Как стать вундеркиндом

Категория: Дошкольная психология и педагогика детей

Любой младенец через два-три года жизни может быть отнесен к числу «вундеркиндов», если его родители смогут правильно и своевременно «включить» аппарат наследственного развития, заложенный природой в каждом человеке. К такому смелому выводу привели многолетние исследования нервно-психических возможностей маленьких детей, которыми занимаются в Институте эволюционной физиологии и биохимии имени И. М. Сеченова АН РФ. Корреспонденту «Труда» Е. Дружининой рассказывает об этом заведующий лабораторией нейрофизиологии ребенка профессор А. Шеповалъников.

— Споры об уровне сознания только что родившегося человека имеют давнюю историю. Так, существует устойчивое мнение, что мозг новорожденного — это «чистый лист», на котором только после появления на свет начинаются «записи». Эту концепцию сформулировал еще Аристотель.

Сегодняшний уровень развития науки позволяет утверждать, что мудрая природа подготавливает мозг ребенка к восприятию мира еще в утробе матери. Недавно были опубликованы результаты наблюдений группы американских психологов, установивших способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную им вслух до рождения. Известен и эксперимент с участием 700 будущих родителей, которые пытаются общаться со своими еще не родившимися младенцами. Многие из этих детей, оказалось, первые слова начали произносить уже в три-четыре месяца, в семь — ходить, а около года свободно выговаривать многие трудные слова.

Физиологам известно, что к шести месяцам внутриутробной жизни уже начинает функционировать слуховой анализатор плода, а значит, на мозг еще не родившегося ребенка действуют звуки. По-видимому, он вовсе не спит все время, причем уровень бодрствования периодически повышается. Женщинам известны эти периоды активности кстати, именно они наиболее благоприятны для раннего «обучения».

—   Но вот младенец родился. Что он к этому моменту уже может и знает?

—   По достоверным данным, многое. Он слышит и видит, ощущает запах и вкус, реагирует на прикосновения и положения тела. У него проявляются элементарные условные рефлексы — например, узнает голос матери.

До двух лет дети живут столь насыщенно, что проделывают больший объем познавательной работы, чем потом за всю жизнь. Их мозг развивается удивительно быстро: к трем годам он уже достигает 80 процентов веса мозга взрослого. Физиологи сегодня утверждают, что возможности развития мозга ребенка в обычных условиях нашей жизни реализуются далеко не полностью. Можно даже сказать, что это развитие задерживается стереотипом наших взаимоотношений с маленькими детьми, и тем самым упускается самый активный период. Учить ребенка осмысленному восприятию мира, давать ему разностороннюю информацию, быстро преодолевая период бессмысленного младенчества,— это один из путей к тому, чтобы следующие поколения не просто повторяли способности своих родителей, но превосходили их.

—  Действительно, дети «эпохи телевидения» значительно информированнее, да и программы начальной школы тоже рассчитаны на более высокий уровень. Но знает ли наука, где лежит граница между информативной и мыслительной нагрузками на детей?

—  У современных исследователей есть надежное средство наблюдения за работой мозга — запись его биотоков. Электроэнцефалограммы дают объективную картину активности мозговых структур при различных нагрузках. Так вот, они показывают, что большинство наших детей страдает не от избытка, а от недостатка информации.

Для полноценного развития ребенка уже с первых дней его жизни очень важны не только нежность и любовь близких, прикосновение рук матери, ее ласковый голос, но также игры и разговоры, музыка. Ведь эмоции способствуют формированию его нервной системы, развитию мозга. «Сенсорный голод» в детстве — потеря невосполнимая. Пример тому — «дети-маугли»: выращенные в звериной стае и возвращенные в человеческую семью, они не становятся полноценными людьми — способности к обучению утеряны.

Известно, что правое и левое полушария мозга выполняют неодинаковые функции: левое преимущественно отвечает за логику, правое дает мышлению образность и приходит на помощь левому в неожиданных, трудных ситуациях. Так вот мы считаем важным с самого раннего детства целенаправленно нагружать правое полушарие. Скажем, в одном из ленинградских детсадов отлично поставлено художественное воспитание: малыши становятся тут хорошими художниками, даже получают призы на международных выставках. Есть и другая «специализация» детсадов — ведь уже выяснено, что для каждого вида деятельности, развивающей ребенка, есть наиболее подходящие годы и месяцы его жизни.

—  А что может быть сделано в семье или обычном детском саду?

—   Прежде всего надо уделять больше времени играм с детьми. Они способны овладеть самыми серьезными идеями, если соблюдать правила веселых игр. Заставляйте их в этих играх трудиться — если им будет интересно, то они не устанут. Усложняйте задачи: эволюция заложила в наш мозг стремление к преодолению трудностей.

—  Александр Николаевич, я знаю, что в своих исследованиях вы моделируете детскую психику у взрослых с помощью гипноза. Зачем это нужно?

—   Человек помнит себя, как правило, с трехлетнего возраста. Поэтому никто не может поделиться воспоминаниями новорожденного. Но у мозга есть удивительная способность хранить всю усвоенную когда-либо информацию. Уже трех-четырехмесячный младенец многое помнит. Но раз так, то отчего же взрослый мозг навсегда теряет ключ к кладовым с воспоминаниями о раннем детстве? Мы попытались «обмануть» природу с помощью гипноза. Была отобрана группа студентов-добровольцев, которым опытные гипнотизеры внушали, что они теперь дети различного возраста. И в состоянии гипноза они вели себя соответственно предложенному им возрасту. «Пятилетний» мог сказать, как зовут его собаку или сколько ему лет, но не отвечал на «студенческие» вопросы — например, что такое деканат. «Трехмесячный» не разговаривал, зато с удовольствием играл погремушкой.

И мы убедились, что детство не уходит из памяти взрослого человека. В состоянии гипноза более поздние стереотип и поведения отступают, а из памяти выплывают стереотипы малолетства. Это позволяет нам создавать искусственную модель детской психики, которая помогает проверить, как сильно и когда можно загружать знаниями ребенка, не принося при этом ущерба его нервной системе.

—   Как сегодня практически могут быть применены результаты ваших исследований?

—   Огромная работа по изучению возможностей интенсивного развития мозга в первые три года жизни еще только начата и вряд ли будет решена в скором будущем, пока ею занимаются считанные специалисты. Это комплексная задача необычайной важности. Ведь на знании нейрофизиологии мозга ребенка должны строиться все современные методики дошкольного и школьного воспитания, вся педагогика. Должны быть выработаны конкретные рекомендации и для родителей. Для этого требуется объединить усилия ученых Академии наук РФ, педагогов и медиков.

Обновлено: 2019-07-09 22:34:37