Принеси и покажи

Особенности игры и ее воспитательное значение. Эта игра является вариантом предыдущих. Она предлагает ребенку применять приемы зрительного обследования формы (последовательное рассматривание объекта со всех сторон) в несколько усложненных условиях. Игра поможет педагогу выяснить, все ли дети усвоили данный прием.

Материал потребуется тот же, что и в предыдущей игре. Но образец фигуры, которую надо принести, в руки ребенку не дается, он только показывается ему. Малыш должен самостоятельно рассмотреть его, создать зрительный образ и с его помощью выбрать нужный предмет. Решая такую задачу, ребенок учится представлять ее и удерживать зрительный образ в памяти.

Несколько усложняется и характер игрового общения детей. Они выполняют поручение группы и воспитателя вчетвером, причем каждый участник игры ищет фигуру на своем столе (не на том, который ближе или больше нравится). Найдя нужную фигуру, ребенок не показывает ее до тех пор, пока не сравнит ее с образцом и не убедится, что задание выполнено правильно. Таким образом, игра воспитывает у детей чувство ответственности за выполнение поручения.

Игра позволяет за короткое время (15—20 мин) привлечь к активным действиям всю группу. Педагог, проводя игру, без нажима и назиданий воспитывает у детей чувство общности, способность продуктивно участвовать в совместной деятельности. В игре ребенок приобретает очень важный для него опыт дружного игрового партнерства.

Игровой материал. Те же фигуры, которые использовались в предыдущей игре: круг, треугольник и квадрат. Для того чтобы  ребенок искал и выбирал фигуры более осознанно, к знакомым фигурам добавляются три новые — овал, звездочка и шестиугольник.

Каждая форма должна быть представлена в четырех экземплярах. Фигуры с одной стороны окрашивают в один цвет (желательно в синий или коричневый), а с другой — в разные цвета.

В качестве образцов используются карточки с контурами тех фигур, которые будут искать дети.

Описание игры и приемы ее проведения. Для игры нужна предварительная подготовка. Воспитатель вместе с детьми раскладывает полный комплект фигур сначала на одном столе, а потом . и на трех остальных. Он дает детям возможность проверить наличие всех фигур на столах. Выполняя это задание, дети знакомятся с фигурами, сравнивают их. Однако трогать и брать в руки фигуры не разрешается.

Дети занимают места на приготовленных стульчиках, воспитатель предлагает им по очереди искать фигуры на столах. «Я буду вызывать вас и показывать, какую фигуру нужно найти, а вы будете искать и показывать нам, что нашли», — говорит он.

Воспитатель подзывает к себе четырех детей и предлагает им встать напротив остальных. Выбрав контур одной из трех фигур, показывает его сначала сидящим детям (как бы советуясь с ними), а потом вызванным четырем детям: «Пойдите и принесите нам вот такой треугольник — обращается педагог к ним.— Но сначала внимательно рассмотрите его со всех сторон». Он медленно обводит пальцем контур фигуры, а дети следят за его движениями. Затем предлагает им самостоятельно еще раз обвести глазами фигуру и через несколько секунд убирает ее. «Вова найдет нам треугольник на этом столе, Петя — на этом, а Саша — вот на этом», — уточняет воспитатель. Потом вместе с остальными участниками игры дает сигнал: «Раз, два, три— ищи!» С последним словом каждый из четырех детей отправляется к своему столу и выполняет поручение.

Воспитатель в это время прикалывает на доске или на стене контур фигуры (образец). Каждый ребенок, выполнивший поручение, самостоятельно накладывает на образец ту фигуру, которую принес, и проверяет, правильно ли он выполнил задание; только после этого показывает фигуру детям.

Когда все четыре ребенка «отчитаются» перед остальными, воспитатель подводит итог: «Треугольник нашли, правильно выполнили задание, молодцы! Давайте им похлопаем! Посмотрим, как выполнят поручение другие дети (называет имена новой четверки). Давайте поручим им найти кружок». Дети выполняют поручение группы.

Так каждая четверка находит нужную фигуру, приносит и показывает ее детям. Повторив поиск каждой фигуры два раза, можно охватить практически всю группу.

При повторении игры фигуры нужно поворачивать цветной стороной, чтобы приучать детей к выделению формы, отвлекаясь от цвета.

Правила игры.

1.   Выполняют поручение только те дети, кого вызвал воспитатель.

2.  Прежде чем искать фигуру, нужно хорошо рассмотреть образец со всех сторон и мысленно представить, что нужно найти.

3.   Искать фигуру можно только на своем столе.

4.   Перед тем как показать детям выбранную фигуру, нужно проверить себя (наложить фигуру на контур).

Советы воспитателю. Поскольку игра носит контрольный характер, важно заранее продумать состав каждой четверки, подбирая детей, примерно равных по своим возможностям. В специально заготовленном списке напротив имени ребенка отмечайте его успехи значками ( + , —). Причины ошибок детей могут быть разными: волнение, нетерпеливость, невнимательность, неосвоенность приемов зрительного обследования, неустойчивость зрительного образа. Чтобы выяснить подлинную причину допущенной ошибки, поиграйте с ребенком индивидуально (или с небольшой группой детей).

Задача различения и узнавания формы существенно усложняется, когда фигуры поворачиваются новой, цветной стороной, так как при этом появляется новый отличительный признак — цвет. Малыш должен отвлечься от этого несущественного признака и сосредоточиться на существенном для данного поручения признаке—форме. Это повышает осознанность восприятия. Увеличивая количество фигур разного цвета, можно усложнять задачу.

Обновлено: 2019-07-09 22:38:57