Любимое хобби – филокартия

Для кого-то филокартия является любимым хобби и смыслом жизни, а кто-то даже не может себе представить, как на такого рода занятие можно тратить время и силы. Противники филокартии считают ее пустой тратой времени и бесполезным делом. А сторонники коллекционирования почтовых открыток считают в корне иначе: без увлекательного хобби они себя не представляют.

Чем занимается филокартия? Обратимся к происхождению термина. Как известно, греческий корень филос имеет значение «любить», а слово карта пришло из французского, не изменив значения. Филокартисты – ценители открыток. Хобби зародилось на исходе 19 века, когда почтовые карточки стали крайне популярны. На них изображались достопримечательности различных городов, пейзажные виды, дающие представление о том, как выглядят далекие страны. Нередко предметом изображения были экспонаты всемирно известных музеев. Собирая коллекцию открыток, человек пополнял багаж своих культурных знаний и расширял кругозор.

Филокартия зародилась в 1869 году, когда появилось первое открытое письмо – почтовая открытка. Виды и этнография – первые темы филокартии. Первые сообщества филокартистов стали появляться на границе 19 и 20 веков. Энтузиасты начали организовывать первые конгрессы, на которых собирались коллекционеры и издатели открыток, затем стали проводиться международные выставки. Позже началось издание специальных журналов и каталогов, а также проведение первых аукционов. Коллекционирование открыток на заре XX века стало почти самым популярным видом собирательства.

Считалось, что открытка только тогда может быть ценным предметом коллекции, если она выполнила свою функцию, то есть была послана по почте адресату и им получена, более того, видовые открытки должны быть посланы именно из того города, какой вид на них изображен. Незаполненная открытка не стоила ровным счетом ничего. Первый всемирный почтовый конгресс, состоявшийся в 1878 году, утвердил единый стандарт размера почтовых открыток, 9х14см. На одной стороне открытке надо было писать адрес, с другой стороны собственно находилось изображение. В 1904 году на почтовой открытке появилось специальное место для написания адреса и текста. В 1925 году утверждены новые размеры открытки с высотой 10,5 и шириной 14,5 см.

Раньше многие открытки делались своими руками, что приносило их продавцу на аукционах значительный доход. Самая дорогая открытка того времени стоила 22000 фунтов стерлингов и была выпущена в размере 12 экземпляров. Ценность для коллекционеров представляют редкость самой открытки, присутствие почтового штемпеля, наличие надписей или автографов, тематика рисунков, бывшие известные владельцы, у которых имелись целые собрания разных видов открыток, также имя автора. Например, Альфонс Муха, чешский модернист, известен своими собственноручно выполненными открытками, одна открытка оценивается 1000-10000 долларов. Но для коллекционеров все эти ценности выражаются в денежном вознаграждении.

В современном мире в период стремительного замещения печатной продукции цифровыми носителями информации выпуск открыток резко сократился, но интерес к филокартии остался достаточно высоким. По-прежнему у всех различные критерии для отнесения почтовой открытки к ценной. Правильная организация хранения коллекция имеет очень важное значение. В данный момент существует три способа, которыми хранят коллекции открыток: картотечный, в конвертах и альбомный. Картотечный способ хранения предполагает расположение открыток в ящиках или коробках подходящего размера, которые изготавливает сам коллекционер. На данном этапе по сравнения с моментом зарождения филокартии совершенно разнообразны темы коллекционирования. Наиболее популярны из них поздравительные, этнографические, видовые, портретные, политические, милитаристские, авторские, гламурные, художественные, персональные, артистические, транспортные, рекламные открытки и многие другие.

В России сегодня филокартия возрождается. В 2002 году в культурной столице – Санкт-Петербурге состоялось открытие Центрального детского музея открытки. Был основан Музей открытки как филиал Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства. Это произошло чуть позже – в 2003. Регулярно выпускаются два филокартических журнала: «Филокартия» выходит 5 раз в год, тираж, конечно, очень скромен - всего 800 экземпляров, основан данный журнал А. Шестимировым. Журнал «Жук» выпускается в свет в количестве 1000 штук дважды в год, основан С. Камышевым.

Среди филокартистов встречаются люди разнообразных профессий. Почти у каждого дома есть своя собственная коллекция открыток. Возможно, эти открытки в скором будущем станут началом вашего любимого хобби, а возможно, даже значительной статьей вашего дохода.

Обновлено: 2019-07-10 01:04:04
Автор: donata