Музыкальное образование детей

Процесс духовного развития наций — процесс сложный, и решение его зависит от того, насколько прежде всего в школе будет посеяно разумное, доброе, вечное в музыкальном смысле. Многое зависит здесь от почти повсеместного отсутствия в образовательных учреждениях музыкальной грамотности.

Страшно не само по себе увлечение «бытовой» музыкой невысокого качества. Каждое поколение приносило с собой новые музыкальные вкусы, порождало новые веяния в этой области. Вызывает настороженность другое: когда у человека даже после тридцати лет не появляется естественной потребности в музыке более глубокой и серьезной.

В наше время невозможно вообразить себе человека, не владеющего чтением, письмом, счетом. Это было бы просто стыдно. Но почему-то не стыдно быть человеком музыкально безграмотным. В этом отношении упущено уже не одно поколение. Еще в советское время многие замечательные музыканты били тревогу по поводу того, что в средней школе музыкальное образование не заняло равноправного положения с общегуманитарным. Увы! Педагоги сами породили это явление. Вероятно, поздно, а может быть, и бессмысленно предъявлять сейчас счет тем людям, которые были ответственны за музыкальное образование в стране. Но теперь, кажется, многим ясно: надо искать выход из создавшегося положения. Выход представляется в музыкальном образовании и воспитании детей, начиная с дошкольного возраста.

Стоит привести только один пример того, как заботились о музыкальном воспитании предки. В 1813 году Александром Дмитриевичем Городцовым, руководителем народных хоров Пермского попечительства о народной трезвости, в 84 городах, селах, деревнях, на станциях и заводах Пермской губернии была организована постановка полностью либо сцен из оперы Глинки «Иван Сусанин».

Репертуар народно-певческих хоров благодаря вкусу и неусыпным наблюдениям Городцова никогда не опускался до музыкальной пошлости, оставаясь доступным и понятным всем. В народ «шли» произведения Балакирева, Глинки, Бортнянского, Гречанинова, Чайковского, Костальского, Римского-Корсакова, Серова, Даргомыжского и других русских композиторов. Можем ли мы чем-нибудь подобным похвалиться сегодня?

Конечно, современные дети более развиты, чем их ровесники лет тридцать назад. Однако нынешний выпускник школы уступает им в развитии эмоциональной, духовной сферы. Его знания не согреты теплом души.

И это не безобидный процесс. Ведь подростки лишены важного слагаемого, которое и делает человека человеком. Упускается нравственное начало — и появляется возможность употребления знаний во зло. Не здесь ли корни равнодушия, порой даже преступного? Очевидно, что нужна стройная, научно обоснованная система музыкального воспитания от младенчества до окончания вуза или техникума, цель которой — развитие музыкального мышления народа и его музыкального вкуса, в конечном итоге его высокой нравственности. Занятия музыкой в школе должны развивать в ребенке творческое начало. А в совокупности вместе с буквой и цифрой нота должна способствовать и воспитанию личности. И основой такого воспитания должна стать народная песня.

Потому очень важно, какой музыкальный быт окружает. Мы ведь не замечаем порой, как музыка для нас перестает быть музыкой, становясь всего лишь фоном. Причем — нередко агрессивным. В самолетах, поездах подбор музыки, степень ее громкости, возможность избирательности ее — все это не только и не столько вопросы развития собственно музыкального вкуса, сколько вопросы перестройки культуры нашего бытия. Вся та музыка, которая окружает нас в быту, — это не вкусы подрастающего поколения, а недостаточно высокие вкусы взрослых, ответственных за музыкальный быт. И эти вкусы тиражируются на радио, на телевидении, в больших развлекательных концертах.

Если бы каждый ребенок как можно раньше приобщался к народной песне, к хорошему музыкальному вкусу через пение, то это резко повлияло бы и на состояние профессиональной вокальной культуры, и на посещаемость молодежью филармонических концертов и оперных театров. Как не отметить и тот грустный факт, что сегодня многие не в состоянии спеть гимн России не то что на четыре голоса, как поют национальные гимны в других странах, а просто от начала до конца! Разве это не показатель упущений школы, лишившей людей возможности выразить свое высокое гражданское отношение не только к гимну, но и к самому ритуалу его исполнения?

В стране есть прекрасные детские хоровые студии и отдельные замечательные хоры. Там, где появляется энтузиаст, мастер, отдающий

всего себя служению музыке, там загораются живые огоньки народного творчества. Они своим существованием лишний раз подчеркивают, в каком запустении в массе своей находится это важнейшее дело.

Сложившаяся в стране система профессионального музыкального образования нуждается не только в качественном совершенствовании, но и в иных подходах. Есть немаловажный вопрос — о взаимоотношениях преподавателя с учеником. Сегодня учебное заведение практически не несет никакой ответственности за качество подготовки музыканта, певца. Подобная ситуация способствует появлению «серости» в искусстве.

Другой, не менее важный вопрос — условия, в которых работают музыканты. Имеется в виду в первую очередь акустика концертных залов, их вместимость и инструментарий. Все это, за редчайшим исключением, находится значительно ниже мировых стандартов. В подобных условиях любой, даже самый хороший артист, не может полностью реализовать свои художественные намерения.

Итак, гармоническая личность невозможна без музыки. Но при подавляющем обилии эстрадных сборников фольклорные сборники, тексты и ноты, к примеру, тех же колыбельных найти практически невозможно. Фольклорных сборников надо издавать больше, с текстами песен обрядовых, семейных, в том числе и колыбельных. Ведь с колыбельной матери в душе ребенка прорастают бесценные семена добра и человечности. Человек уже не обращается к электронно-механическим звукам как к единственному заменителю духовности. Несовершенное преподавание музыки в меньшей части общеобразовательных школ приводит к тому, что подросток может знать, кто такие Бетховен и Чайковский, но при этом совершенно не чувствовать тяги к творчеству. Появляется привычка к духовному потребительству в самом широком смысле, когда любое творение искусства рассматривается безучастно.

Излишне говорить, сколь пагубно это сказывается на характере будущего семьянина, гражданина, наконец. Нередко приходится слышать, что «отмирание» фольклора — процесс естественный в эпоху урбанизации жизни. Но фольклор не может умереть, пока жив народ. Другой вопрос: каков уровень этого фольклора? В свое время получил широкое распространение самый низкий слой фольклора, «обогащенный» музыкальной культурой городских окраин. Подлинная же музыкальная культура русского народа, к сожалению, не заняла подобающего ей места в концертной практике. Она пропагандируется немногими, наиболее талантливыми исполнителями и коллективами.

Обновлено: 2019-07-10 01:02:51
Автор: donata