видят того вреда, который наносят своим неправильным поведением собственным детям. А потом, столкнувшись с детской грубостью, неискренностью, расхлябанностью, мучаются в догадках: «Откуда это?» От папы и мамы, с которых ребенок брал пример.

Г. Кобрисенко, преподаватель Г ПТУ, г. Донецк

УЧИТЬ ДОБРОМ

Народная мудрость утверждает: «Жалок тот, кто для себя живет», «Жить — людям служить», «Без добрых дел нет доброго имени», «Не тот добр, кто в беде поучает, а тот, кто из беды выручает». И главная школа добрых чувств — семья. Именно у родителей дети учатся сопереживать, сочувствовать другому человеку.

...Отец с сыном сидели с удочками на берегу реки. Подошел мужчина:

— Нет ли поблизости моста?

— Нет, только брод. Вода весенняя, ледяная — возьмите мои сапоги.

Рыбак остался в носках. А сына послал перевести прохожего и принести сапоги обратно.

...На вокзале старушке не хватило рубля. Она потопталась возле кассы и со слезами села на скамейку.

— Не плачьте! Сколько вам нужно?— успокоила ее соседка и, услышав ответ, вынула из сумочки рубль.

Память ребенка сохранит и воспримет эти уроки.

Стиль отношений в семье тоже способствует воспитанию доброты в детях. Причем проявление доброты не означает нетребовательности. Ребенок хочет видеть в отце и матери не сентиментальных добрячков, а справедливых, чутких людей. Добрые поступки, человечность, справедливость обогащают нравственный опыт ребенка.

Ф. Смирнова, М. Смирнов,

г. Киров

СЛЕПАЯ ЛЮБОВЬ

Мы оказались соседями. У Вали — сын Саша, у меня тоже дети. Известное дело, наши разговоры чаще всего о них: как учатся, как ведут себя, к чему стремятся.

Нам, соседям, Саша приносил много хлопот: царапины и выбоины, которые он со своими дружками оставлял в подъезде, мы шпаклевали и белили, меняли сожженные почтовые ящики. А Валя твердила лишь одно: «Хороший у меня сын растет, хороший! Ничего, что балуется,—все мальчишки такие».

Бывало, скажешь Вале: «Зачем разрешаешь Саше курить?» В ответ: «Ведь мальчик растет, не девочка».

Все радовались, когда Саша закончил восьмилетку. Думали, поступит в училище, получит профессию, начнет трудиться, возьмется за ум. Напрасно надеялись. В училище, как и в школе, Саша пропускал занятия, развлекался с дружками. Включат магнитофон на полную громкость, вынесут усилитель в лоджию, и гремит на весь квартал: «Миллион, миллион алых роз!» Мать же опять дружков ругает, а Сашу по-прежнему защищает: «Хороший у меня сын!»

Мать всегда любит своего ребенка. Но не должна быть настолько слепой материнская любовь. Не помогает такая любовь Саше вырасти хорошим человеком.

В. Полонская, г. Донецк

ТО И ПОЖНЕШЬ

...Через открытую дверь с надписью «9 «б» я увидел девушку, моющую пол. На школьницу неприятно было

смотреть. Боясь испачкать джинсы и белую кофточку, она осторожно опускала тряпку в воду и неловко, с отвращением возила ею по полу.

— Ты и дома так моешь пол? — обратился я к девушке.

— Дома я этим не занимаюсь...

— Кто же моет пол?

— Бабушка и мама...

— А ты что же делаешь?

— Учусь!— услышал я в ответ.

«Учись! С хозяйством мы сами управимся»,— наставляют многие родители сыновей и дочерей. И растут такие ребята в отрыве от труда. Даже в селе! В семнадцать лет не могут корову подоить, свиней накормить, травы накосить. Равнодушные к заботам родного села, молодые люди уезжают в город на «легкие» заработки.

А родители сетуют на то, что у них нет помощников на старости лет. Но ведь, как говорится, что посеешь, то и пожнешь.

В. Хилькевич, ветеран труда, г. Смоленск

КОГО МЫ РАСТИМ?

Я — человек военный, двадцать пять лет отслужил в Советской Армии. За это время повидал много молодых людей, которые становились солдатами. И вот что огорчительно: все меньше приходит в армию парней, приспособленных к физическому труду. Образование они получают хорошее, знаний для постижения военных наук у них достаточно, а вот топора держать в руках не могут. Некоторые даже гордятся этим: мол, зачем топором махать в век электроники?

В армии, конечно, сложная техника. Но в армии и сегодня без топора или лопаты никак не обойтись. К примеру, чтобы поставить ту же палатку, когда подразделение на долгое время выходит в поле на умение...

Корни такого казуса уходят, наверное, в детство. Часто родители оберегают детей от труда: нельзя, дескать, лишать ребятишек детства. Я сам не раз это видел. Поздней осенью зашел к одному своему знакомому. Хозяева носили с огорода тыквы. Вместе с ними работала их пятилетняя дочка.

— Таня, прекрати!— то и дело требовал от девочки отец.— Тыква тяжелая. Мы без тебя справимся.

— Вот эта не тяжелая. Я же могу ее нести!— возражала Таня.

— Ну что с ней поделаешь?— как бы оправдывалась мать.

О чем этот случай говорит? О многом. Ребенок хочет работать — ему не позволяют. Придет время, те же родители будут ждать от дочери помощи, а уже она помочь не захочет. Успеет усвоить: родители могут обойтись и без нее.

В. Курпов, прапорщик, Приморский край