Сказки о детях индиго

Категория: Разное о воспитании детей

 Сказки о детях индиго Фото 1Впервые понятие «дети индиго» появилось благодаря экстрасенсу Нэнси Энн Тэпп. В начале 80-х годов XX века она выпустила книгу, в которой выделила группу необычных детей. Их визуальным отличительным признаком, по мнению автора, является аура синего цвета. Кроме того, они физиологически и генетически отличаются от остальной популяции.

Мистическая атмосфера и ореол необычности, приписываемый детям особой касты, привлекли внимание общественности. Эзотерики Ли Кэрролл и Джен Тоубер с энтузиазмом подхватили идею, развили и популяризировали её. Таким образом, пришельцам с детским обликом было предписано спасти мир и человечество. А чтобы они беспрепятственно справились со своей задачей, ни в коем случае нельзя навязывать им свои традиции и социально приемлемые правила общежития.


Как ни удивительно, идея выделения детей нового типа из ряда обыкновенных малышей встретила горячую поддержку мировой родительской общественности, несмотря на то, что предположения Нэнси Энн Тэпп и Ли Кэрролла не имеют под собой реальной доказательной базы. Ни один авторитетный учёный мира не поддержал их концепцию. Однако многие приверженцы теории руководствуются не разумными доводами, а эмоциональными предпочтениями.

Причины популярности идеи детей-индиго среди родителей

Идея сверхчеловека, провозглашенная еще Ницше, всегда имела своих фанатичных поклонников. Она отвечает глубинным мотивам самореализации. Быть матерью или отцом ребенка-индиго почётно, это перекрывает все карьерные, профессиональные или личностные неудачи. Поэтому, сколь бы фантастично ни звучала очередная теория «новой расы», у неё всегда находятся свои приверженцы.

Модная концепция позволяет родителям снять с себя всякую ответственность за нежелательное поведение ребенка. Утверждение, что ребенок не такой как все, а «особый и призванный», устраняет растерянность, отчаяние и чувство бессилия, возникающие у родителей в связи с трудностями воспитания. Восприятие своего ребенка как «индиго» оправдывает и позволяет без моральных потерь пережить столь болезненные для родительских сердец конфликты, ссоры и нарекания на родное дитя при его столкновениях с реальностями социума.

Индивидуализация воспитания детей-индиго находит своё отражение в современных педагогических тенденциях. В постулатах о необычных детях родители радостно отмечают знакомые и разделяемые ими принципы. Ну а заодно принимают за чистую монету и гипотезу о «новых людях».

С каждым годом во всём мире возрастает количество новорожденных малышей с резидуально-органическими нарушениями центральной нервной системы. На этом фоне становится понятной популярность среди родителей идеи детей-индиго. Она позволяет жить в благостной уверенности избранности чада, вместо того, чтобы порой тяжёлым трудом растить и лечить ребенка.

Признаки ребенка-индиго

Считается, что ребенка-индиго можно обнаружить не только по внешним приметам, но и по особенностям поведения и комплексу уникальных качеств:

  • выраженное чувство собственного достоинства;
  • несдержанность, эмоциональная неустойчивость, неспособность к проявлению волевых усилий;
  • нарушения поведения, выражающиеся в игнорировании общепринятых норм поведения и негативизме;
  • хороший интеллект;
  • трудности коммуникации;
  • повышенная чувствительность.

Что скрывается за феноменом «индиго»?

Если анализировать причины присущих «индиго» особенностей, то они могут быть самыми разнообразными. На самом деле в различные периоды своей жизни каждый малыш проявляет какие-то особенности из списка, приписываемого детям-индиго. С другой стороны, в психологии давно известны личностные типы, которые могут отвечать этому реестру. Например, эмоциональная лабильность, чуткость, креативность присущи людям творческого склада, которых история человечества знает на протяжении уже многих веков. Ярко выраженная познавательная активность малыша с заметными способностями к какому-либо виду деятельности может свидетельствовать об одарённости.

Проблема заключается в том, что новый тип «детей-индиго», по замыслу авторов понятия, включает две группы свойств. С одной стороны, чудо-малыши необычайно одарены, а с другой – асоциальны.

Устойчивый паттерн не приветствуемых обществом качеств, проявляющийся на протяжении длительного времени, может свидетельствовать о различных нарушениях развития. Например, эмоциональная неустойчивость может быть признаком незрелости мозговых структур; повышенная чувствительность, истощаемость и несдержанность – проявлением резидуально-органических нарушений. Ряд сходных критериев указывает на невроз или более серьёзные нарушения психического развития ребёнка. А так как с каждым годом возрастает количество беременностей и родов, протекавших с различными осложнениями, то увеличивается число хрупких и крайне уязвимых малышей. Впоследствии некоторые из них приобретают статус инвалида.

В то же время совершенно здоровый малыш может проявлять перечисленные качества из-за искажений во взаимоотношениях с близкими и непоследовательности воспитательной системы. Эмоциональное неблагополучие у ребенка можно с успехом спровоцировать, если манкировать его реальными познавательными потребностями и ставить перед ним непосильные задачи. Например, начать обучать чтению и счёту в раннем возрасте. Столь же неблагоприятно сказывается на личности чада родительское попустительство в отношении игнорирования норм и границ. А если его при этом необоснованно захваливать, может получиться поведенческий феномен ребенка-индиго. Правда, без гарантированного высокого интеллекта.

Однако стоит задуматься, так ли уж нужна человечеству идея про детей-индиго? Ведь каждый человек, а не только когорта избранных, действительно входит в наш мир со своим арсеналом одарённостей и способностей. И только от родителей зависит, смогут ли нынешние малыши раскрыть свои задатки и творить в мире, чтобы он стал светлее и добрее.

Интересное