Основные негативные моменты в общении с детьми и три способа исправить ситуацию

Категория: Нормы развития

Основные негативные моменты в общении с детьми и три способа исправить ситуацию Фото 1Дети – это милые и прекрасные создания, в которых взрослые стремятся вложить все самое лучшее, чем морально обладают. Родители понимают, что их главная задача – дать сыну или дочери путевку в жизнь, обеспечить его или ее необходимыми знаниями и умениями и очень стараются выполнить эту миссию хорошо. А у детей другая миссия – помочь взрослым разобраться в их запутанных отношениях, в сложностях жизни, которые они создали себе сами, и вообще изменить их представление о себе и мире.

Дети видят мир иначе, чем взрослые, и стараются рассказать об этом родителям, чтоб они увидели какой он красивый и удивительный. И иногда они выбирают для этого не совсем хорошие методы, с точки зрения взрослых. Речь пойдет о детских капризах и истериках, о чудачествах и нарушении правил поведения, в общем – о тех проблемах, которые рано или поздно возникают у всех родителей в процессе воспитания ребенка.

Почему поведение ребенка ухудшается с возрастом?

Поэтому проблемы поведения надо решать, но для этого нужно сначала понять, по какой причине ребенок ведет себя так, а не иначе. Почему ребенок выбрал именно этот стиль общения, и к чему может это привести в дальнейшем? Ведь если какие-то негативные проявления эмоций войдут у ребенка в привычку, это может сильно испортить его характер, а значит, создать ему определенные проблемы в общении с людьми. Но при правильной реакции взрослых на негативное поведение ребенка, он «перерастает» этот этап и приобретает положительный опыт. Проблема родителей, в том, что им часто не хватает терпения, опыта и знаний для того, чтобы правильно среагировать.

Все дети проходят одинаковые этапы развития, но каждый по-своему. Слово «должен» часто звучит из уст родителей, но воспринимается детьми весьма отрицательно. Равнение на некий эталон может привести к тому, что взрослые, сами того не замечая, формируют у ребенка комплекс неполноценности. К чему это приведет в будущем нетрудно догадаться, мало того, постоянные сравнения с другими и навязанные идеалы могут сыграть злую шутку с подрастающим ребенком. Ведь если за него всегда все решали мнения уважаемых взрослых, понять свои истинные желания и отличить их от навязанных приоритетов будет очень сложно.

Чего бояться родители, отпуская ребенка в детский сад, школу или во взрослую жизнь? Ведь если проанализировать родительские страхи, то можно понять, что они, так или иначе, отражаются на поведении ребенка. Те родители, которые бояться далеко от себя отпустить ребенка, перестать контролировать его жизнь, взращивают в детях неуверенность и несамостоятельность. Если родители всегда много внимания уделяли вопросу «что же скажут соседи», то их ребенок будет все время жить с оглядкой на мнение окружающих, вырастет зависимым и слабохарактерным.

Родителям нужно быть и осторожнее со своими словами, ведь ничто не имеет большего веса для маленького ребенка, чем «пророчества» их родителей. Все слова, сказанные сгоряча родителями, но обидные для ребенка, все фразы - негативные установки, произнесенные несколько раз, откладываются в памяти на всю жизнь. Однажды, голос родителей, отца или матери становится внутренним голосом ребенка и он живет, прислушиваясь к нему. Хорошо, если в детстве ему давали советы, помогали бороться с трудностями, не обвиняя и не ставя ярлыки на его личности. А если нет? Вот откуда берутся заниженная самооценка, психологические барьеры и прочие неудобства, которые мешают людям во взрослой жизни.

Скрытые причины детского упрямства в разные периоды жизни

На самом деле, дети начинают упрямиться и выдавать истерики родителям, только когда для этого есть веские причины. И причины эти скрываются, так или иначе, в семейном уставе. Если у родителей проблемы во взаимоотношениях, или кто-то из них переживает личностный кризис, это неизменно отражается в поведении ребенка. Своим дурным поведением ребенок, как бы «отзеркаливает» проблемы, которые есть в его семье. Немногим родителям удается скрывать от детей внутренние проблемы, ведь не все обладают железным терпением, да и наболевшие вопросы скрыть не так просто. Но это не означает, что их надо замалчивать, проблемы придется решать хотя бы для того, чтобы помочь ребенку. Дети помогают родителям стать лучше, пусть даже такой ценой.

До трех лет мир ребенка сосредоточен, в основном, вокруг мамы. И этот период является экзаменом на прочность для маминой нервной системы, ведь от нее требуется очень много моральных сил. Даже если с ребенком занимаются другие члены семьи, все равно, одобрение мамы и ее ласковый взгляд играют для маленького человечка огромную роль. Последнее слово всегда за мамой, ребенок чувствует ее настроение, но не способен установить взаимосвязь внешних обстоятельств с поведением мамы. Поэтому он искренне не понимает, почему мама нервничает, кто в этом виноват. Увы, чаще всего именно ребенку достается от маминого дурного настроения и ее внутренние проблемы становятся проблемами ребенка. Потому что многим мамочкам в этот период надоедает этот затянувшийся декретный период, и желание вернуться «к нормальной жизни» перехлестывает все остальные. Ребенок чувствует это напряжение и начинает привлекать мамино внимание к себе доступными ему способами: истериками и капризами.

Обострились отношения с пятилетним ребенком? Частая причина – нехватка родительского внимания. Обычно этот период выпадает на социализацию в детском саду, у мамы и папы начинает уходить больше времени на работу, ведь детский сад дает больше возможностей для родителей в плане карьеры и личностного развития. Если мама не работает и ребенок не посещает детский сад, то свободного времени на семью не остается уже у папы. Так или иначе, приоритеты несколько смещаются, ребенок отходит на второй план. А ведь для него так важно в этот период получать одобрение и ласку от родителей, а не от воспитателей и сверстников. Каждый день, вернувшись из садика, он стремится рассказать взрослым как прошел его день, но не все способны это услышать и порадоваться успехам, пожалеть, и выслушать его проблемы и тревоги. И в возрасте пяти-шести лет, при таком раскладе, может получиться ситуация, что ребенок не слушает родителей и делает все по-своему. Это работает все тот же закон зеркала: игнорирование со стороны родителей превращается в игнорирование их замечаний.

Для ребенка школьного возраста (7- 10 лет), большую роль играет поддержка и похвала со стороны родителей. Особенно если к этому времени в семье уже появились младшие братья или сестры. Для мальчиков особенно важно одобрение отца, именно в этот период укрепляется связь отца и сына, так что папам игнорировать этот период крайне опасно. Девочкам этого возраста важна мамина оценка их лучших качеств, они стремятся подражать маминому поведению и в общении с отцом. Идет разделение по интересам, но существенную роль играют и отношения родителей. Если в них чувствуется напряжение, дети уже способны понять проблему, но часто воспринимают ее на свой счет. Обычно в ссорах родителей ребенок учиться лавировать между ними или занимает позицию того, кто стал ему ближе за все предыдущие годы.

Как можно повлиять на ребенка и выработать у него правильную модель поведения?

Чтобы правильно понять причину того или иного поведения ребенка нужно просто глубже заглянуть в себя. В первую очередь, ребенок перенимает модель поведения близких ему людей, с которыми общается каждый день. Дурные привычки идущие «со стороны» встречаются реже, и они не приклеятся надолго к ребенку, если не найдут подкрепление в семье. Авторитет компании играет для ребенка роль уже в подростковом возрасте, а до этого момента в родительских силах исправить в ребенке ошибки своего поведения. Потому что дальше будет сложнее, потом это становится практически невозможно сделать.

Поэтому, если проблемы с поведением ребенка существуют, то это реальный повод заняться самосовершенствованием. Вместо того чтоб упрекать ребенка в медлительности, нерасторопности и невнимательности, лучше стать к нему внимательнее, занять более активную позицию в жизни, не суетиться по мелочам. Претензии к ребенку не должны проявляться открыто, ведь по сути, это проблемы не ребенка, а взрослого. Сам ребенок может и не осознавать, что поступает плохо: он не знает как по-другому. Задача родителя и заключается в том, чтоб объяснить, показать личным примером как решается та или иная ситуация.

Вот три основных правила решения любых конфликтов с ребенком:

Разговор «по душам». Делая замечание ребенку, не нужно заходить слишком далеко. Маленький ребенок не будет слушать длинных объяснений, поэтому оно должно быть лаконичным. Чем старше ребенок, тем больше каверзных вопросов может появиться у него по поводу замечания. Отвечать на них лучше честно, приводя примеры из жизни и свой личный опыт. Дети ценят откровенность в общении, сами начинают открываться навстречу такому собеседнику. Этим приемом можно пользоваться для выяснения истинных мотивов поведения ребенка, и здесь придется поработать честным детективом.

Быть уверенным в своих действиях. Не поддаваться на провокации и не срываться на крик удается немногим. Но терпение и спокойствие в общении с детьми помогает добиться желаемого результата легче и быстрее. В понятии ребенка, спокойствие происходит из уверенности, ассоциируется с силой, авторитет сильного и уверенного родителя не требует закрепления наказаниями. Это лучший способ избавления от истерик. Но даже если слова звучат неубедительно и пришлось применить наказание, ребенок должен почувствовать что это не шутка, и что в следующий раз подобное поведение спровоцирует такую же реакцию. Твердая уверенность в своей правоте, убеждает и ребенка, что он поступил неправильно, а все дети очень не хотят огорчать родителей. На самом-то деле.

Дать ребенку возможность быть услышанным. Для этого придется на время отложить свои дела и прислушаться к тому, что хочет донести ребенок. Ведь он не просто так хулиганит, дерется, кусается или щипается. Он пытается привлечь внимание, если чувствует нехватку. И нет единой меры, сколько и кому нужно внимания, ведь оно не измеряется в граммах, его просто надо чувствовать. Порой, ребенку не хватает тактильного контакта, и он привлекает внимание к себе путем телесных мучений над родителями.

Основное правило проявления внимания к ребенку – это регулярность. Когда ребенок будет чувствовать внимание мамы и папы постоянно, он перестанет применять свои манипуляции и успокоиться. Для закрепления полученных знаний и умений необходимо время, поэтому не надо нагружать ребенка чрезмерно новыми требованиями. Ребенок не может жить по принципам взрослой жизни, где обязательства играют главную роль. Поэтому иногда можно позволить и себе подурачиться с ним, поиграть в его игры, отвлечься от своих дел. Дети такие моменты единения с родителем запоминают на всю жизнь, поэтому чуткость и открытость со стороны родителя всегда бывает вознаграждена доверием и уважительным отношением со стороны ребенка в будущем.

Интересное