Супружеские конфликты: особо опасные случаи

Эгоцентрическое поведение и его влияние на супружескую жизнь

Опыт консультативной работы с разводящимися супругами привел к выводу, что эгоистические черты характеров супругов, их концентрация на своем «Я» — один из факторов дестабилизации брачной жизни. Эгоизм и эгоцентризм супругов приводят к крушению брачного корабля. Парадоксальность ситуации заключается в том, что супруги, как правило, видят эгоизм своего партнера, но не видят собственный. При консультировании разводящихся супругов социологу, психологу или психотерапевту больше всего бросаются в глаза дефекты нравственного развития супругов, чрезмерная концентрация внимания и всей психической энергии на собственном «Я».

Если мы проанализируем всю так называемую нашу душенную жизнь, то заметим, какое огромное место мы отводим размышлениям о самих себе.

Как правило, в подобных размышлениях мы занимаемся крайним самовосхвалением, самопочитанием, возведением себя на различные нравственные пьедесталы. Самовозвеличивание — очень страшная нравственная болезнь, так как мы часто забываем всякую меру. Путь к собственному культу личности самый простой, бесхитростный и примитивный, если безоговорочно следовать своим страстям и желаниям, если исключить всякие волевые усилия.

Наше «Я» всегда стремится к главенству, старшинству, лидерству, превосходству над другими людьми. «Я» — практически всегда диктатор и повелитель, что является одним из главных источников конфликтных ситуаций.

Концентрация на своем «Я» мешает занять необходимую и объективную позицию, проанализировать собственные поступки несколько отвлеченно, беспристрастно.

«Борьба» с другими вытекает из ложной жизненной позиции, из ложного противопоставления «Я» и «Они», из ложного понимания нравственных отношений с другими людьми. Эгоистическая направленность личности чаще всего воспитывается стихийно, без каких-либо сознательных намерений родителей, учителей. Эгоизм и эгоцентризм в определенной мере связаны с формированием автономного, независимого и самостоятельного «Я», но здесь не соблюдено чувство меры и не усвоены социальные нормы ответственности, долга по отношению к другим людям.

Основной дефект нравственного воспитания такой личности и состоит в том, что она воспитана на раздутых, крайне преувеличенных претензиях ко всем окружающим людям, с одной стороны, и крайней нравственной безответственности — с другой. Эгоистическая личность требует для себя от других по максимуму, а отдает другим по минимуму.

Между тем семейная жизнь всегда требует учета интереса других членов семьи и проявления о них заботы. Однако эгоцентризм одного или обоих супругов исключает такой учет интересов и тем более настоящую заботу о других близких людях.

Источник эгоцентризма следует искать в детских годах, когда в родительской семье ребенок, с одной стороны, был центром внимания всех ее членов, а с другой — он не был приучен заботиться о маме, папе, дедушках и бабушках, братьях и сестрах. Особенно сильный эгоцентризм характерен для единственных детей в семье.

К сожалению, в семейной педагогике упускается важнейший аспект нравственного воспитания личности ребенка: способность заботиться о близких и дорогих нам людях, а также о людях вообще. Почему-то и в научной, и в научно-популярной литературе по педагогике не делается упор на эту, прямо скажем, основополагающую способность. Без наличия такой способности вряд ли будет плодотворно и эффективно сотрудничество в любых социальных группах.

Как часто на бракоразводных процессах за внешним нагромождением взаимных претензий бывших супругов приходится наблюдать жесточайшую борьбу двух эгоистов, не желающих ничего видеть и слышать, не способных ни о чем думать, кроме как о своих корыстных интересах.

По нашему мнению, забота о близких: детях, родителях, муже, жене, брату, сестре и т. д. — основное нравственное качество личности. Вряд ли дружеские, любовные и супружеские взаимоотношения смогут долго просуществовать без наличия подобного качества. Забота о другом человеке прежде всего предполагает, что мы отождествляем свои интересы с интересами партнера, его потребности и желания мы рассматриваем как собственные. В подобных случаях наше «Я» [делимо от «Я» другого человека. Слияние двух «Я» — необходимейшее условие настоящей дружбы, любви — основного фундамента супружеских отношений. Максимальный интересов, желаний, намерений, потребностей и ценностей брачного партнера — одно из важных и существенных условий брачной и семейной жизни. Разумеется, здесь необходимо учитывать еще и другое условие: сформировано ли в человеке с детских лет чувство сострадания, милосердия, сочувствия, умения войти в психический мир другого человека. Это второй важнейший показатель нравственной воспитанности человека, его психологической зрелости.

Существует так называемая линейная шкала, крайним полюсом которой, по определению психиатров, являются «бесчувственные психопаты», т. е. люди с полным отсутствием чувства милосердия, сострадания, сопереживания; на другом полюсе линейной шкалы находятся люди с необычайно развитыми противоположными качествами, которые чужие боли и страдания, радости и успехи воспринимают как свои собственные. Чувства эмоционального сопереживания, способ и проникнуть в эмоциональный мир другого человека различны по своей силе и глубине для каждого отдельного человека, тем не менее всех людей можно разместить на подобной шкале и таким образом определить уровень эмоциональной теплоты. Более того, зарубежные и отечественные психологи создали специальные тесты-вопросники, с помощью которых можно также выявить степень развитости чувства эмпатии (синтонии) у конкретного человека.

Отношение человека к человеку — одна из центральных проблем психологии, этики и нравственной философии. Итак, в данном случае мы имеем тот мостик, который связывает сугубо этические проблемы отношения одного человека к другому с психологическими проблемами, т. е. речь идет о том, насколько общечеловеческие этические ценности, нормы, правила стали внутренним достоянием человека, вошли органической составной частью в его внутренний психический мир.

В межличностных семейных отношениях очень многое зависит от того, с каким нравственным, культурным, духовным и психологическим опытом человек вступил в брак. Здесь важно то, в какой степени и в какой мере личность усвоила общечеловеческие этические нормы и правила, т. е. в аналитическом плане важно знать, как происходило воспитание личности, как развивался процесс ее социализации под влиянием семьи, школы и всего социального окружения.

Каждая личность в процессе своего становления испытывает массу отрицательных влияний, многие из которых являются настоящими психическими травмами. Найдется немного счастливцев, которые воспитывались в достаточно гармоничных социальных условиях.

Кроме того, следует учитывать, что человек — сугубо противоречивое существо, в натуре которого смешаны в самой причудливой форме положительные и отрицательные качества: мораль и аморальность, честь и бесчестие, щедрость и жадность, и так до бесконечности. В европейской мысли противоречивость человеческой природы превосходно описал Блез Паскаль: «Мы не довольствуемся нашей подлинной жизнью и нашим подлинным существом, — нам надо создать в представлении групп людей некий воображаемый образ, и ради этого мы стараемся казаться. Не жалея сил, мы постоянно приукрашиваем и холим это воображаемое «я» в ущерб «я» настоящему. Если нам свойственно великодушие, или спокойствие, или умение хранить верность, мы торопимся оповестить об этих свойствах весь мир и, дабы украсить ими нас выдуманных, готовы отнять их от нас подлинных; мы даже не прочь стать трусами, лишь бы прослыть храбрецами. Неоспоримый признак ничтожеств нашего «я» в том и состоит, что оно не довольствуется ни самим собою, ни своим выдуманным двойником и часто меняет их местами!.. Мы так тщеславны, что хотели бы прославиться среди всех людей, населяющих землю, — даже среди тех, что появятся, когда мы уже исчезнем; мы так суетны, что забавляемся и довольствуемся доброй славой среди пяти-шести близких нам людей».

К сожалению, природа человека такова, что он действительно не хочет знать правды о самом себе, и вряд ли есть какие либо преувеличения в проницательных и глубоких мыс-лях Блеза Паскаля.

К сожалению, в характере практически всех людей имеются те или иные недостатки, влияющие на супружеские отношения. Например, стремление к чистоте и порядку в квартире - весьма похвальное качество каждой женщины, но даже такая черта, доведенная до чрезмерной крайности, становится буквально навязчивой идеей и усложняет жизнь всех членов семьи.

Известная строгость отца к проступкам детей естественна И необходима, однако в отдельных случаях она может дойти ДО холодной жестокости и постоянного физического наказания детей. Можно было бы еще привести примеры, как самые, казалось бы, вполне положительные черты характера ими поведения могут выливаться в свою противоположность. В последние два десятилетия в медицинской психологии были введены такие понятия, как «акцентуированная личность», "акцентуированный характер». «Акцентуация характера — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим». При большей выраженности акцентуированных черт характера они могут накладывать отпечаток на всю личность и в значительной мере осложнять взаимоотношения с другими людьми. При внимательном изучении оказалось, что личности с акцентуированными чертами характера составляют довольно большой контингент. Проф. К. Леонгард (ГДР) отмечает следующее обстоятельство: «...население нашей страны, во всяком случае население Берлина, это на 50% акцентуированные личности и на 50% — стандартный тип людей. В отношении населения какого-либо государства данные мо-гут оказаться совершенно другими».

В реальной жизни не так уж редко приходится встречаться с людьми, для которых характерна ложно понятая ими гордость. Она представляет чрезмерно высокое мнение о самом себе, ни на чем не основанное высокомерие, надменную кичливость. Для подобных людей характерно стремление значить больше, чем они есть на самом деле. Они часто стремятся выделиться среди окружающих, обратить на себя внимание, чем-то «блеснуть» и чем-либо похвастаться. Подобные черты характера, безусловно, затрудняют эффективное и плодотворное сотрудничество с другими людьми.

Установление нормальных отношений с другими людьми также затрудняется в тех случаях, когда мы крайне нетерпимы к чужим мнениям и суждениям.

Разумеется, в данном случае наши рассуждения о человеческих слабостях и недостатках весьма абстрактны, так как для каждого конкретного человека характерен свой уникальный набор тех или иных несовершенств. Ясно лишь то, что давно уже следует отказаться от примитивной схемы, состоящей в том, что есть «хорошие» люди и есть «плохие». Первой группе людей свойственны только положительные черты, а второй — только отрицательные. Классики мировой литературы прекрасно понимали сложнейшую диалектику сочетания и положительного и отрицательного в одном человеке. Например, Лев Николаевич Толстой в своих дневниках за 1898 год писал: «Одно из величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем: человека умным, глупым; добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности...».

Далее он пишет: «Как бы хорошо написать художественное произведение, в котором бы ясно высказать текучесть человека, то, что он один и тот же, то злодей, то ангел, то мудрец, то идиот, то силач, то бессильнейшее существо».

Подобная идея воплощена и в произведениях Ф. М. Достоевского, который замечательно показал многоликость, многозначность человека.

Таким образом, при анализе человеческих поступков, поведения, супружеских конфликтов нас ожидают определенные успехи лишь тогда, когда мы признаем жестокую правду: в каждом человеке много тех или иных недостатков, которые осложняют жизнь близких и дорогих ему людей.

Обновлено: 2019-07-09 22:54:24