Влияние темпо-ритмической структуры музыки на психофизиологическое состояние человека

В нынешнее время музыкальная культура перестала быть привилегией людей, принадлежащих к определенному кругу. Музыку уже не первый день используют в качестве средства, влияющего на психофизиологию. Везде изучается, как музыкальные композиции воздействуют на различные группы людей. Полученными результатами пользуются, подготавливая рекламные ролики, снимая кинофильмы, и даже на сеансах терапии.

У ученых и поныне нет всей полноты информации о музыкотерапии и музыкосуггестии. Появление неожиданных фактов и закономерностей наблюдается практически ежедневно. Самая обширная область открытий – воздействие музыки на подсознательном и сознательном уровнях.

Сегодня пользуются дилетантским, в корне неправильным подходом, с помощью которого великое множество новоявленных «целителей» осмеливается на проведение сеансов, беря за основу исключительно собственные наблюдения вместо того, чтобы, применяя всю накопленную базу знаний, пользоваться возможностью корректировки депрессивных, стрессовых и невротических состояний.

Явление того, как воздействует музыка на психику, уже имеет вполне официальное название – музыкотерапия. Во многих прогрессивных странах она признана работающей психотерапевтической методикой. Существуют исследования, достоверно подтверждающие изменение течения заболевания под воздействием музыкотерапии. При этом музыка воспринимается не как набор звуков определенной частоты, а как гораздо более сложная, многоуровневая система воздействия.

Большая часть исследований проведена в медицинских или психологических центрах с помощью аппаратных исследований. Минус такого подхода заключается в том, что технические приборы позволяют измерять воздействие определенных частот. А музыка – это по определению не только набор звуков различной высоты. Главное отличие музыки от произвольного набора звуковых волн – это наличие темпо-ритмической структуры и гармонического рисунка.

Отсюда вытекает неточность формулировки. Да, большинство психологов использует в своей работе именно музыкальные композиции, а исследуют они всего лишь звуковые колебания. Все компоненты музыкальной структуры, так или иначе, воздействуют на психическое состояние человека. Музыка включает в себя несколько аспектов влияния:

- Двигательно-телесный. Этот аппарат самый древний элемент музыкальной структуры. Ритмический рисунок можно создать равномерными хлопками или постукиванием. А, значит, восприятие такой структуры формируется у человека более миллиона лет. В древности именно громкими хлопками и стуком сопровождались ритуальные пляски, посвящение в воины, походы на охоту. Кроме ритмического рисунка, в произведении важен темп. Сложность изучения влияния темпа заключается в том, что скорость воспроизведения композиции субъективна и может восприниматься по-разному. Также важно соответствие замысла автора и темпа. Темп и ритм особым образом влияют на психические и телесные реакции человека. Самый распространенный пример – желание танцевать на дискотеке.

- Эмоциональный. Телесно-двигательные реакции провоцируют возникновение и удержание тех или иных эмоциональных состояний. Так, например, усиление двигательной активности вызывает побуждающие состояния. Даже индивидуумы, обычно пассивные в проявлении своих телесных позывов, ощущают музыкальное воздействие. Музыка позволяет диагностировать внутренние запреты и закрепощенности. Самый простой пример – отказ от танца на групповом занятии. Казалось бы, эмоциональное побуждение есть, двигательный аппарат готов к работе. Такое поведение может свидетельствовать о непроработанных внутренних запретах или комплексах.

Именно темпо-ритмический рисунок является основой для погружения в измененные состояния сознания. Психологически, музыка может прорабатываться только на телесном уровне, а, значит, мышление и эмоциональный аппарат несут меньшую нагрузку. Акцент смещается на телесные реакции, возникают измененные состояния. Чаще всего такие состояния диагностируются при воздействии композиций с экстремальным рисунком и количеством ударов – 160-180 в минуту.

Научно зафиксирован факт, что глухие люди в состоянии ощущать вибрации предметов при громко включенной музыке. Проводился эксперимент: громко играли барабаны, а глухонемые испытуемые пытались почувствовать вибрацию пола. В итоге их движения ничем не отличались от движений здоровой контрольной группы. Танец получился ничуть не хуже. Это означает, что важнее исследование темпо-ритмической структуры в составе музыкальных композиций, а не высоты звуков.

Безусловно, проведение дальнейших исследований в области музыкотерапии принесет дополнительный научный материал и позволит подробнее осветить проблемы такой терапии.

Обновлено: 2019-07-10 01:04:27
Автор: donata