дедовщина в армии только

Категория: Взаимоотношения в семье. Исследования, опыт

НАЧИНАЙСЯ ЖЕ ОНА В ШКОЛЬНЫХ КОРИДОРАХ И ШКОЛЬНЫХ ДВОРАХ.

Дедовщина — не обязательно издевательство старших над младшими. Это всего лишь частный случай. К этому явлению стоит отнести вообще любое подавление более агрессивными личностями дефензивных (защищающихся). Изучив проблему в том числе с привлечением студентов педвузов (курсовые, дипломные работы), я узнал, что КАЖДЫЙ подросток когдалибо

испытывал на себе гнет более старших и более агрессивных ребят И здесь для понимания уже недостаточно житейской психологии («все мы психологи»). Здесь требуется не слишком сложная очень понятная, но всетаки научная концепция, фрагмента которой были привлечены уже по ходу дела.

У многих людей есть скрытые и видные недостатки, неустранимая неполноценность. Мы говорили об этом выше в главе о психотипах. Не так важно, в чем она выражена. Это может быть хромота, худоба, малый рост, неправильный прикус, диспропорции в лице, картавость, заикание, гнилые зубы. Это может быть гнетущая бедность или недостаточные умственные способности, чтобы усвоить программу. И тогда человек старается компенсировать (восполнить) недостаток какимито достижениями. В спорте, в учении, в подавлении других людей. Власть — частое и мощное средство компенсации. Но первоначальная компенсация перерастает в гиперкомпенсацию Человек наращивает мускулатуру уже не для того только, чтобы сравняться с другими, но чтобы превзойти их. Так и проявляется это «гипер». Гиперкомпенсация может быть источником позитива. «Очкарик» роется в книгах и становится эрудитом.

Но гиперкомпенсация часто служит формированию зловещих черт. Приземистый горбун Ричард Глостер становится королем Англии Ричардом Третьим, коварно убрав с дороги законных претендентов. Это послужило сюжетом трагедии Шекспира, в которой этот гад развернулся в полном своем «очаровании». Но мне запомнился еще и трофейный фильм «Башня смерти». Там Ричард держит в стеклянном шкафу кукольные изображения своих соперников и по мере их уничтожения выбрасывает фигурки. Он вызывает на спор своего брата Кларенса, кто больше выпьет вина мальвазии, топит Кларенса в мальвазии и тоже выбрасывает его кукольное изображение из заветного шкафа. Толстый и низкорослый Наполеон нес социальный прогресс, развивал науки, но сеял смерть. За что гуманный Пьер Безухов и хотел его убить. Таких примеров множество. Особенно часто встречаются они среди паранойяльных личностей.

Этот психологический механизм «гиперкомпенсация комплекса неполноценности» впервые описал ученик Зигмунда Фрейда Альфред Адлер. И механизм этот, как мы убеждаемся, всеобщий.

Но вернемся к детям. Школьник гиперкомпенсирует за счет младшего или просто более слабого свой комплекс неполноцен

ности по отношению к старшему или просто к более сильному. В особенности тягостна ситуация с второгодниками в младших классах. Такими, как мои одноклассники Яковенко и Семенченко. Ребенок, отставший в интеллектуальном развитии от одногодков, «возвращает» утраченную самооценку по отношению к его теперешним одноклассникам тем, что подавляет их. Это возможно благодаря превосходству в физической силе и Навыках в области боевых искусств, где он опережает. Это подкрепляется связями с одногодками, которые продолжают учиться в классе, где он не удержался. Такая гиперкомпенсация очень опасна. Страдает при ней не только подавляемый. Резко искажается личностное развитие подавляющего. Он учится пресмыкаться перед сильным и получать удовольствие от своего насилия. Так рождается «обыкновенный фашизм». На такой гиперкомпенсации далеко не уедешь. Потомто все равно осадят, осудят и даже посадят. И посадить могут на всю оставшуюся жизнь. А то и вообще — Нюрнбергский процесс.

Так что же делать нам, родителям, с дедовщиной в школе... Это ведь ужасно. А вы научите своего сына сопротивляться. Психически уравновешенно. Бьет — давай поговорим. Выстаивать под ударом. А до этого научите юного человека всему тому, что написано в первой части «Лабиринтов общения». В критических ситуациях, конечно, надо будет вмешаться родителям... Но это все симптоматическая терапия. А главное — не заставляйте ваших и без того агрессивных ребят лишь наращивать мышцы в спортзалах. Занимайтесь с ними... ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ.

 

Обновлено: 2019-07-09 22:50:09