Цели нытья детей

Дети ноют не просто так, а с определенной целью. Приведем пример:

Сэнди очень любит своего четырехлетнего сына Джои и старается ни в чем ему не отказывать. Вчера в гости приходила бабушка, и они вместе с мамой целый день всячески развлекали Джои.

Мальчик начал ныть с самого утра. За завтраком выяснилось, что закончились его любимые хлопья, а ничего другого он есть не захотел. Бабушка тут же сбегала в магазин за хлопьями для любимого внука. Съев пару ложек, Джои отодвинул тарелку и сказал, что больше ему не хочется.

Джои предложили гренки, но их ему тоже не захотелось. Тогда мама и бабушка решили, что мальчик «не в настроении», потому что, возможно, немного приболел.

Пришло время отправляться в садик, но Джои начал плакать, заявив, что не хочет туда идти, и бабушка предложила: пусть побудет дома. Итак, мальчик остался с мамой и бабушкой.

Мама и бабушка все время пытались развеселить Джои, но у юге ничего не получалось. Они сходили в магазин и купили мальчику игрушку, которую тот попросил, а потом зашли в его любимое кафе. Но Джои все равно был недоволен, ныл и хныкал. Несмотря на это, мама и бабушка были рады тому, как прошел день,—ведь мальчик не закатывал истерик!

ЧЕГО НА САМОМ ДЕЛЕ ХОТЕЛ ДЖОИ

Как и большинство родителей, Сэнди уверена в том, что требования Джои абсолютно справедливы. Ребенку необходимо позавтракать, поэтому хорошая мама должна приготовить еду. Если малыш требует определенный продукт, хорошая мама должна его купить. Иными словами, за одним требованием следует другое и так без конца.

При этом мама не замечает или не хочет замечать, что постоянно напряжена и сосредоточена только на ребенке. Она как будто не видит, что сын становится все более требовательным и капризным, думает только о себе.

Сэнди считает, что проблема в хлопьях. На самом деле с помощью нытья Джои подчиняет себе взрослых и убеждается в собственной значимости: если бабушка бежит в магазин за хлопьями для него, значит, он действительно важная персона!

Ни мама, ни бабушка не научили Джои понимать, как его поведение может повлиять на окружающих, поэтому мальчик привык думать только о себе. Завтрак, садик, игрушки, поход в кафе — это «арена боевых действий», а нытье — способ привлечь к себе внимание и убедиться в своем влиянии на взрослых.

Чтобы дети поняли, что нужно думать о других, они должны научиться сопереживать, заботиться. Малыши ноют не потому, что они плохие, а потому, что нытье позволяет им получить желаемое и почувствовать свою значимость.

Никто не объяснил таким детям, что есть лучшие способы осознать собственную важность — сочувствуя и помогая окружающим. Потакая нытью, родители лишают их возможности играть положительную роль в семье.

Многие дети просто не знают, что можно утвердить свои позиции в семье без нытья, потому что их с первых дней всячески оберегали и лелеяли. Родители ошибаются, не разрешая ребенку выполнять посильную работу, потому что он не умеет этого делать или пока еще слишком мал. Еще одно распространенное заблуждение заключается в том, что дети якобы не способны понимать и уважать чувства и переживания других.

Дети могут и должны участвовать в повседневных делах. Они вполне способны помочь взрослым выполнять работу по дому (стирка, приготовление пищи, уборка и т. д.).

Отстраняя ребенка от домашних дел, мы тем самым умаляем его роль в семье. В результате он постарается привлечь к себе внимание и самоутвердиться с помощью нытья.

Согласимся, что большинство родителей приходят с работы уставшими, раздраженными и напряженными. Понятно, что в таком состоянии заниматься ребенком, а тем более что-то ему объяснять очень трудно. Проще всего посадить малыша перед телевизором, пока мама и папа не приготовят ужин. Родители выбирают сиюминутное спокойствие и возможность отдохнуть, не задумываясь о том, во что это выльется через несколько лет. Откладывая на неопределенный срок обучение детей элементарным навыкам взаимопомощи и взаимопонимания, мы тем самым закладываем фундамент серьезных проблем.

Конечно же, годовалый малыш не сможет выполнить работу так же быстро и качественно, как взрослый, но лучше дать ребенку попробовать что-то сделать, чем лишить его такой возможности.

Взаимопереживание и взаимопомощь сами собой не появятся. Если малыша все время отстраняют от участия в делах семьи, то он будет искать другие способы самоутверждения. Каждый ребенок должен чувствовать свою важность и незаменимость.

Если ребенок хочет помочь, не прогоняйте его со словами, что он еще слишком маленький, ничего не умеет и просто мешает. Дайте ему посильное задание — тогда и нытья в вашем доме станет гораздо меньше.

Вам помогут воспитательные техники, о которых мы уже говорили:

• Причина и следствие — эффективна для детей любого возраста. Ваша реакция на нытье должна быть немедленной и последовательной.

• Спокойный тон поможет найти общий язык с ребенком в любой ситуации. «Формулы эффективного общения» особенно важны в том случае, когда вы объясняете ребенку, почему он поступил неправильно и как нужно себя вести.

• Участие детей в семейных делах должно стать нор мой. Начните с малого, постепенно усложняя поручения и предоставляя ребенку больше самостоятельности.

Вышеперечисленные техники можно использовать как вместе, так и по отдельности. Участие детей в семейных делах — это основа гармонии и взаимопонимания в семье. К нему подключаются правильная реакция на нытье и спокойный тон. Единство этих техник помогает воспитать в детях ответственность, научить их работать сообща и уважать других.

Обновлено: 2019-07-09 23:20:57