Что такое высшие психические функции?

Категория: Разное

мышлениеПонятие «высшие психические функции» впервые ввел советский психолог Лев Семенович Выготский, причем изначально он предлагал несколько иную формулировку: «высшие психологические функции», но со временем прижился современный термин. Итак, в начале двадцатого века, было дано определение социальным, систематизированным, произвольным и взаимосвязанным психическим процессам, свойственным человеку, имя которым высшие психические функции.

Эти функции не зависят ни от инстинктов, ни от рефлексов и имеют четкую культурную наследственность, так как тесно взаимосвязаны с развитием человеческой культуры. К основным высшим психическим функциям относят:

  • Речь;

  • Восприятие;

  • Память;

  • Мышление;

  • Эмоции.

Современные ученые расходятся во мнении, следует ли относить к высшим психическим функциям такие особенности человеческой психологии, как:

  • Внимание;

  • Воля;

  • Мотивация;

  • Чувства.

Поскольку ключевое звено в определении высших психических функций – спонтанность их возникновения, то сложно оценить природу возникновения перечисленных функций в масштабах определенной культурной среды, а не отдельно взятого человека, для которого, определенно, эти явления произвольны.

Основные высшие психические функции

речьРечь

Пожалуй, самая основная психическая функция человека – речь, используемая для общения, так как именно коммуникация придает человеческой расе социальность, главное свойство развитого общества.

Удивительно, что семантика речи имеет лишь второстепенное значение: до 70% информации человек получает с помощью оценки интонации собеседника, частоты и тембра его голоса. Эта особенность человеческой речи определяет способность новорожденных воспринимать и понимать любой язык: при развитии речевых функций не имеет никакого значения к какой языковой группе относятся родители данного ребенка. Со временем в головном мозге образуются определенные связи, отвечающие за речевое восприятие, вот почему с возрастом способность к изучению языков снижается.

Восприятие

восприятияВ процессе эволюции человек получил ещё одну способность, без которой одна только функция речи была бы довольно бессмысленной в плане глубокой социализации общества: восприятие. Это сложный психический процесс, направленный на обработку входящей информации об окружающем мире, собеседниках и предметах, который отвечает за анализ и оценку полученных данных.

В процессе взаимодействия с окружающей средой, мозг вынужден производить постоянную обработку происходящего вокруг, для того, чтобы вовремя дать сигнал человеку о необходимости предприятия того или иного действия, в зависимости от наступивших обстоятельств. Например, если собеседник использует ненормативную лексику, переходит на повышенные тона, агрессивно смотрит в глаза, то мозг подсказывает, как лучше вести, чтобы обезопасить себя, что ответить, чтобы сгладить конфликт и как в целом реагировать на проявления агрессии. Важную роль в процессе такого анализа играет не только человеческая речь, но и мышление, которое помогает «переварить» полученную информацию, получить данные о предыдущем опыте и дать оценку собственным действиям в конкретной ситуации.

Мышление

девочка думаетМышление – ещё одна функция человеческой психики, которая помогает опосредовано и обобщенно отразить происходящую вокруг действительность, учитывая различные взаимосвязи и закономерности отдельно взятых элементов существующей реальности.

Мышление помогает распознать смысл речи, разобраться в природе происхождения тех или иных предметов и явлений, что помогает строить догадки о будущем, оценивать настоящее и анализировать прошлый опыт. Мышление играет ключевую роль в развитии человеческой цивилизации: без него не возможно строить теории, гипотезы и выбирать пути решения сложных задач.

Память

памятьСледующая функция в этой неразрывной цепочке – память, которая позволяет накапливать опыт, необходимый для последующего анализа. Память – основное свойство центральной нервной системы, которое помогает сохранять информацию о происходящих явлениях на некоторое время. Выделяют кратковременную и долговременную память, но как бы то ни было, детально помнить все события собственной жизни бесконечно попросту невозможно. Поскольку человеческая память складывается из трёх важных элементов:

  1. Запоминание событий.

  2. Хранение обработанной информации.

  3. Воспроизведение сохраненной информации.

И если на качество первых двух этапов человек повлиять практически не может, то при воспроизведении информации на конечный итог влияет множество факторов: эмоции, собственное отношение к происходящему, защитные функции психики. Таким образом, мозг имеет способность вносить корректировки в прошедшие события и человек начинает думать, что именно так все и было, хотя на самом деле первоначальная картина событий может кардинально отличаться от того, что хранится в человеческой памяти.

Однако такая особенность памяти имеет и положительную сторону: например, при хранении информации о печальных и трагичных событиях. Со временем мозг «стирает» наиболее страшные моменты, поэтому процесс восстановлениях после психологических травм происходит тем быстрее, чем чаще человек вспоминает от травмирующей ситуации.

Эмоции

эмоцииЭмоции – самая молодая психическая функция. С течением времени человек приобретает все новые и новые эмоции. С точки зрения терминологии, эмоции – это определение внутреннего состояния человека к происходящим событиям, людям, явлениям и собственному я. Выделяют всего семь основных эмоций:

  1. Страх.

  2. Радость.

  3. Гнев.

  4. Печаль.

  5. Отвращение.

  6. Презрение.

  7. Удивление.

Эти эмоции называются базовыми, на их основе выстраиваются все чувства, которые испытывает человек. Возникают эмоции во время анализа возможности удовлетворения собственных потребностей: если ожидалось их удовлетворение, но оно не произошло – проявляется одна эмоция, если ожидалось неудовлетворение, и оно случилось – другая.

Однако эмоции не всегда помогают дать правильную оценку происходящему и, порой, мешают другим высшим психологическим функциям правильно выполнять возложенные на них обязанности. Например, гнев – мешает мышлению рационально оценить ситуацию, печаль – вносит апатию в поведение человека, что тормозит скорость принятия решений, а страх может искажать действительность, что негативно сказывается на функции памяти.

К счастью, все эмоции по своей природе довольно непродолжительные явления. Они помогают человеку регулировать собственную активность, направленную на преодоление возникших препятствий, выполняют защитную функцию и сигнализируют о рациональности конкретных действий в данный момент времени.

Важно отличать эмоции от чувств. Эмоции лишь дают кратковременную оценку происходящему: например, печаль от опоздания на последний автобус. Чувства же линейны и длительны: тоска по умершему родственнику.

Проявление высших психических функций

радостьВсе описанные высшие психические функции свойственны не только человеку: многие животные также проявляют те или иные функции в процессе жизнедеятельности. Доказано, что дельфины используют ультразвук для общения, высшим приматам свойственно мышление, некоторые виды попугаев способны запоминать и воспроизводить звуки, произносимые человеком. Даже у головоногих моллюсков наблюдаются высшие психические функции, такие как память и восприятие.

При оценке наличия проявлений тех или иных высших психических функций, важно дифференцировать природу их возникновения от рефлекторно приобретенных способностей. Например, многие животные имеют способности к дрессировке и можно было бы предположить, что эта особенность основывается на памяти, однако в природе лежат условно приобретенные рефлексы.

Значение высших психических функций

офисКлючевое значение высших психических функций – образование социальных связей, без которых не было бы возможным развитие современного человеческого общества. С другой стороны, эволюция центральной нервной системы, которая привела к развитию психических функций, имеет немаловажное значение и для отдельно взятого человека: высшие функции нервной системы помогают конкретному индивиду преодолевать психологические кризисы, развивать собственные способности, познавать мир, изучая явления, происходящие вокруг. Таким образом, человеческая жизнь наполняется новыми красками и приобретает смысл.

Обновлено: 2019-07-10 01:06:20
Автор: donata