"Естественное воспитание" и нужны ли запреты?

Категория: Разное о воспитании детей

детиКогда и как в нашей стране появились отстраненные методы воспитания?

В советское время педиатрия полностью зависела от политики и требований партии. Именно ей необходимо было воспитать такой «вид» людей, которые будут выполнять, что им скажут, и жить, как им скажут. Поэтому практически над всем населением страны ставились эксперименты, всех гребли под одну гребенку. Это может и положительно сказывалось – у всех все одинаковое, нет ни зависти, ни стремления быть первым среди всех (если оно так было на самом деле). Но никогда в советское время не учитывались желания человека, будь то взрослый или ребенок. Не было возможности выделится и делать то, что хочется. Для детей, начиная с самого рождения, все это чревато нарушением развития головного мозга. Известно, что в советское время над детьми проводили эксперименты, проведенные в лабораториях на животных.
 

Советская модель воспитания.

Советской власти было необходимо подавить материнские чувства в женщине для того чтобы она скорее могла идти работать. Самым ярким примером этого стала система яслей и детских садов-интернатов, которые полностью снимали с матерей заботу о своих малышах. В таких учреждениях все было по расписанию и вместе строем. Личные желания детей в счет никак не брались. В свою очередь, этот метод воспитания привел к быстрому увеличению заболеваемости желудочно-кишечного тракта и нервной системы. К примеру, увеличилось количество детей с нарушением развития речи в 3 раза.

Для создания легко управляемых людей партия решила вырастить такое население страны, которое хотело бы кушать только в определенное время. Так родилось кормление по режиму. Сильно поспособствовало этому открытие Павлова, что когда собаки едят по определенному режиму, то у нее к назначенному времени вырабатывается желудочный сок. Но ребенка нельзя сравнивать с собакой. На желание кушать могут оказывать влияние различные причины - прогулка, физические нагрузки, учеба в школе, стрессы по разным причинам (старший брат забрал любимую игрушку, долго рядом не было мамы). К тому же будь питание по режиму прогрессивным, то природа создала хотя бы один вид, питающийся строго в определенное время.

Результатом такого метода воспитания стали погашение материнских инстинктов у женщин и смена ухода за ребенком суррогатами.

Метод естественного воспитания как он есть

Для осуществления данного метода воспитания необходимым условием является наличие постоянного психического и физического контакта мамы и малыша. Ребенок должен получать то, что естественно – чувствовать, что мама всегда находится рядом, чтобы умственное и физическое его развитие проходило правильно.

Такое воспитание подразумевает сближение человека с естественными условиями жизни и представляет собой возвращение к тому, что вложила природа в нас изначально. Маме для полной уверенности в правильности своих действий относительно заботы за малышом следует задавать себе вопрос: как бы в таком случае поступила женщина из древности? Она всегда ребенка носила с собой, даже если была необходимость выйти из своего убежища, иначе он мог быть съеден хищниками. Если бы ребенок не спал рядом с мамой, то он мог умереть из-за холода. Когда древнее племя переходило с места на место, то малышу приходилось быть все время на руках у матери. Изначально в ребенке природой создан механизм, при котором малыш хорошо развивается в случае постоянно тактильного контакта с мамой.

Часто встречается такая закономерность – пока ребенок находится у мамы на руках, он крепко спит, но только его кладут, он сразу же просыпается. Это пример работы инстинкта самосохранения. Грудничок может почувствовать, что его оставили, как только не ощущает маминого запаха, биения ее сердца, тепла ее тела. Головной мозг отвечает на эти сигналы, в результате ребенок просыпается и начинает плакать, зовя маму. При этом тратятся такие важные для малыша энергия и время на привлечение ее внимания, хотя они могли бы расходоваться на правильное формирование головного мозга.

Постоянно ходить с ребенком на руках надо до того момента, пока он не начнет сам спокойно передвигаться, а также спать вместе, ложа его в свою кровать рядом. Психически здоровый человек не может задавить ребенка во сне. Необходимо знать, что родителям, которые употребляют наркотики и алкоголь, нельзя спать вместе с малышом.

Таким образом, советская модель воспитания, относящаяся к отстраненному методу, не приносит особой пользы для человека, а причиняет вред его здоровью, начиная с самого рождения. Естественный же метод направлен на удовлетворение всех физиологический, физических и психических потребностей малыша. И он никак не может быть сложен и труден для матери, так как заложен природой изначально.

Стоит ли использовать метод «естественного воспитания»?

У человека в течение первых семи лет происходит развитие головного мозга и его основных функций. Тем самым закладывается фундамент того, что ребенок сможет приобрести в жизни. Формирование мозговых структур происходит по цепочке: действие – отклик – ответное действие. В нейронах мозга заложена генетическая память, так что, если нервные клетки мозга получили неправильный отклик, то его формирование происходит с отклонениями. В дальнейшем это может привести к развитию таких состояний, как энурез, плохой сон, невроз, фобии, «беспричинные» простуды. Обычно их объясняют органическим поражением ЦНС во время беременности и родов. Это возможно, но все-таки инициатором запуска развития отклонений чаще всего является отстраненное отношение матери к своему ребенку.

Естественное воспитание

Любая мама делает выбор метода воспитания малыша, среди множества его вариантов пытается найти наиболее верный. На сегодня большую популярность имеет естественное воспитание. Основной его чертой является постоянный физический и психический контакт мамы и малыша. Такой метод вовсе не новость, это возвращение к тому, что заложено природой в нас изначально.

Главные принципы этого метода воспитания:

  1.  Должна проводиться аккуратная стимуляция родовой деятельности.
  2.  Новорожденный к груди прикладывается в родзале.
  3.  В роддоме мама с малышом находятся вместе.
  4.  Кормление грудью длится 6 месяцев с исключением введения жидкостей (кроме медицинских показаний) и прикорма.
  5.  Кормление ребенка происходит по требованию.
  6.  Ночные кормления должны быть обязательно.
  7.  Очень приветствуется совместный сон грудничка с родителями, хотя бы до окончания грудного вскармливания.
  8.  Прекращение кормления грудью должно проводиться постепенно, когда малыш готов к переходу полностью на питание обычной едой.
  9.  Предпочтение отдают свободному пеленанию, или же отказываются от него, чтобы грудничок не потел и не прел.
  10.  Желательно, чтобы малышом первое время (до 3-4 месяцев) занималась только мама, не покидая его совсем.
  11.  Все способности развивают согласно потребностям по возрасту. Малыша не учат чтению раньше, чем ходьбе. В 1,5 года ему полезнее уметь застегивать пуговицы, чем считать до 10.


Метод естественного воспитания подразумевает под собой приближение человека к наиболее естественным условиям. Чтобы умственное и физическое развитие ребенка проходило правильно, в первую очередь, он должен получать то, что естественно – телесный контакт с матерью.

Физический контакт с мамой в течение первого года жизни

При рождении ребенок оказывается в чужом незнакомом мире. Чтобы привыкание прошло успешно, ему необходимо чувствовать схожее с тем, что было в утробе матери – ее сердцебиение, запах, звуки работы кишечника, молозиво, похожее по вкусу на околоплодные воды.

Первые несколько месяцев грудничок должен постоянно быть на маминых руках. Уже в 4-5 месяцев ребенок может около 3-х часов проводить не на руках у мамы, а рядом с ней. Как только малыш проявит недовольство - нужно взять его, а не гладить по голове или покачивать люльку. Мама показывает ребенку мир, когда переносит его в разные места, делая домашние дела, гуляя на улице, при этом обязательно разговаривает с ним. При прогулках ребенка стоит класть в коляску, когда он уже спит.

Когда он начинает ползать и сидеть (6-8 месяцев), его кругозор резко расширяется. Тут возможны два патологических варианта поведения мамы с целью безопасности малыша. Первый – это ребенка на руки не брать вообще, и в дальнейшем может развиться синдром «недоласканного» ребенка. Второй вариант – наоборот, носить ребенка на руках постоянно, что чревато беспокойством и замедлением развития. На этом этапе ребенок уже около 7 часов проводит не с мамой.

На 9-11 месяцах у него появляется боязнь чужих людей, и в то же время создается крепкая связь с человеком, осуществляющим уход за ним. Также ребенок начинает осознавать такие понятия как «свой» и «чужой», и соответственно, закладываются правила поведения с незнакомыми людьми. Только в 1 – 1,2 года ребенок помнит людей, которых не видел около недели.

В 12-15 месяцев малыш около 12 часов в день способен проводить без мамы, включая дневной сон. Ночью малыш спит вместе с мамой и должен хотя бы раз приложиться к груди.

Средства и способы достижения постоянного физического контакта мамы и малыша

Если мама выбрала естественное воспитание и уход за малышом, то правильно организовав свое время, она сможет без особого труда сделать все дела по дому.

Средства для ношения малышей:

  1.  Слинг (гамачок), сейчас существуют даже общества «слинг-мамочек».
  2.  Рюкзак-кенгуру (для деток с 6 месяцев).
  3.  Переноска, которая крепится родителю на спину (для детей в возрасте 2-х лет).
  4.  Рюкзаки, раскладывающиеся в коляску-трость.

Благодаря совместному сну, мама может высыпаться и набираться сил. У нее не возникает проблем со здоровьем и не развивается послеродовая депрессия. Из-за этого не приходится отлучаться от малыша. Она активна, мобильна и самостоятельна (так как ребенок всегда рядом).

Для развития мозга и становления психики детей необходимо с рождения носить на руках. Мама много заботится о своем малыше и не отлучается от него до года. Потребность в тактильном контакте с увеличением возраста ребенка не исчезает, просто принимает иную форму.

Познание маленьким ребенком окружающего мира происходит через родителей, через их реакцию на его поведение. В раннем возрасте у ребенка накоплено еще мало поведенческих образцов, он сам не может предвидеть последствия своих поступков. Бывает, дети делают что-то, что по разным причинам не нравится взрослым, и хочется не дать им это делать, запретить действия, которые могут быть как просто отвлекающими или раздражающими, так и опасными для жизни.

Так ли нужны запреты?

В наше время поменялось представление о том, как воспитывать детей. Теперь родители стремятся вырастить личность, максимально лишенную неуверенности в себе и различных комплексов. Но здесь очень важно не путать свободу ребенка с попустительством и вседозволенностью. Такое поведение взрослых приводит к расцвету детского эгоизма. Воспитание без ограничений одно время пропагандировалось в американской педагогике. Все запреты для детей были исключены. Но в реальной жизни, вне семьи, ребенок все равно сталкивался со словом "нельзя", что приводило к сильному стрессу.

Совсем без ограничений поведения не обойтись, но всего должно быть в меру.

К безоговорочным относятся запреты, если речь о жизни и безопасности ребенка и других людей.

В остальных случаях, прежде чем запрещать что-то, стоит задуматься: это несет пользу самому ребенку или все-таки родителям? Например, малыш нарядно одет для прогулки, и вот уже мама постоянно ограничивает его: в песочницу нельзя, на горку нельзя, по лесенке лазить нельзя. Кому нужны эти запреты: маме или малышу? А, может, нужно было просто одеть ребенка попроще и предоставить ему разумную свободу действий? Ведь прогулка с бесконечными "нельзя" не принесет пользы ни маме, ни малышу.

Как правильно не разрешать

Зачастую между родителями и детьми возникают ссоры вследствие того, что ребенок не понимает запретов, не понимает слово "нельзя". Но и тут можно найти выход. Да, это сложно, придется применять хитрость, предусмотрительность, включать фантазию. Проще всего не доводить ситуацию до запретов. Например, речь идет о том, что ребенку нельзя что-то брать (ножницы, мобильный телефон и т.д.), нужно убрать этот предмет подальше, туда, где малыш его не достанет.

А если все же приходится что-то запрещать, то стоит придерживаться простых правил:

1. Запретов не должно быть много.

Хорошо бы все же контролировать свои запреты, давать ребенку возможность почаще проявлять свою самостоятельность и при этом поощрять его. Множество запретов ограничивают ребенка, тормозят его развитие. Он уже боится сделать что-то неправильно, старается сам ничего не предпринимать. Когда очень многого нельзя, ребенок постоянно злится на родителей, что ведет к новым ссорам и конфликтам.

2. Запрет должен быть четким и выполнимым. Не стоит говорить: "Больше не будешь смотреть телевизор", лучше сказать: "Сегодня ты не будешь смотреть телевизор".

3. Запрещая, нужно обязательно объяснить, почему нельзя это делать. Разговор должен идти на понятном ребенку языке, спокойным голосом, без криков и оскорблений.

4. Нужно установить с ребенком зрительный контакт, начиная разговор, опуститься на уровень ребенка. Тогда у малыша не возникнет чувства, что взрослые на него давят.

5. Запреты не должны зависеть от настроения родителей. Если сегодня что-то запрещается ребенку, а завтра то же самое, с изменением настроения родителей уже разрешается, то малыш не будет воспринимать это как запрет.

В любом случае, как бы правильно себя родители ни вели, запрещая что-то, ребенок в такой ситуации испытывает негативные эмоции. Очень важно сказать малышу, что его понимают и любят. Доверие и любовь родителей способствуют установлению гармоничных отношений между ними и детьми, помогают ребенку преодолеть последствия своих ошибок.

Интересное