Неофобия у детей или почему ребенок не кушает в детском саду

Категория: Дошкольная психология и педагогика детей

детиМногие родители сталкиваются с проблемой, когда их малыш отказывается есть в детском саду. Каковы причины данного явления, как реагировать на это, в какие игры играть, чтобы это предупредить?

1. Что такое "неофобия” и как давно возникло это понятие?


Феномен "неофобия" начали обсуждать где-то в конце XX века. Буквально этот термин означает "боязнь нового”. Сначала это касалось старшего поколения, поскольку именно им свойственно нежелание браться за что-то новое. Это можно проследить среди своих бабушек и дедушек, когда что-то новое вызывает в них бурю эмоций и нежелание вникнуть и познать. Затем термин распространился и стал касаться любых вещей. Например, неофобия еды – опасения попробовать новую еду.

2. Какими могут быть причины возникновения неофобии у дошкольников?

На самом деле причин того, что дети не желают пробовать новое блюдо, может быть множество. Очень часто такое случается, если у малыша еще не закончился адаптационный (до детского сада) период, а потому отсутствие доверия провоцирует отказ от новых для ребенка вещей.

Разнообразные страхи тоже могут стать причиной данного феномена. Так, если малышу приходилось слышать от родителей или других старших, которым он доверяет, негативные высказывания во время приема пищи, то данная эмоция может закрепиться и стать причиной нежелания есть.

Возможно ребенок имел неприятный опыт вкушения определенного блюда – ему не понравилось, он не знает, что что-то может быть лучше приготовлено. Этот опыт мог распространиться и на другую пищу.

Также весьма популярная причина – отсутствие привычки употреблять "нормальную" пищу, то есть ребенок фактически не воспринимает то, что ему дают в качестве еды; он не считает это съедобным. Такое может случиться с детками, которых родители кормят долго молоком или смесями, перетирают в блендере еду до кашеобразной консистенции. Как следствие, малыши не привыкли жевать и кусать, а потому отказываются.

3. Что делать воспитателю, чтобы приучить ребенка к употреблению новой для него пищи?

Необходимо подчеркнуть, что нельзя заставлять детей кушать. Также нельзя запугивать. А что же тогда можно? Покажите пример других детей (но именно пример, ни в коем случае нельзя сравнивать, типа "Оля, молодец – ест, а ты – нет!" – это еще одна ошибка) – просто скажите: "Посмотри, другие дети едят, может это действительно вкусно? Давай попробуем?". Можете сами попробовать (только из своей тарелки и своей ложкой!) и показать ребенку, что незнакомое ему блюдо вкусное.

Еще один очень хороший прием – дать ребенку понять, что он имеет возможность выплюнуть еду в салфетку, если ему не понравится. В таком случае ребенок понимает, что если попробует, то ничего не потеряет, ведь тот кусок не обязательно надо глотать.

4. Какую работу следует провести воспитателю с родителями при выявлении неофобии?

Однозначно следует провести беседу с родителями о питании! Спросить у них о способах, которые они используют, когда ребенок отказывается есть дома. Кроме того, проконсультируйте родителей по поводу меню, которое есть в вашем саду и посоветуйте готовить дома что-то подобное. Пусть родители делают акцент на том, что есть очень вкусная еда и не очень, но полезная, которую тоже надо кушать.

Стоит поинтересоваться, как у них дома насчет перекусов — как часто, не мешает ли это полноценному приему пищи. Если надо, следует рассказать о правилах перекусов. Кроме того, следует спросить, существуют ли дома правила приема сладкого — как часто, сколько и что именно они дают малышу. Можно посоветовать установить дома правило – употреблять сладкое только если ребенок съел основную еду.

Также можно посоветовать поощрять детей, если они участвуют в приготовлении пищи. В процессе приготовления простых блюд можно показывать малышам как это делается, что съедобно, что нет. Таким образом дети будут хотеть попробовать то, что сделали сами.

5. Что нужно знать детскому психологу о неофобии у детей?

Психолог должен уметь помочь родителям выявить причину. Кроме того, должен знать способы преодоления и предложить их родителям. Также психолог должен знать способы "правильного" реагирования на таких феномен.

6. К какому специалисту можно обратиться за помощью, подозревая неофобию?

Неофобия еды не является достаточно серьезным отклонением, а потому можно обойтись консультацией детского психолога. Но если родители не справляются, можно обратиться еще к педиатру, который даст направление к детскому диетологу.

7. Что делать воспитателю, когда ребенок отказывается от обеда в детском саду?

Здесь следует разграничить понятия. Ребенок один раз отказался от обеда (такое бывает, малыши тоже подсознательно устраивают себе "разгрузочные дни") или он в принципе никогда не ест в садике.

Если это "разовая акция", то может быть куча разных причин – не нравится запах, вид, нет настроения, болит что-то, ребенок разругался с кем-то. В таком случае, просто не надо его заставлять.

Если это систематически, то обязательно надо поговорить с родителями и пробовать своими силами мотивировать малыша – просить попробовать, давать выбор. Кроме того, не стоит долго уговаривать ребенка и не заострять внимание на этом. Поскольку он может это закрепить как один из способов получения внимания, и, если ему его недостаточно, будет таким образом практиковать.

8. Существуют ли упражнения (рекомендации, игры) для знакомства детей с неизвестной для них пищей?

На самом деле очень большое количество упражнений можно адаптировать под любую проблематику. Все зависит от возраста, ведь на каждый возраст приходится определенный тип игры. У дошкольников главной является ролевая игра. А потому можно играть в "кафе", "повара", "маму и дочку" и пытаться проигрывать ситуации употребления новой пищи.

Вообще, если ребенок воспринимает "употребление" пищи как проблему, то он сам будет пробовать "проигрывать" такие напряженные моменты, ведь дети сами себя лечат!

Для меньших деток рекомендованы игры на познание. Можно вырезать кусочки бумаги разных цветов и формы (или распечатать нарисованные продукты) и делать аппликации, типа "суп", "запеканка", которую красиво можно украсить вырезанными клубничками и так далее. То есть делать имитацию приготовления разных неизвестных и известных блюд.

Интересное